Планы и умм к практическим (семинарским ) занятиям по дисциплине «Специальная психология»
Семинар № 1. Современные представления о нормальном и отклоняющемся развитии
Цель: сформировать представление об особенностях психического развития и его влияние на ребёнка в целом.
Основные психологические понятия по теме
Анозогнозия – невозможность осознания, отрицание болезни (недостатка) или ее тяжести
Аномальное развитие – значительное отклонение от условно-возрастных норм физического и психического развития, вызванное серьезными врожденными или приобретенными дефектами и обуславливающее необходимость специальных условий воспитания. Обучения и развития.
Асихронии –неравномерное, диспропорциональное психическое развитие.
Дизонтогенез – нарушения развития психики в целом или ее отдельных составляющих.
Нарушения первичные, ядерные – малообратимые изменения в параметрах работы той или иной функции, вызванные непосредственным воздействием патогенного фактора.
Нарушения вторичные, системные – обратимые изменения процесса развития психических функций, непосредственно связанных с первично поврежденной функцией.
Нарушения третичные, факультативные – нарушения разных сторон психики, не имеющих непосредственных связей с первично поврежденной функцией.
Ретардация – незавершенность отдельных этапов развития, при которых не происходит смены более ранних форм развития более прогрессивными, отсутствует инволюция (угасание0 более ранних форм развития.
Сложный дефект – сочетание двух и более дефектов развития, имеющих особую структуру, качественно отличную от его составляющих.
План:
Современные критерии психологического здоровья личности.
Понятие идеальной и аномальной нормы развития (теория о первичном и вторичном дефектах Л.С.Выготского)
Сущность феномена нарушенного развития.
Типы нарушения психического развития: недоразвитие, задержанное развитие, повреждённое развитие, искажённое развитие, дисгармоничное развитие.
Основные классификации нарушений в психическом развитии.(не менее 3)
6. Причины отклонений в развитии.
Вопросы для самоконтроля:
В чём состоит практическое значение различных норм развития.
В чём состоит основное методическое и методологическое значение понимания дефекта как потенциального источника компенсации и развития.
Развитие понятия « недоразвитие» и «задержанное развитие».
Структура нарушенного развития и ее основные характеристики.
Роль Л.С. Выготского в становление отечественной специальной психологии
Чем объясняется многообразие форм отклонений в развитии?
Каковы основные принципы классификаций разных форм отклонений в развитии?
В достоинства и недостатки классификации В.В. Лебединского?
Чем определяются возможности создания новых классификаций?
Литература
Лебединский В.В. Нарушения психического развития в детском возрасте. – М. : Академия, 2004
Мастюкова Е.М. Лечебная педагогика. – М., 1997.
Основы специальной психологии. / Под ред. Л.В. Кузнецовой.- М.: Издательский центр «Академия», 2003. С.52-58, 93-103, 152-157, 189-191, 338-345, 377-384..
Специальная педагогика/ Под ред. Н.М. Назаровой. – 2-е стереотипное издание.- М.: Издательский центр «Академия», 2003. С.228-229, 249-253,282-286,302-308.
Сорокин В.М. Специальная психология. Учебное пособие/ Под научн. ред. Л.М. Шипициной. – СПб.: «Речь», 2004. С. 85-91.., 108-124, 125-151
Специальная психология / Под ред. В.И. Лубовского. – М.: «Академия», 2006. С. 18-34.
Шаповал И.А. Специальная психология. Учебное пособие. - М.: ТЦ Сфера, 2005.С. 6-29, 48-82, 82- 123
Дополнительная литература
Чебеляев И.Ю. Роль наследственных факторов в развитии недифференцированной умственной отсталости. Специальная психология, 2010, № 2 . С.21-25.
