logo
Cеминары, Специальная психология

Семинар № 7. Особенности обучения и воспитания детей, с особыми образовательными потребностями.

Цель: знакомство с особенностями проведения обучающих занятий с детьми, имеющими особые образовательные потребности.

План:

  1. Дети с ЗПР (особенности проведения урока, специальные предметы, проведение факультативов)

  2. Дети с ОДА (особенности проведения урока, специальные предметы, проведение факультативов)

  3. Дети с ранним детским аутизмом (особенности проведения урока, специальные предметы, проведение факультативов)

  4. Интеграция детей с нарушениями в развитии в России и за рубежом.

Вопросы для самопроверки:

1. Какое значение имеет термин «интеграция» в специальной литературе?

2. Каковы позитивные стороны интеграции детей с особыми образовательными потребностями в обычные дошкольные и школьные учреждения?

3. Какие формы интеграции распространены в настоящее время?

4. Охарактеризуйте основные типы дошкольных и школьных учреждений для детей с нарушениями слуха.

Литература:

  1. Головчиц Л.А. Дошкольная сурдопедагогика: Воспитание и обучение дошкольников с нарушениями слуха: Учеб.пособие для студ.высш.учеб. заведений.- М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2001. С. 111-151

  2. Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития (Олигофренопедагогика): Учеб пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений /Б.П.Пузанов, Н.П.Коняева, Б.Б.Горскин и др.; Под ред. Б.П.Пузанова. – М.: Издательский центр «Академия», 2003

  3. Специальная педагогика/ Под ред. Н.М. Назаровой. – 2-е стереотипное издание.- М.: Издательский центр «Академия», 2003. С.352-371.

  4. Ульенкова У.В., Лебедева О.В. Организация и содержание специальной помощи детям с проблемами в развитии._ М.: Академия, 2002.

  5. ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

  6. Ботова О.А. Психолого-педагогическое сопровождение учащихся в условиях специального (коррекционного) образовательного учреждения. – Специальная психология, 2007, № 1(11). С.4-9.

  7. Кинаш Е.А., Волкова Е.В. Обучение детей с нарушениями интеллекта в условиях начальной образовательной школы. - Воспитание и обучение детей с нарушениями развития, 2010, № 1. С.22-28.

  8. Кричевец Е.А., Костин И.А. Совместная деятельность в интеграционной среде. – Воспитание и обучение детей с нарушениями развития, 2008, № 3. С.9-14.

  9. Малофеев Н.Н., Никольская О.С., кукушкина О.И. Дети с отклонениями в развитии в образовательной школе: общие и специальные требования к результатам обучения. - Воспитание и обучение детей с нарушениями развития, 2010, № 5. С. 6-11.

  10. Методические рекомендации по организации деятельности образовательных учреждений надомного обучения. – Дефектология, 33. С.83-84

  11. Об организации работы с обучающими, имеющими сложный дефект. – дефектология, № 4. С.92-93.

  12. Симонова Т.Н. Специальная образовательная среда как фактор социализации детей с тяжелыми двигательными нарушениями. - Специальная психология, 2009, № 1 (19). С.21-32ф.

  13. Современному этапу образовательной интеграции – современные инструментальные возможности. – Дефектология, № 6. С.3-4.

  14. Солнцева Л.И., Махортова Г.Х. Психологические проблемы интеграции детей с нарушениями зрения в массовую школу. – Специальная психология, 2007, № 2(12). С.6-21.

  15. Стреблева Е.А. Организационные модели дошкольного образования детей с нарушениями интеллекта. Воспитание и обучение детей с нарушениями развития, 2010, № 1. С.26-33.

  16. Ульенкова У.В. Интеграция детей с ЗПР в общеобразовательную среду: проблемы и перспективы развития.- Специальная психология, 2009, № 2 (20). С.7-11.

  17. Шамарина Е.В. К вопросу об индивидуализации и дифференциации обучения младших школьников с задержкой психического развития. - Специальная психология, 2009, № 1 (19). С.5-21.

Дополнительные материалы к семинарскому занятию

Достоинства и недостатки дифференцированного и интегрированного обучения

Тип школы

Преимущества

Недостатки

Основная (массовая)

Приспособление к коллективу, общение со здоровыми сверстниками; среда стимулирует к лучшей работе; здоровые дети влияют на больных. Помогая им; школы находятся вблизи от места жительства больного ребенка, он не теряет контакта с микросоциумом.

Постоянное побуждение к действиям и конкуренция, приводящие к потере инициативности, снижению самооценки и замкнутости; недостаточные условия для сосредоточения из-за большого количества учеников в классе; отсутствие специальной техники и рекомендаций для учителя; изоляция ребенка во время урока; возможны насмешки одноклассников из-за дефектов; выполнение заведомо трудных для ребенка правил и заданий не стимулирует его к дальнейшей работе; неравномерность усвоения школьной программы и дополнительная нагрузка на ребенка при амбулаторном лечении или коррекционных занятиях; повышенная нагрузка на учителя, вынужденного посещать специальные курсы.

Специальная (коррекционная)_

Адекватная оценка деятельности ученика и соответствующие требования к нему повышают уверенность в себе, так как ребенка не сравнивают с лучшими учениками; пониженная наполняемость в классе позволяет учителю больше времени уделять индивидуальной работе и создавать условия для концентрации внимания; осуществляется специальная помощь благодаря особым методам и формам организации учебной работы; учет индивидуальных особенностей учебной деятельности (темп работы, повышенная утомляемость и др); тесная взаимосвязь между специальным лечением и педагогическим воздействием; специальная подготовка учителя

Изоляция, социальная дискриминация; отсутствие ориентации на коллектив здоровых сверстников; в малой группе ребенок не имеет возможности развивать коллективные устремления; отсутствие положительных примеров; транспортные проблемы посещения специальной школы; изоляция по месту жительства; из-за различных трудностей в обучении в классе возникают разнородные группы учащихся.