logo
Cеминары, Специальная психология

Планы и умм к практическим (семинарским ) занятиям по дисциплине «Специальная психология»

Семинар № 1. Современные представления о нормальном и отклоняющемся развитии

Цель: сформировать представление об особенностях психического развития и его влияние на ребёнка в целом.

Основные психологические понятия по теме

Анозогнозия – невозможность осознания, отрицание болезни (недостатка) или ее тяжести

Аномальное развитие – значительное отклонение от условно-возрастных норм физического и психического развития, вызванное серьезными врожденными или приобретенными дефектами и обуславливающее необходимость специальных условий воспитания. Обучения и развития.

Асихронии –неравномерное, диспропорциональное психическое развитие.

Дизонтогенез – нарушения развития психики в целом или ее отдельных составляющих.

Нарушения первичные, ядерные – малообратимые изменения в параметрах работы той или иной функции, вызванные непосредственным воздействием патогенного фактора.

Нарушения вторичные, системные – обратимые изменения процесса развития психических функций, непосредственно связанных с первично поврежденной функцией.

Нарушения третичные, факультативные – нарушения разных сторон психики, не имеющих непосредственных связей с первично поврежденной функцией.

Ретардация – незавершенность отдельных этапов развития, при которых не происходит смены более ранних форм развития более прогрессивными, отсутствует инволюция (угасание0 более ранних форм развития.

Сложный дефект – сочетание двух и более дефектов развития, имеющих особую структуру, качественно отличную от его составляющих.

План:

  1. Современные критерии психологического здоровья личности.

  2. Понятие идеальной и аномальной нормы развития (теория о первичном и вторичном дефектах Л.С.Выготского)

  3. Сущность феномена нарушенного развития.

  4. Типы нарушения психического развития: недоразвитие, задержанное развитие, повреждённое развитие, искажённое развитие, дисгармоничное развитие.

  5. Основные классификации нарушений в психическом развитии.(не менее 3)

6. Причины отклонений в развитии.

Вопросы для самоконтроля:

  1. В чём состоит практическое значение различных норм развития.

  2. В чём состоит основное методическое и методологическое значение понимания дефекта как потенциального источника компенсации и развития.

  3. Развитие понятия « недоразвитие» и «задержанное развитие».

  4. Структура нарушенного развития и ее основные характеристики.

  5. Роль Л.С. Выготского в становление отечественной специальной психологии

  6. Чем объясняется многообразие форм отклонений в развитии?

  7. Каковы основные принципы классификаций разных форм отклонений в развитии?

  8. В достоинства и недостатки классификации В.В. Лебединского?

  9. Чем определяются возможности создания новых классификаций?

Литература

  1. Лебединский В.В. Нарушения психического развития в детском возрасте. – М. : Академия, 2004

  2. Мастюкова Е.М. Лечебная педагогика. – М., 1997.

  3. Основы специальной психологии. / Под ред. Л.В. Кузнецовой.- М.: Издательский центр «Академия», 2003. С.52-58, 93-103, 152-157, 189-191, 338-345, 377-384..

  4. Специальная педагогика/ Под ред. Н.М. Назаровой. – 2-е стереотипное издание.- М.: Издательский центр «Академия», 2003. С.228-229, 249-253,282-286,302-308.

  5. Сорокин В.М. Специальная психология. Учебное пособие/ Под научн. ред. Л.М. Шипициной. – СПб.: «Речь», 2004. С. 85-91.., 108-124, 125-151

  6. Специальная психология / Под ред. В.И. Лубовского. – М.: «Академия», 2006. С. 18-34.

  7. Шаповал И.А. Специальная психология. Учебное пособие. - М.: ТЦ Сфера, 2005.С. 6-29, 48-82, 82- 123

Дополнительная литература

Чебеляев И.Ю. Роль наследственных факторов в развитии недифференцированной умственной отсталости. Специальная психология, 2010, № 2 . С.21-25.

Дополнительные материалы к семинарскому занятию

Таблица 1. Сравнительная характеристика дефектов

Первичный дефект

Вторичный дефект

1.Первичный дефект напрямую связан с биологическим характером болезни (например: слепой ребенок – первичный дефект – нарушение зрения)

2. Первичный дефект может носить характер недоразвития, повреждения, сочетанный дефект

3. Первичный дефект не поддается коррекции.

4.Первичный дефект связан с биологическими нарушениями.

5. На ранних этапах обучения м воспитания основное препятствие создают первичные дефекты.

1. Вторичные дефекты возникают в процессе аномального социального развития (пример: вторичный дефект – нарушение речи)

2. Вторичный дефект – то, на что направлена коррекция, психологическими средствами можно воздействовать на вторичный дефект, который формируется в процессе усвоения социального опыта.

