1. «Конфликтная» проба (кулак - палец).
В этой экспериментальной пробе оценивается сформированность у ребенка сложных произвольных движений, умение подчинять речевой инструкции свои действия и ситуации конфликта непосредственного восприятия стимула и его условного значения.
Инструкция «Я поднимаю палей, а ты в ответ поднимаешь кулак и сразу опускаешь. А если я подниму кулак, ты должен поднять палей и сразу опустить».
Пробы начинаются лишь после того, как ребенок правильно повторит речевую инструкцию
1-й этап: К-П-К-П-К-П и т.д. Вырабатывается стереотип двигательных реакций.
2-й этап. Резкая ломка стереотипа К-К-П-П-П-К-П-К-К-К Проверяем, насколько ребенок правильно выполняет действия в связи с первоначальной инструкцией.
Если ребенок ошибается, просим его повторить инструкцию. В случае неправильных действий после укрепления речевой инструкции надо уточнить ее вопросами: «Ты все правильно сделал? А как надо было сделать?».
Если и после этого отмечаются эхопраксии, последовательность предлагается в медленном темпе
Проба на смену поз руки.
Предусматривает оценку динамической организации движений – плавности переключения с одного элемента движения на другой или серии движений на другую.
Двигательная серия – первая: кулак – ребро-ладонь; вторая –ладонь-кулак-ребро или ребро-ладонь-кулак; третья – кулак – ребро- ладонь
Инструкция. Дается зрительный образец движения, который сопровождается объяснением: «Посмотри, как я делаю, и потом повтори. Будешь выполнять эти движения, пока я не скажу хватит».
Тест проводится сначала правой рукой, потом левой.
Проба на исследование пространственной организации движений.
Выявляется умение обследуемого воспроизводить определенные положения рук, расположенных в различных координатах пространства – горизонтально, фронтально, сагиттально; вверху, внизу; слева, справа. Тест включает одноручные и двуручные движения, которые могут быть односторонними и перекрестными.
Инструкция «Повторяй за мной движения – какой рукой буду делать я, такой и ты.»
Процедура. Экспериментатор садиться напротив ребенка и предлагает ему воспроизводить положение своих рук, меняя их ориентировку в горизонтально-сагиттальных координатах и координатах слева-справа. Сначала предъявляются одноручные пробы, затем двуручные.
Тест применяется в медленном темпе.
Проба на исследование зрительно-пространственных операций.
Инструкция «нарисуй, пожалуйста, стол, как ты себе его представляешь»
Если ребенок затрудняется его изобразить или в рисунке отсутствуют некоторые существенные признаки, имеются пространственные нарушения в соотношении отдельных элементов, ему показывают образец. Предъявление образца должно быть достаточно для его анализа. После этого ребенок воспроизводит изображение по памяти. Если и в этом случае появляются ошибка, испытуемому предлагается скопировать рисунок.
Проба на запоминание и воспроизведение групп слов.
Выявляется прочность запечатления дифференцированных групп слухоречевых следов.
Первая группа – «дом, кот, лес». Вторая – «ночь, мост, флаг».
Инструкция «Я тебе скажу несколько слов. Внимательно слушай и запиминай их. Сначала я тебе назову слова из первой группы. Запомни и повтори эти слова два раза. Затем я тебе назову слова из второй группы, которые ты должен запомнить и повторить два раза».
Процедура. Экспериментатор читает первую группу слов и просит ребенка повторить их. Затем читает вторую группу слов и также просит их повторить. После этого ребенок должен сначала вспомнить слова первой группы, потом – второй.
Проба на установление последовательности событий.
Оценивается степень сформированности операций наглядно-образного мышления.
Для проведения исследования применяется сюжетные картинки, которые изображают определенное событие. (Примеры можно взять: Н.Радлов «Рассказы в картинках» (М.,1989); С.Я. Рубинштейн «Экспериментальные методики патопсихологии» (М.,1999))
Инструкция. «посмотри на картинки, которые я тебе даю. Разложи их таким образом, чтобы получился рассказ о событиях изображенных на них».
Процедура. Экспериментатор дает ребенку перемешанные картинки и просит разложить их. В протоколе записывается полученная последовательность. Ребенка просят рассказать о том, что в них происходит. В случае неправильного раскладывания не следует сразу помогать ребенку, он может сделать это сам во время рассказа. Все перестановки фиксируются в протоколе.
Если ребенок не справляется с заданием самостоятельно, экспериментатор задает вопросы, цель которых выделить признаки, дающие основную информацию о содержании сюжета.
Проба, раскрывающая понимание текста.
Оценивается сформированность у обследуемого операций вербально-логического мышления.
Инструкция. «Внимательно послушай рассказ и объясни в чем его смысл, чуму он учит».
