Семинар № 8. Дети с церебральным параличом.
Цель: знакомство с определением, этиологией и основными формами церебрального паралича.
Основные психологические понятия по теме:
Атонически – астатическая форма (мозжечковая) – характеризуется низким мышечным тонусом.
Гемиплегия – поражение либо правой, либо левой половине тела.
Гемипаретическая форма (детская церебральная гемиплегия) – одностороннее повреждение двигательной зоны коры головного мозга.
Гиперкинезы – внезапные, повторяющиеся стереотипные движения или вокализации, вызванные непроизвольной кратковременной активацией мышц или мышечных групп.
Гиперкинетическая форма – двигательные расстройства. Проявляющиеся в виде насильственных непроизвольных движений – гиперкинезов.
ДЦП – это группа двигательных нарушений, возникающих при поражении двигательных систем головного мозга и проявляющихся в недостатке или отсутствии контроля сл стороны ЦНС за функционирование мышц.
Двойная гемиплегия – самая тяжелая форма ДЦП. Тяжелые двигательные нарушения во всех четырех конечностях
Диплегия (параплегия) – поражение либо верхних, либо нижних конечностей.
Моноплегия – редко встречающееся поражение одной конечности.
Мышечная ригидность – повышенный мышечный тонус общего или частичного характера.
Спастическая диплегия – двигательные нарушения в верхних и нижних конечностях, ноги поражаются сильнее, чем руки.
Тетраплегия- общее поражение всех четырех конечностей.
Тики – неожиданные, быстрые, непроизвольные, стереотипно повторяющиеся автоматизированные мышечные сокращения.
Тремор – дрожание в различных мышечных группах – мышцах языка, пальцев рук, дрожание в ногах.
План:
Психическое развитие при церебральном параличе.
Олигофрения у детей с ДЦП
Особенности личностного развития у детей ДЦП.
Коррекционно-психологическая работа с детьми ДЦП
Вопросы для самопроверки
Определите понятие «детский церебральный паралич».
Укажите основные причины ДЦП.
В чем проявляются нарушения ВПФ при ДЦП?
Дайте характеристику ЗПР у детей с ДЦП
В чем проявляются особенности эмоционально-волевой сферы у детей с ДЦП?
Дайте характеристику речевых нарушений при ДЦП.
Каковы особенности личности у детей с ДЦП?
Литература
Аннете Финк Кондуктивная педагогика А.Пете. – М.: Академия, 2003.
Левченко И.Ю., Приходько О.Г. Технология обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата.- М.: Академия, 2001.
Специальная психология / Под ред. В.И. Лубовского. – М.: «Академия», 2006. С. 367-391.
Специальная педагогика/ Под ред. Н.М. Назаровой. – 2-е стереотипное издание.- М.: Издательский центр «Академия», 2003. С. 316-332
Основы специальной психологии. / Под ред. Л.В. Кузнецовой.- М.: Издательский центр «Академия», 2003.
Дополнительная литература
Устинова Е.В. Возрастная динамика особенностей тревожности и страхов у детей и подростков с церебральным параличом. – Специальная психология, 2010, № 3-4 (25-26). С.16-22.
Дополнительные материалы к семинарскому занятию
Коррекционная работа при ДЦП
Направления коррекционной работы в младенчестве | Направления коррекционной работы в раннем возрасте | Направления коррекционной работы в дошкольном возрасте |
1.Развитие эмоционального общения со взрослыми 2. нормализация тонуса мышц и моторики артикуляционного аппарата 3. стимуляция голосовых реакций, звуковой и речевой активности 4. коррекция кормления. 5. развитие сенсорных процессов 6. развитие речевого дыхания и голоса 7.Формирования движений руки и действий с предметами 8. формирование подготовительных этапов понимания речи.
