Семинар № 7. Особенности обучения и воспитания детей, с особыми образовательными потребностями.
Цель: знакомство с особенностями проведения обучающих занятий с детьми, имеющими особые образовательные потребности.
План:
Дети с ЗПР (особенности проведения урока, специальные предметы, проведение факультативов)
Дети с ОДА (особенности проведения урока, специальные предметы, проведение факультативов)
Дети с ранним детским аутизмом (особенности проведения урока, специальные предметы, проведение факультативов)
Интеграция детей с нарушениями в развитии в России и за рубежом.
Вопросы для самопроверки:
1. Какое значение имеет термин «интеграция» в специальной литературе?
2. Каковы позитивные стороны интеграции детей с особыми образовательными потребностями в обычные дошкольные и школьные учреждения?
3. Какие формы интеграции распространены в настоящее время?
4. Охарактеризуйте основные типы дошкольных и школьных учреждений для детей с нарушениями слуха.
Литература:
Головчиц Л.А. Дошкольная сурдопедагогика: Воспитание и обучение дошкольников с нарушениями слуха: Учеб.пособие для студ.высш.учеб. заведений.- М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2001. С. 111-151
Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития (Олигофренопедагогика): Учеб пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений /Б.П.Пузанов, Н.П.Коняева, Б.Б.Горскин и др.; Под ред. Б.П.Пузанова. – М.: Издательский центр «Академия», 2003
Специальная педагогика/ Под ред. Н.М. Назаровой. – 2-е стереотипное издание.- М.: Издательский центр «Академия», 2003. С.352-371.
Ульенкова У.В., Лебедева О.В. Организация и содержание специальной помощи детям с проблемами в развитии._ М.: Академия, 2002.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА
Ботова О.А. Психолого-педагогическое сопровождение учащихся в условиях специального (коррекционного) образовательного учреждения. – Специальная психология, 2007, № 1(11). С.4-9.
Кинаш Е.А., Волкова Е.В. Обучение детей с нарушениями интеллекта в условиях начальной образовательной школы. - Воспитание и обучение детей с нарушениями развития, 2010, № 1. С.22-28.
Кричевец Е.А., Костин И.А. Совместная деятельность в интеграционной среде. – Воспитание и обучение детей с нарушениями развития, 2008, № 3. С.9-14.
Малофеев Н.Н., Никольская О.С., кукушкина О.И. Дети с отклонениями в развитии в образовательной школе: общие и специальные требования к результатам обучения. - Воспитание и обучение детей с нарушениями развития, 2010, № 5. С. 6-11.
Методические рекомендации по организации деятельности образовательных учреждений надомного обучения. – Дефектология, 33. С.83-84
Об организации работы с обучающими, имеющими сложный дефект. – дефектология, № 4. С.92-93.
Симонова Т.Н. Специальная образовательная среда как фактор социализации детей с тяжелыми двигательными нарушениями. - Специальная психология, 2009, № 1 (19). С.21-32ф.
Современному этапу образовательной интеграции – современные инструментальные возможности. – Дефектология, № 6. С.3-4.
Солнцева Л.И., Махортова Г.Х. Психологические проблемы интеграции детей с нарушениями зрения в массовую школу. – Специальная психология, 2007, № 2(12). С.6-21.
Стреблева Е.А. Организационные модели дошкольного образования детей с нарушениями интеллекта. Воспитание и обучение детей с нарушениями развития, 2010, № 1. С.26-33.
Ульенкова У.В. Интеграция детей с ЗПР в общеобразовательную среду: проблемы и перспективы развития.- Специальная психология, 2009, № 2 (20). С.7-11.
Шамарина Е.В. К вопросу об индивидуализации и дифференциации обучения младших школьников с задержкой психического развития. - Специальная психология, 2009, № 1 (19). С.5-21.