Дополнительные материалы к семинарскому занятию
Таблица 1. Сравнительная характеристика дефектов
Первичный дефект | Вторичный дефект |
1.Первичный дефект напрямую связан с биологическим характером болезни (например: слепой ребенок – первичный дефект – нарушение зрения) 2. Первичный дефект может носить характер недоразвития, повреждения, сочетанный дефект 3. Первичный дефект не поддается коррекции. 4.Первичный дефект связан с биологическими нарушениями. 5. На ранних этапах обучения м воспитания основное препятствие создают первичные дефекты. | 1. Вторичные дефекты возникают в процессе аномального социального развития (пример: вторичный дефект – нарушение речи) 2. Вторичный дефект – то, на что направлена коррекция, психологическими средствами можно воздействовать на вторичный дефект, который формируется в процессе усвоения социального опыта. 3. Вторичный дефект поддается коррекции и может быть компенсирован. 4. Для вторичного дефекта характерны социальные нарушения 5. Вторичные дефекты создают сложности по мере обучения и воспитания. Вторичные дефекты характерны для тех функций, которые в момент воздействия вредности находятся в сензитивном периоде. Чем дальше функция от первично поврежденной, тем она сохраннее. Чем сложнее психическая функция, чем больше звеньев она в себя включает, тем больше проявлений вторичного нарушения (например: для нормального функционирования логического мышления необходимо множество компонентов – сенсорика, речь, пространственные представления. Повреждение этих функций ведет к дефекту логического мышления) В зависимости от места первичного дефекта, вторичное недоразвитие может двигаться снизу вверх и сверху в низ. Определенную роль в возникновении вторичных нарушений оказывает социальная депривация. Независимо от своей специфики дефект создает препятствие общению ребенка с окружающим миром, тормозит усвоение ребенком знаний, навыков, умений. Если ребенок не становится объектом психолого-педагогических воздействий, то это ведет к микро социально-педагогической запущенности, что усугубляет задержки в развитии, ведет к формированию определенного дефекта личности ребенка. |
Схема 1. Опосредующие факторы
Локализация фактора.
Интенсивность фактора.
Экспозиция фактора.
Частота.
Возраст.
Компенсаторные возможности.
Качество помощи.
Схема 2. Условия нормального психического развития
Сохранность структур и функций ЦНС.
Сохранность речевых систем.
Сохранность анализаторных систем.
Адекватное возрасту воспитание и обучение.
5. Физическое здоровье.
Схема 3. Классификация психических и поведенческих расстройств «МКБ — 10».
1 Раздел: «Умственная отсталость», дифференцируемая по степени выраженности: легкая, умеренная, глубокая, а также «другая» и «неуточненная»
2 Раздел: «Нарушения психического развития», включающий специфические расстройства речи и школьных навыков (чтение, счет, письмо). Отдельно обозначены так называемые общие расстройства развития: детский аутизм, атипичный аутизм, синдром Ретта, гиперактивные расстройства, сочетающиеся с умственной отсталостью и стереотипными движениями. Сюда же включен синдром Аспергера и другие общие нарушения.
3 Раздел: «Поведенческие и эмоциональные расстройства, начинающиеся обычно в детском и подростковом возрасте» Патологии активного внимания и гиперкинетические нарушения поведения.
4 Раздел: «Расстройства поведения». Поведенческие нарушения, ограничивающиеся условиями семьи; несоциализированные и социализированные расстройства поведения; оппозиционно-вызывающие поведенческие расстройства.
5 Раздел: «Смешанные расстройства поведения и эмоций» Депрессивные нарушения.
6 Раздел: «Эмоциональные расстройства, специфические для детского возраста». Тревожные расстройства в связи с разлукой в детском возрасте; фобические тревожные расстройства; социальное тревожное расстройство; расстройство сиблингового соперничества.
7 Раздел: «Нарушения социального функционирования» Эклективный мутизм; реактивные привязанности.
8 Раздел: «Тикозные расстройства». Транзиторные тикозные расстройства; хронические двигательные голосовые тикозные расстройства; комбинированные голосовые и множественные двигательные тикозные расстройства.
