logo
Cеминары, Специальная психология

1. «Конфликтная» проба (кулак - палец).

В этой экспериментальной пробе оценивается сформированность у ребенка сложных произвольных движений, умение подчинять речевой инструкции свои действия и ситуации конфликта непосредственного восприятия стимула и его условного значения.

Инструкция «Я поднимаю палей, а ты в ответ поднимаешь кулак и сразу опускаешь. А если я подниму кулак, ты должен поднять палей и сразу опустить».

Пробы начинаются лишь после того, как ребенок правильно повторит речевую инструкцию

1-й этап: К-П-К-П-К-П и т.д. Вырабатывается стереотип двигательных реакций.

2-й этап. Резкая ломка стереотипа К-К-П-П-П-К-П-К-К-К Проверяем, насколько ребенок правильно выполняет действия в связи с первоначальной инструкцией.

Если ребенок ошибается, просим его повторить инструкцию. В случае неправильных действий после укрепления речевой инструкции надо уточнить ее вопросами: «Ты все правильно сделал? А как надо было сделать?».

Если и после этого отмечаются эхопраксии, последовательность предлагается в медленном темпе

  1. Проба на смену поз руки.

Предусматривает оценку динамической организации движений – плавности переключения с одного элемента движения на другой или серии движений на другую.

Двигательная серия – первая: кулак – ребро-ладонь; вторая –ладонь-кулак-ребро или ребро-ладонь-кулак; третья – кулак – ребро- ладонь

Инструкция. Дается зрительный образец движения, который сопровождается объяснением: «Посмотри, как я делаю, и потом повтори. Будешь выполнять эти движения, пока я не скажу хватит».

Тест проводится сначала правой рукой, потом левой.

  1. Проба на исследование пространственной организации движений.

Выявляется умение обследуемого воспроизводить определенные положения рук, расположенных в различных координатах пространства – горизонтально, фронтально, сагиттально; вверху, внизу; слева, справа. Тест включает одноручные и двуручные движения, которые могут быть односторонними и перекрестными.

Инструкция «Повторяй за мной движения – какой рукой буду делать я, такой и ты.»

Процедура. Экспериментатор садиться напротив ребенка и предлагает ему воспроизводить положение своих рук, меняя их ориентировку в горизонтально-сагиттальных координатах и координатах слева-справа. Сначала предъявляются одноручные пробы, затем двуручные.

Тест применяется в медленном темпе.

  1. Проба на исследование зрительно-пространственных операций.

Инструкция «нарисуй, пожалуйста, стол, как ты себе его представляешь»

Если ребенок затрудняется его изобразить или в рисунке отсутствуют некоторые существенные признаки, имеются пространственные нарушения в соотношении отдельных элементов, ему показывают образец. Предъявление образца должно быть достаточно для его анализа. После этого ребенок воспроизводит изображение по памяти. Если и в этом случае появляются ошибка, испытуемому предлагается скопировать рисунок.

  1. Проба на запоминание и воспроизведение групп слов.

Выявляется прочность запечатления дифференцированных групп слухоречевых следов.

Первая группа – «дом, кот, лес». Вторая – «ночь, мост, флаг».

Инструкция «Я тебе скажу несколько слов. Внимательно слушай и запиминай их. Сначала я тебе назову слова из первой группы. Запомни и повтори эти слова два раза. Затем я тебе назову слова из второй группы, которые ты должен запомнить и повторить два раза».

Процедура. Экспериментатор читает первую группу слов и просит ребенка повторить их. Затем читает вторую группу слов и также просит их повторить. После этого ребенок должен сначала вспомнить слова первой группы, потом – второй.

  1. Проба на установление последовательности событий.

Оценивается степень сформированности операций наглядно-образного мышления.

Для проведения исследования применяется сюжетные картинки, которые изображают определенное событие. (Примеры можно взять: Н.Радлов «Рассказы в картинках» (М.,1989); С.Я. Рубинштейн «Экспериментальные методики патопсихологии» (М.,1999))

Инструкция. «посмотри на картинки, которые я тебе даю. Разложи их таким образом, чтобы получился рассказ о событиях изображенных на них».

Процедура. Экспериментатор дает ребенку перемешанные картинки и просит разложить их. В протоколе записывается полученная последовательность. Ребенка просят рассказать о том, что в них происходит. В случае неправильного раскладывания не следует сразу помогать ребенку, он может сделать это сам во время рассказа. Все перестановки фиксируются в протоколе.

Если ребенок не справляется с заданием самостоятельно, экспериментатор задает вопросы, цель которых выделить признаки, дающие основную информацию о содержании сюжета.

  1. Проба, раскрывающая понимание текста.

Оценивается сформированность у обследуемого операций вербально-логического мышления.

Инструкция. «Внимательно послушай рассказ и объясни в чем его смысл, чуму он учит».

Примерный текст

Муравей и голубка

Муравей захотел напиться и спустился к ручью. Волна захлестнула его и он начал тонуть.

Пролетавшая мимо голубка заметила это и бросила ему в ручей ветку. Муравей забрался на эту ветку и спасся.

На следующий день муравей увидел, что охотник хочет пойти поймать голубку в сеть. Он подполз к нему и укусил за ногу. Охотник вскрикнул от боли, выронил сеть. Голубка вспорхнула и улетела.

    1. Почему голубка бросила ветку в ручей?

    2. Почему муравей укусил охотника?

    3. Как ты думаешь, можно сказать, что этот рассказ о помощи, или нельзя?

    4. Кто кому помог?

    5. Только ли голубка помогла муравью?

    6. А муравей помог голубке?

Каждый следующий вопрос задается тогда, когда после предыдущего не достигается адекватность, полнота и точность понимания смысла рассказа. Однако если ребенок испытывает затруднения и в этом случае, то рассказ следует поделить на смысловые куски и попросить его выделить в каждом из них главное.

Оценка результатов обследования

Полученные в экспериментальных пробах результаты оцениваются по двум основным параметрам – особенности коррекции ошибок и их характеру.

По тому как дети исправляют свои ошибки, можно выделить следующие формы коррекции:

- самостоятельная коррекция;

- после акцентирования внимания экспериментатора («Ты все сделал правильно?»);

- после повторного предъявления инструкции;

- в ситуации речевого программирования выполняемого задания с помощью шепота или громкой речи ребенка или речевого программирования его действий экспериментатором;

- с использованием помощи экспериментатора в виде наводящих вопросов, критических замечаний;

- коррекция ошибок отсутствует, но их появление осознается ребенком в виде адекватной эмоциональной реакции (смущения, досады.)

Характерные типы ошибок при выполнении экспериментальных проб.

«Конфликтная» проба.

- доминирование заученного двигательного стереотипа над инструкцией;

- импульсивные движения, повторяющие действия экспериментатора (эхопраксии);

- импульсивные преждевременные реакции, возникающие без условного сигнала и протекающие как «рефлекс на время».