3. Вторичный дефект поддается коррекции и может быть компенсирован.

4. Для вторичного дефекта характерны социальные нарушения

5. Вторичные дефекты создают сложности по мере обучения и воспитания.

Вторичные дефекты характерны для тех функций, которые в момент воздействия вредности находятся в сензитивном периоде.

Чем дальше функция от первично поврежденной, тем она сохраннее.

Чем сложнее психическая функция, чем больше звеньев она в себя включает, тем больше проявлений вторичного нарушения (например: для нормального функционирования логического мышления необходимо множество компонентов – сенсорика, речь, пространственные представления. Повреждение этих функций ведет к дефекту логического мышления)

В зависимости от места первичного дефекта, вторичное недоразвитие может двигаться снизу вверх и сверху в низ.

Определенную роль в возникновении вторичных нарушений оказывает социальная депривация.

Независимо от своей специфики дефект создает препятствие общению ребенка с окружающим миром, тормозит усвоение ребенком знаний, навыков, умений.

Если ребенок не становится объектом психолого-педагогических воздействий, то это ведет к микро социально-педагогической запущенности, что усугубляет задержки в развитии, ведет к формированию определенного дефекта личности ребенка.

Схема 1. Опосредующие факторы

    1. Локализация фактора.

    2. Интенсивность фактора.

    3. Экспозиция фактора.

    4. Частота.

    5. Возраст.

    6. Компенсаторные возможности.

    7. Качество помощи.

Схема 2. Условия нормального психического развития

    1. Сохранность структур и функций ЦНС.

    2. Сохранность речевых систем.

    3. Сохранность анализаторных систем.

    4. Адекватное возрасту воспитание и обучение.

5. Физическое здоровье.

Схема 3. Классификация психических и поведенческих расстройств «МКБ — 10».

1 Раздел: «Умственная отсталость», дифференцируемая по степени выраженности: легкая, умеренная, глубокая, а также «другая» и «неуточненная»

2 Раздел: «Нарушения психического развития», включающий специфические расстройства речи и школьных навыков (чтение, счет, письмо). Отдельно обозначены так называемые общие расстройства развития: детский аутизм, атипичный аутизм, синдром Ретта, гиперактивные расстройства, сочетающиеся с умственной отсталостью и стереотипными движениями. Сюда же включен синдром Аспергера и другие общие нарушения.

3 Раздел: «Поведенческие и эмоциональные расстройства, начинающиеся обычно в детском и подростковом возрасте» Патологии активного внимания и гиперкинетические нарушения поведения.

4 Раздел: «Расстройства поведения». Поведенческие нарушения, ограничивающиеся условиями семьи; несоциализированные и социализированные расстройства поведения; оппозиционно-вызывающие поведенческие расстройства.

5 Раздел: «Смешанные расстройства поведения и эмоций» Депрессивные нарушения.

6 Раздел: «Эмоциональные расстройства, специфические для детского возраста». Тревожные расстройства в связи с разлукой в детском возрасте; фобические тревожные расстройства; социальное тревожное расстройство; расстройство сиблингового соперничества.

7 Раздел: «Нарушения социального функционирования» Эклективный мутизм; реактивные привязанности.

8 Раздел: «Тикозные расстройства». Транзиторные тикозные расстройства; хронические двигательные голосовые тикозные расстройства; комбинированные голосовые и множественные двигательные тикозные расстройства.

9 Раздел: «Другие поведенческие и эмоциональные расстройства, начинающиеся обычно в детском и подростковом возрасте». Неорганический энурез; неорганический энкопрес; расстройства питания в младенчестве и детстве; стереотипные двигательные расстройства; заикание и др.

Схема 4. Типология отклоняющегося развития Н.Я. Семаго и М. М. Семаго

Недостаточное развитие: Тотальное недоразвитие:

Простой уравновешенный тип

Аффективно-неустойчивый тип

Тормозной инертный тип

Парциальная несформированность ВПФ:

Темпово-задержанный тип развития (гармонический инфантилизм)

Неравномерно-задержанный тип развития (дисгармонический инфантилизм)

Парциальная несформированность ВПФ:

С преобладанием несформированности регуляторного компонента

С преобладанием несформированности вербального, вербально-логического компонента

Парциальная несформированность смешенного типа

Асинхронное развитие: Тотальное недоразвитие:

Экстрапунитивный тип.

Интрапунитивный тип

Апатический тип

Парциальная несформированность ВПФ:

Преимущественное искажение эмоционально-волевой сферы

Преимущественное искажение когнитивной сферы

Мозаичные типы искаженного развития

Поврежденное развитие: Тотальное недоразвитие:

Позднее дефицитарное развитие

Раннее дефицитарное развитие

Дополнительно: СМ. ПРИЛОЖЕНИЕ № 3,4