Примерный текст
Муравей и голубка
Муравей захотел напиться и спустился к ручью. Волна захлестнула его и он начал тонуть.
Пролетавшая мимо голубка заметила это и бросила ему в ручей ветку. Муравей забрался на эту ветку и спасся.
На следующий день муравей увидел, что охотник хочет пойти поймать голубку в сеть. Он подполз к нему и укусил за ногу. Охотник вскрикнул от боли, выронил сеть. Голубка вспорхнула и улетела.
Почему голубка бросила ветку в ручей?
Почему муравей укусил охотника?
Как ты думаешь, можно сказать, что этот рассказ о помощи, или нельзя?
Кто кому помог?
Только ли голубка помогла муравью?
А муравей помог голубке?
Каждый следующий вопрос задается тогда, когда после предыдущего не достигается адекватность, полнота и точность понимания смысла рассказа. Однако если ребенок испытывает затруднения и в этом случае, то рассказ следует поделить на смысловые куски и попросить его выделить в каждом из них главное.
Оценка результатов обследования
Полученные в экспериментальных пробах результаты оцениваются по двум основным параметрам – особенности коррекции ошибок и их характеру.
По тому как дети исправляют свои ошибки, можно выделить следующие формы коррекции:
- самостоятельная коррекция;
- после акцентирования внимания экспериментатора («Ты все сделал правильно?»);
- после повторного предъявления инструкции;
- в ситуации речевого программирования выполняемого задания с помощью шепота или громкой речи ребенка или речевого программирования его действий экспериментатором;
- с использованием помощи экспериментатора в виде наводящих вопросов, критических замечаний;
- коррекция ошибок отсутствует, но их появление осознается ребенком в виде адекватной эмоциональной реакции (смущения, досады.)
Характерные типы ошибок при выполнении экспериментальных проб.
«Конфликтная» проба.
- доминирование заученного двигательного стереотипа над инструкцией;
- импульсивные движения, повторяющие действия экспериментатора (эхопраксии);
- импульсивные преждевременные реакции, возникающие без условного сигнала и протекающие как «рефлекс на время».
- Планы и умм к практическим (семинарским ) занятиям по дисциплине «Специальная психология»
- Семинар № 2. Дети с тяжёлыми нарушениями в развитии
- Семинар № 3. Дети с лёгкими нарушениями в развитии.
- Дополнительная литература
- Семинар № 4. Дети с нарушения слуха.
- Семинар № 5. Дети с нарушениями зрения.
- Семинар № 6. Характеристика детей с ранним детским аутизмом.
- Семинар № 7. Особенности обучения и воспитания детей, с особыми образовательными потребностями.
- Семинар № 8. Дети с церебральным параличом.
- Семинар № 9. Развитие и образование детей со сложными нарушениями развития.
- Задания для кср
- Де 1 Введение в специальную психологию.
- Де 2. Психолого-педагогическая помощь умственно отсталым детям.
- Де 3. Психолого-педагогическая помощь детям с задержкой психического развития.
- Де 4. Психолого-педагогическая помощь детям с нарушениями слуха.
- Де 5. Психолого-педагогическая помощь детям с нарушениями зрения.
- Де 6. Психолого-педагогическая помощь детям с церебральным параличом.
- Де 7. Психолого-педагогическая помощь детям с аутизмом.
- Де 8. Психолого-педагогическая помощь детям с нарушениями речи.
- Де 9. Психолого-педагогическая помощь детям со сложными нарушениями.
- Тестовые материалы для самопроверки по курсу «Специальная психология» Тест №1
- Тест №2
- Тест №3
- Тест №4. Клинические основы интеллектуальных нарушений
- 6. Методические рекомендации для студентов по освоению дисциплины
- 7.3 Структурно-логические схемы, таблицы.
- 1. «Конфликтная» проба (кулак - палец).
- 2. Проба на смену руки:
- 3. Проба на исследование пространственной организации движений
- 4. Проба на исследование зрительно-пространственных операций.
- 5. Проба на запоминание и воспроизведение слов
- 6. Проба на установление последовательности событий
- 7. Проба, раскрывающая понимание текста.
- I Социальное развитие
- 2 Средства общения ребенка
- 4. Особенности поведения и эмоционально-волевой сферы.
- 5. Особенности характера
- II Физическое развитие
- IV. Обследование развития речи.
- V. Обследование деятельности
- 7.9 Художественные фильмы, рекомендуемые для просмотра по курсу «Основы специальной психологии»
- 9. Рейтинг- план оценки и успеваемости студентов
- 10. Список основной и дополнительной литературы по дисциплине (См. Рекомендации к учебной программе).
- 11. Полезные ссылки и Интернет-ресурсы