9 Раздел: «Другие поведенческие и эмоциональные расстройства, начинающиеся обычно в детском и подростковом возрасте». Неорганический энурез; неорганический энкопрес; расстройства питания в младенчестве и детстве; стереотипные двигательные расстройства; заикание и др.
Схема 4. Типология отклоняющегося развития Н.Я. Семаго и М. М. Семаго
Недостаточное развитие: Тотальное недоразвитие:
Простой уравновешенный тип
Аффективно-неустойчивый тип
Тормозной инертный тип
Парциальная несформированность ВПФ:
Темпово-задержанный тип развития (гармонический инфантилизм)
Неравномерно-задержанный тип развития (дисгармонический инфантилизм)
Парциальная несформированность ВПФ:
С преобладанием несформированности регуляторного компонента
С преобладанием несформированности вербального, вербально-логического компонента
Парциальная несформированность смешенного типа
Асинхронное развитие: Тотальное недоразвитие:
Экстрапунитивный тип.
Интрапунитивный тип
Апатический тип
Парциальная несформированность ВПФ:
Преимущественное искажение эмоционально-волевой сферы
Преимущественное искажение когнитивной сферы
Мозаичные типы искаженного развития
Поврежденное развитие: Тотальное недоразвитие:
Позднее дефицитарное развитие
Раннее дефицитарное развитие
Дополнительно: СМ. ПРИЛОЖЕНИЕ № 3,4
- Планы и умм к практическим (семинарским ) занятиям по дисциплине «Специальная психология»
- Семинар № 2. Дети с тяжёлыми нарушениями в развитии
- Семинар № 3. Дети с лёгкими нарушениями в развитии.
- Дополнительная литература
- Семинар № 4. Дети с нарушения слуха.
- Семинар № 5. Дети с нарушениями зрения.
- Семинар № 6. Характеристика детей с ранним детским аутизмом.
- Семинар № 7. Особенности обучения и воспитания детей, с особыми образовательными потребностями.
- Семинар № 8. Дети с церебральным параличом.
- Семинар № 9. Развитие и образование детей со сложными нарушениями развития.
- Задания для кср
- Де 1 Введение в специальную психологию.
- Де 2. Психолого-педагогическая помощь умственно отсталым детям.
- Де 3. Психолого-педагогическая помощь детям с задержкой психического развития.
- Де 4. Психолого-педагогическая помощь детям с нарушениями слуха.
- Де 5. Психолого-педагогическая помощь детям с нарушениями зрения.
- Де 6. Психолого-педагогическая помощь детям с церебральным параличом.
- Де 7. Психолого-педагогическая помощь детям с аутизмом.
- Де 8. Психолого-педагогическая помощь детям с нарушениями речи.
- Де 9. Психолого-педагогическая помощь детям со сложными нарушениями.
- Тестовые материалы для самопроверки по курсу «Специальная психология» Тест №1
- Тест №2
- Тест №3
- Тест №4. Клинические основы интеллектуальных нарушений
- 6. Методические рекомендации для студентов по освоению дисциплины
- 7.3 Структурно-логические схемы, таблицы.
- 1. «Конфликтная» проба (кулак - палец).
- 2. Проба на смену руки:
- 3. Проба на исследование пространственной организации движений
- 4. Проба на исследование зрительно-пространственных операций.
- 5. Проба на запоминание и воспроизведение слов
- 6. Проба на установление последовательности событий
- 7. Проба, раскрывающая понимание текста.
- I Социальное развитие
- 2 Средства общения ребенка
- 4. Особенности поведения и эмоционально-волевой сферы.
- 5. Особенности характера
- II Физическое развитие
- IV. Обследование развития речи.
- V. Обследование деятельности
- 7.9 Художественные фильмы, рекомендуемые для просмотра по курсу «Основы специальной психологии»
- 9. Рейтинг- план оценки и успеваемости студентов
- 10. Список основной и дополнительной литературы по дисциплине (См. Рекомендации к учебной программе).
- 11. Полезные ссылки и Интернет-ресурсы