logo
Cеминары, Специальная психология

Семинар № 8. Дети с церебральным параличом.

Цель: знакомство с определением, этиологией и основными формами церебрального паралича.

Основные психологические понятия по теме:

Атонически – астатическая форма (мозжечковая) – характеризуется низким мышечным тонусом.

Гемиплегия – поражение либо правой, либо левой половине тела.

Гемипаретическая форма (детская церебральная гемиплегия) – одностороннее повреждение двигательной зоны коры головного мозга.

Гиперкинезы – внезапные, повторяющиеся стереотипные движения или вокализации, вызванные непроизвольной кратковременной активацией мышц или мышечных групп.

Гиперкинетическая форма – двигательные расстройства. Проявляющиеся в виде насильственных непроизвольных движений – гиперкинезов.

ДЦП – это группа двигательных нарушений, возникающих при поражении двигательных систем головного мозга и проявляющихся в недостатке или отсутствии контроля сл стороны ЦНС за функционирование мышц.

Двойная гемиплегия – самая тяжелая форма ДЦП. Тяжелые двигательные нарушения во всех четырех конечностях

Диплегия (параплегия) – поражение либо верхних, либо нижних конечностей.

Моноплегия – редко встречающееся поражение одной конечности.

Мышечная ригидность – повышенный мышечный тонус общего или частичного характера.

Спастическая диплегия – двигательные нарушения в верхних и нижних конечностях, ноги поражаются сильнее, чем руки.

Тетраплегия- общее поражение всех четырех конечностей.

Тики – неожиданные, быстрые, непроизвольные, стереотипно повторяющиеся автоматизированные мышечные сокращения.

Тремор – дрожание в различных мышечных группах – мышцах языка, пальцев рук, дрожание в ногах.

План:

  1. Психическое развитие при церебральном параличе.

  2. Олигофрения у детей с ДЦП

  3. Особенности личностного развития у детей ДЦП.

  4. Коррекционно-психологическая работа с детьми ДЦП

Вопросы для самопроверки

  1. Определите понятие «детский церебральный паралич».

  2. Укажите основные причины ДЦП.

  3. В чем проявляются нарушения ВПФ при ДЦП?

  4. Дайте характеристику ЗПР у детей с ДЦП

  5. В чем проявляются особенности эмоционально-волевой сферы у детей с ДЦП?

  6. Дайте характеристику речевых нарушений при ДЦП.

  7. Каковы особенности личности у детей с ДЦП?

Литература

  1. Аннете Финк Кондуктивная педагогика А.Пете. – М.: Академия, 2003.

  2. Левченко И.Ю., Приходько О.Г. Технология обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата.- М.: Академия, 2001.

  3. Специальная психология / Под ред. В.И. Лубовского. – М.: «Академия», 2006. С. 367-391.

  4. Специальная педагогика/ Под ред. Н.М. Назаровой. – 2-е стереотипное издание.- М.: Издательский центр «Академия», 2003. С. 316-332

  5. Основы специальной психологии. / Под ред. Л.В. Кузнецовой.- М.: Издательский центр «Академия», 2003.

Дополнительная литература

  1. Устинова Е.В. Возрастная динамика особенностей тревожности и страхов у детей и подростков с церебральным параличом. – Специальная психология, 2010, № 3-4 (25-26). С.16-22.

Дополнительные материалы к семинарскому занятию

Коррекционная работа при ДЦП

Направления коррекционной работы в младенчестве

Направления коррекционной работы в раннем возрасте

Направления коррекционной работы в дошкольном возрасте

1.Развитие эмоционального общения со взрослыми

2. нормализация тонуса мышц и моторики артикуляционного аппарата

3. стимуляция голосовых реакций, звуковой и речевой активности

4. коррекция кормления.

5. развитие сенсорных процессов

6. развитие речевого дыхания и голоса

7.Формирования движений руки и действий с предметами

8. формирование подготовительных этапов понимания речи.

1.формирование предметной деятельности

2. формирование наглядно-действенного мышления, произвольного и устойчивого внимания.

3. формирование речевого и предметно-практического общения с окружающими.

4. развитие знаний и представлений об окружающем (с обобщающей функцией слова)

5. стимуляция сенсорной активности

6. формирование функциональных возможностей кистей и пальцев рук

7. развитие зрительно-моторной координации.

8. развитие навыков опрятности и самообслуживания.

1. развитие игровой деятельности

2. развитее речевого общения со окружающими.

3. расширение запаса знаний об окружающем мире.

4. развитее сенсорных функций.

5. формирование математических представлений.

6. развитее ручной умелости и подготовка руки к овладению письмом.

7. воспитание навыков самообслуживания и гигиены.

8. подготовка к школе.

Двигательные нарушения при ДЦП

Особенности клинических проявлений

Спастичность

Повышение мышечного тонуса. Мышцы в этом случае напряжены

Ригидность

Мышцы напряжены, находятся в состоянии тенатуса (максимальное напряжение мышечного тонуса). Нарушается плавность и слаженность мышечного взаимодействия.

Дистония

Меняющийся характер напряжения мышечного тонуса. Мышечный тонус в этом случае отличается непостоянством, изменчивостью. В покое мышцы расслаблены, при попытках к движению тонус резко нарастает, в результате чего движение может оказаться невозможным.

Гиперкинезы

Непроизвольные насильственные движения, обусловленные переменным тонусом мышц, с наличием неестественных поз и незаконченных движений. Они могут наблюдаться в покое и усиливаться при попытках произвести движения, а также во время волнения.

Тремор

Дрожание пальцев рук и языка. Тремор наиболее выражен при целенаправленных движениях (например, письме). В конце целенаправленного движения тремор усиливается, например, при приближении пальцев к носу при закрытых глазах.

Нарушение ощущений движений (кинестезии)

При всех формах церебрального паралича нарушается проприоцептивная регуляция движения. Эти нарушения резко затрудняют выработку тех условно-рефлективных связей, на основе которых формируется чувство положения в пространстве. Нарушение ощущений движений еще более обедняет двигательный опыт ребенка, способствует развитию однообразия в совершении отдельных движений, задерживает формирование тонких координированных движений.

Синкинезии

Непроизвольные содружественные движения, сопровождающие выполнение активных движений (например, при попытке взять предмет одной рукой происходит сгибание другой руки ребенка; ребенок не может разогнуть согнутые пальцы рук, а при выпрямлении всей руки пальцы разгибаются)

Гипотония (низкий мышечный тонус)

Мышцы конечностей и туловища слабые, дряблые, вялые. При гипотонии объем пассивных движений значительно больше нормального.

Нарушения координации и равновесия движений (атаксия)

Наблюдается туловищная атаксия в виде неустойчивости при сидении, стоянии, ходьбе. В тяжелых случаях ребенок не может сидеть или стоять без поддержки. Отмечается неустойчивость походки. Ребенок не может захватить предмет и поместить его в заданное место. Нарушена координация тонких, дифференцированных движений. В результате ребенок испытывает трудности в манипулятивной деятельности и при письме.