| 1.формирование предметной деятельности 2. формирование наглядно-действенного мышления, произвольного и устойчивого внимания. 3. формирование речевого и предметно-практического общения с окружающими. 4. развитие знаний и представлений об окружающем (с обобщающей функцией слова) 5. стимуляция сенсорной активности 6. формирование функциональных возможностей кистей и пальцев рук 7. развитие зрительно-моторной координации. 8. развитие навыков опрятности и самообслуживания. | 1. развитие игровой деятельности 2. развитее речевого общения со окружающими. 3. расширение запаса знаний об окружающем мире. 4. развитее сенсорных функций. 5. формирование математических представлений. 6. развитее ручной умелости и подготовка руки к овладению письмом. 7. воспитание навыков самообслуживания и гигиены. 8. подготовка к школе. |
Двигательные нарушения при ДЦП | Особенности клинических проявлений |
Спастичность | Повышение мышечного тонуса. Мышцы в этом случае напряжены |
Ригидность | Мышцы напряжены, находятся в состоянии тенатуса (максимальное напряжение мышечного тонуса). Нарушается плавность и слаженность мышечного взаимодействия. |
Дистония | Меняющийся характер напряжения мышечного тонуса. Мышечный тонус в этом случае отличается непостоянством, изменчивостью. В покое мышцы расслаблены, при попытках к движению тонус резко нарастает, в результате чего движение может оказаться невозможным. |
Гиперкинезы | Непроизвольные насильственные движения, обусловленные переменным тонусом мышц, с наличием неестественных поз и незаконченных движений. Они могут наблюдаться в покое и усиливаться при попытках произвести движения, а также во время волнения. |
Тремор | Дрожание пальцев рук и языка. Тремор наиболее выражен при целенаправленных движениях (например, письме). В конце целенаправленного движения тремор усиливается, например, при приближении пальцев к носу при закрытых глазах. |
Нарушение ощущений движений (кинестезии) | При всех формах церебрального паралича нарушается проприоцептивная регуляция движения. Эти нарушения резко затрудняют выработку тех условно-рефлективных связей, на основе которых формируется чувство положения в пространстве. Нарушение ощущений движений еще более обедняет двигательный опыт ребенка, способствует развитию однообразия в совершении отдельных движений, задерживает формирование тонких координированных движений. |
Синкинезии | Непроизвольные содружественные движения, сопровождающие выполнение активных движений (например, при попытке взять предмет одной рукой происходит сгибание другой руки ребенка; ребенок не может разогнуть согнутые пальцы рук, а при выпрямлении всей руки пальцы разгибаются) |
Гипотония (низкий мышечный тонус) | Мышцы конечностей и туловища слабые, дряблые, вялые. При гипотонии объем пассивных движений значительно больше нормального. |
Нарушения координации и равновесия движений (атаксия) | Наблюдается туловищная атаксия в виде неустойчивости при сидении, стоянии, ходьбе. В тяжелых случаях ребенок не может сидеть или стоять без поддержки. Отмечается неустойчивость походки. Ребенок не может захватить предмет и поместить его в заданное место. Нарушена координация тонких, дифференцированных движений. В результате ребенок испытывает трудности в манипулятивной деятельности и при письме. |
- Планы и умм к практическим (семинарским ) занятиям по дисциплине «Специальная психология»
- Семинар № 2. Дети с тяжёлыми нарушениями в развитии
- Семинар № 3. Дети с лёгкими нарушениями в развитии.
- Дополнительная литература
- Семинар № 4. Дети с нарушения слуха.
- Семинар № 5. Дети с нарушениями зрения.
- Семинар № 6. Характеристика детей с ранним детским аутизмом.
- Семинар № 7. Особенности обучения и воспитания детей, с особыми образовательными потребностями.
- Семинар № 8. Дети с церебральным параличом.
- Семинар № 9. Развитие и образование детей со сложными нарушениями развития.
- Задания для кср
- Де 1 Введение в специальную психологию.
- Де 2. Психолого-педагогическая помощь умственно отсталым детям.
- Де 3. Психолого-педагогическая помощь детям с задержкой психического развития.
- Де 4. Психолого-педагогическая помощь детям с нарушениями слуха.
- Де 5. Психолого-педагогическая помощь детям с нарушениями зрения.
- Де 6. Психолого-педагогическая помощь детям с церебральным параличом.
- Де 7. Психолого-педагогическая помощь детям с аутизмом.
- Де 8. Психолого-педагогическая помощь детям с нарушениями речи.
- Де 9. Психолого-педагогическая помощь детям со сложными нарушениями.
- Тестовые материалы для самопроверки по курсу «Специальная психология» Тест №1
- Тест №2
- Тест №3
- Тест №4. Клинические основы интеллектуальных нарушений
- 6. Методические рекомендации для студентов по освоению дисциплины
- 7.3 Структурно-логические схемы, таблицы.
- 1. «Конфликтная» проба (кулак - палец).
- 2. Проба на смену руки:
- 3. Проба на исследование пространственной организации движений
- 4. Проба на исследование зрительно-пространственных операций.
- 5. Проба на запоминание и воспроизведение слов
- 6. Проба на установление последовательности событий
- 7. Проба, раскрывающая понимание текста.
- I Социальное развитие
- 2 Средства общения ребенка
- 4. Особенности поведения и эмоционально-волевой сферы.
- 5. Особенности характера
- II Физическое развитие
- IV. Обследование развития речи.
- V. Обследование деятельности
- 7.9 Художественные фильмы, рекомендуемые для просмотра по курсу «Основы специальной психологии»
- 9. Рейтинг- план оценки и успеваемости студентов
- 10. Список основной и дополнительной литературы по дисциплине (См. Рекомендации к учебной программе).
- 11. Полезные ссылки и Интернет-ресурсы