Семинар № 5. Дети с нарушениями зрения.
Цель: знакомство с основами тифлопсихологии и тифлопедагогики.
Основные психологические понятия по теме:
Ослепшие – дети, утратившие зрение в дошкольном возрасте и позже.
Слабовидящие – дети с остротой зрения от 0, 05 до 0,2
Сенсомоторные нарушения-нарушения образного мышления, затруднения в зрительной регуляции действий.
Слепорожденные – дети с врожденной тотальной слепотой или ослепшие в возрасте до трех лет.
Слепые дети - полное отсутствие зрительных ощущений, либо имеющих остаточное зрение или сохраненная способность к светоощущению
Тифлопсихология – наука изучающая закономерности и особенности развития лиц с нарушениями зрения, формирование компенсаторных процессов.
Тотально слепые – дети с полным отсутствием зрительных ощущений.
Частично, или парциально слепые – дети, имеющие светоощущения, форменное зрение.
План:
1. Особенности развития познавательной сферы слепых детей.
2. Особенности личностного развития слепых детей
3. Речь и общение при нарушениях зрения.
4. Эмоционально-волевая сфера при нарушениях зрения.
5. Особенности психологической коррекции и реабилитации слепых и слабовидящих детей.
Вопросы для самопроверки
1. Что такое тифлопсихология?
2. Как влияет нарушенное зрение на формирование личности?
3. Каково влияние нарушения зрения на развитие сенсорной сферы слепых и слабовидящих.
4. Каковы особенности познавательной сферы слепых и слабовидящих?
5. Как влияет слепота и слабовидение на формирование и развитие эмоционально-волевой сферы?
Литература
Лапп Е.А. развитие связной речи детей 5-7 лет с нарушениями зрения. М.: ТЦ Сфера, 2000.
Основы специальной психологии. / Под ред. Л.В. Кузнецовой.- М.: Издательский центр «Академия», 2003.
Специальная педагогика/ Под ред. Н.М. Назаровой. – 2-е стереотипное издание.- М.: Издательский центр «Академия», 2003. С.279-300
Специальная психология / Под ред. В.И. Лубовского. – М.: «Академия», 2006. 194-367.
Дополнительная литература
Кантор В.З. Реабилитация инвалидов по зрению как специфическая педагогическая деятельность. – Дефектология, №5. С.38-44.
- Планы и умм к практическим (семинарским ) занятиям по дисциплине «Специальная психология»
- Семинар № 2. Дети с тяжёлыми нарушениями в развитии
- Семинар № 3. Дети с лёгкими нарушениями в развитии.
- Дополнительная литература
- Семинар № 4. Дети с нарушения слуха.
- Семинар № 5. Дети с нарушениями зрения.
- Семинар № 6. Характеристика детей с ранним детским аутизмом.
- Семинар № 7. Особенности обучения и воспитания детей, с особыми образовательными потребностями.
- Семинар № 8. Дети с церебральным параличом.
- Семинар № 9. Развитие и образование детей со сложными нарушениями развития.
- Задания для кср
- Де 1 Введение в специальную психологию.
- Де 2. Психолого-педагогическая помощь умственно отсталым детям.
- Де 3. Психолого-педагогическая помощь детям с задержкой психического развития.
- Де 4. Психолого-педагогическая помощь детям с нарушениями слуха.
- Де 5. Психолого-педагогическая помощь детям с нарушениями зрения.
- Де 6. Психолого-педагогическая помощь детям с церебральным параличом.
- Де 7. Психолого-педагогическая помощь детям с аутизмом.
- Де 8. Психолого-педагогическая помощь детям с нарушениями речи.
- Де 9. Психолого-педагогическая помощь детям со сложными нарушениями.
- Тестовые материалы для самопроверки по курсу «Специальная психология» Тест №1
- Тест №2
- Тест №3
- Тест №4. Клинические основы интеллектуальных нарушений
- 6. Методические рекомендации для студентов по освоению дисциплины
- 7.3 Структурно-логические схемы, таблицы.
- 1. «Конфликтная» проба (кулак - палец).
- 2. Проба на смену руки:
- 3. Проба на исследование пространственной организации движений
- 4. Проба на исследование зрительно-пространственных операций.
- 5. Проба на запоминание и воспроизведение слов
- 6. Проба на установление последовательности событий
- 7. Проба, раскрывающая понимание текста.
- I Социальное развитие
- 2 Средства общения ребенка
- 4. Особенности поведения и эмоционально-волевой сферы.
- 5. Особенности характера
- II Физическое развитие
- IV. Обследование развития речи.
- V. Обследование деятельности
- 7.9 Художественные фильмы, рекомендуемые для просмотра по курсу «Основы специальной психологии»
- 9. Рейтинг- план оценки и успеваемости студентов
- 10. Список основной и дополнительной литературы по дисциплине (См. Рекомендации к учебной программе).
- 11. Полезные ссылки и Интернет-ресурсы