Дополнительные материалы к семинарскому занятию
Достоинства и недостатки дифференцированного и интегрированного обучения
Тип школы | Преимущества | Недостатки |
Основная (массовая) | Приспособление к коллективу, общение со здоровыми сверстниками; среда стимулирует к лучшей работе; здоровые дети влияют на больных. Помогая им; школы находятся вблизи от места жительства больного ребенка, он не теряет контакта с микросоциумом. | Постоянное побуждение к действиям и конкуренция, приводящие к потере инициативности, снижению самооценки и замкнутости; недостаточные условия для сосредоточения из-за большого количества учеников в классе; отсутствие специальной техники и рекомендаций для учителя; изоляция ребенка во время урока; возможны насмешки одноклассников из-за дефектов; выполнение заведомо трудных для ребенка правил и заданий не стимулирует его к дальнейшей работе; неравномерность усвоения школьной программы и дополнительная нагрузка на ребенка при амбулаторном лечении или коррекционных занятиях; повышенная нагрузка на учителя, вынужденного посещать специальные курсы. |
Специальная (коррекционная)_ | Адекватная оценка деятельности ученика и соответствующие требования к нему повышают уверенность в себе, так как ребенка не сравнивают с лучшими учениками; пониженная наполняемость в классе позволяет учителю больше времени уделять индивидуальной работе и создавать условия для концентрации внимания; осуществляется специальная помощь благодаря особым методам и формам организации учебной работы; учет индивидуальных особенностей учебной деятельности (темп работы, повышенная утомляемость и др); тесная взаимосвязь между специальным лечением и педагогическим воздействием; специальная подготовка учителя | Изоляция, социальная дискриминация; отсутствие ориентации на коллектив здоровых сверстников; в малой группе ребенок не имеет возможности развивать коллективные устремления; отсутствие положительных примеров; транспортные проблемы посещения специальной школы; изоляция по месту жительства; из-за различных трудностей в обучении в классе возникают разнородные группы учащихся. |
- Планы и умм к практическим (семинарским ) занятиям по дисциплине «Специальная психология»
- Семинар № 2. Дети с тяжёлыми нарушениями в развитии
- Семинар № 3. Дети с лёгкими нарушениями в развитии.
- Дополнительная литература
- Семинар № 4. Дети с нарушения слуха.
- Семинар № 5. Дети с нарушениями зрения.
- Семинар № 6. Характеристика детей с ранним детским аутизмом.
- Семинар № 7. Особенности обучения и воспитания детей, с особыми образовательными потребностями.
- Семинар № 8. Дети с церебральным параличом.
- Семинар № 9. Развитие и образование детей со сложными нарушениями развития.
- Задания для кср
- Де 1 Введение в специальную психологию.
- Де 2. Психолого-педагогическая помощь умственно отсталым детям.
- Де 3. Психолого-педагогическая помощь детям с задержкой психического развития.
- Де 4. Психолого-педагогическая помощь детям с нарушениями слуха.
- Де 5. Психолого-педагогическая помощь детям с нарушениями зрения.
- Де 6. Психолого-педагогическая помощь детям с церебральным параличом.
- Де 7. Психолого-педагогическая помощь детям с аутизмом.
- Де 8. Психолого-педагогическая помощь детям с нарушениями речи.
- Де 9. Психолого-педагогическая помощь детям со сложными нарушениями.
- Тестовые материалы для самопроверки по курсу «Специальная психология» Тест №1
- Тест №2
- Тест №3
- Тест №4. Клинические основы интеллектуальных нарушений
- 6. Методические рекомендации для студентов по освоению дисциплины
- 7.3 Структурно-логические схемы, таблицы.
- 1. «Конфликтная» проба (кулак - палец).
- 2. Проба на смену руки:
- 3. Проба на исследование пространственной организации движений
- 4. Проба на исследование зрительно-пространственных операций.
- 5. Проба на запоминание и воспроизведение слов
- 6. Проба на установление последовательности событий
- 7. Проба, раскрывающая понимание текста.
- I Социальное развитие
- 2 Средства общения ребенка
- 4. Особенности поведения и эмоционально-волевой сферы.
- 5. Особенности характера
- II Физическое развитие
- IV. Обследование развития речи.
- V. Обследование деятельности
- 7.9 Художественные фильмы, рекомендуемые для просмотра по курсу «Основы специальной психологии»
- 9. Рейтинг- план оценки и успеваемости студентов
- 10. Список основной и дополнительной литературы по дисциплине (См. Рекомендации к учебной программе).
- 11. Полезные ссылки и Интернет-ресурсы