Глава 7
Теория обучения детей
младшего школьного возраста
7.1. Обучение как специфический процесс познания.
Противоречия процесса обучения
В отечественной педагогической науке дидактика рассматривается как научная область педагогики, как особый педагогический способ теоретического понимания мира, исследующий принципы, ценности, закономерности функционирования и развития процесса обучения (М. А. Данилов, М. Н. Скаткин, В. А. Ситаров и др.). Основными категориями дидактики являются: обучение, преподавание, учение.
На сегодняшний день в дидактике существует множество определений понятия процесса обучения, рассматривающих разные стороны его, задачи, функции.
Так И. Я. Лернер определяет процесс обучения как педагогически обоснованную, последовательную смену актов обучения, в ходе которой разрешаются задачи развития и воспитания личности.
И. Ф. Харламов характеризует процесс обучения как целенаправленный педагогический процесс организации и стимулирования активной учебно-познавательной деятельности учащихся по овладению научными знаниями и навыками, развитию творческих способностей, мировоззрения и нравственно-эстетических взглядов и убеждений.
Ю. К. Бабанский определяет процесс обучения как целенаправленное взаимодействие преподавателя и учащихся, в ходе которого решаются задачи образования учеников.
Обучение – это специфический способ образования, направленный на развитие личности посредством организации усвоения обучающимися научных знаний и способов деятельности.
Обучение один из надежных и важных способов получения систематического образования. Отражая все существенные свойства педагогического процесса (двусторонность, направленность на всестороннее развитие личности единство содержательной и процессуальной сторон), обучение в то же время имеет и специфические качественные отличия. Обучение всегда двусторонний процесс. Оно всегда происходит в общении и основывается на вербально-деятельностном подходе. Оно тесно связано с ценностно-ориентационной деятельностью, имеющей своей целью формирование личностных смыслов и осознание социальной значимости предметов, процессов и явлений окружающей действительности. Обучение имеет задачную структуру, следовательно, в процессе обучения идёт движение от решения одной задачи к другой, от незнания к знанию. Успех обучения определяется отношением школьников к учению, их стремлением к познанию, их активностью. Ученик не только объект обучающих воздействий, он субъект специально организуемого познания, субъект педагогического процесса.
Преподавание – это деятельность учителя по:
передаче информации;
организации учебно-познавательной деятельности учащихся;
оказанию помощи при затруднении в процессе учения;
стимулированию интереса, самостоятельности и творчества учащихся;
оценке учебных достижений учащихся.
Учение – это деятельность ученика по:
освоению, закреплению и применению знаний, умений и навыков;
самостимулированию к поиску, решению учебных задач, самооценке учебных достижений;
осознанию личностного смысла и социальной значимости культурных ценностей и человеческого опыта, процессов и явлений окружающей действительности.
Результаты учения выражаются в знаниях, умениях, навыках, системе отношений и общем развитии учащихся.
Направленность педагогического процесса на всестороннее развитие личности школьника обусловливает функции обучения:
образовательная – овладение знаниями о природе, обществе, технике, человеке, способах деятельности; общими и специальными умениями и навыками; миропонимание и мировоззрение личности.
развивающая: развитие речи, обогащение словарного запаса, функционального и смыслового значения речи, развитие эмоций, чувств, воли, воображения, операций анализа, синтеза, обобщения и абстрагирования, двигательной культуры, способностей и дарований.
воспитательная: воспитание культуры чувств, культуры мышления, нравственных норм, эстетических идеалов и вкусов, трудолюбия, ответственности.
Будучи сложным, многогранным процессом отражения в сознании ребенка реальной действительности, обучение есть не что иное, как специфический процесс познания, управляемый педагогом. Познавательная деятельность – это единство чувственного восприятия, теоретического мышления и практической деятельности.
Известна общность процесса научного познания, осуществляемой ученым-исследователем, и познавательной деятельностью ученика в ходе обучения. С точки зрения диалектико-материалистической философии в основе познания ученого и школьника лежит один и тот же механизм, природа которого заключается в отражательно-преобразовательной деятельности человека. Однако познание учебное и научное не являются идентичными, между ними есть существенное отличие. В научном познании связи между образами, понятиями шире и выражены более ясно, результаты познания более конкретны. В учебном познании формирование этих связей мешает не столько недостаток образов, сколько их однозначность, что приводит к менее конкретным выводам. Кроме того, ученый постоянно познает новое, учение же, в процессе обучения познает субъективно новое, т.е. усваивает уже открытие в науке законы, теории, понятия. Познание в учебной деятельности происходит быстрее под руководством учителя и на основе дидактически адаптированного к возможностям учащихся материалов.
Методологическими основами процесса обучения в отечественной дидактике выступает материалистическая теория познания.
Согласно её положениям, процесс познания начинается с чувственного ознакомления с материалом, после которого осуществляются процессы рационального осмысления и обобщения полученных представлений и далее проверка выводов на практике. Движение вглубь, от явления к сущности, связано с переходом от конкретного восприятия к абстрактному мышлению, в результате чего устанавливаются и раскрываются внутренние взаимосвязи и закономерности. Такой переход осуществляется путем образования научных понятий.
Уже в простейших психических процессах – ощущениях и восприятиях – определенную роль играет мыслительная деятельность. Восприятие как активный познавательный процесс вызывается теми или иными намерениями, целями и включает как непосредственное отражение предмета, так и осознание, осмысление впечатлений. Значительно большую роль играет мышление в образовании представлений – конкретных, целостных воспроизведений в сознании ранее воспринятых вещей и явлений. Представления уже связаны с наличием известных обобщений, но они еще не раскрывают сущности познавательных предметов и явлений.
На этой теории основана дидактика Я. А. Коменского и ее ведущая идея – «золотое правило» дидактики: если какие-либо предметы сразу можно воспринять несколькими чувствами, пусть они сразу охватываются несколькими чувствами. Учитывая, что учение как деятельность ученика представляет собой разновидность познания объективного мира, надо рассмотрев общее, выделить и отличия этого познания.
Познание не может ограничиваться созданием чувственных образов, простым копированием реальной действительности, представлять собой простое ее зеркальное отражение; результаты чувственного восприятия приобретают характер подлинных знаний лишь тогда, когда с помощью мышления они найдут свое выражение в научных понятиях.
Диалектический материализм рассматривает понятия, образующиеся в результате мыслительной деятельности человека, в качестве средств для отражения того общего и существенного, что недоступно непосредственному чувственному восприятию.
Исследованиями отечественных ученых, например Б.Г. Ананьева, установлено, что понятия сохраняют связь с конкретными чувственно воспринимаемыми объектами, с наглядными образами, которые так или иначе участвуют в процессе мышления, выступают «стороной мыслительного процесса».
Из этого следует очень важный вывод о том, что познание не всегда может начинаться с чувственных восприятий предметов и явлений реальной действительности; на современном уровне развития науки, оперируя уже имеющимися знаниями, выраженными понятиями, категориями, принципами, законами, с помощью развитого логического аппарата (составления ассоциаций, суждений, умозаключений и т.п.) можно получить теоретическое отражение объективной действительности. Начало познания на теоретической основе в целом ряде случаев бывает необходимыми, так как создание конкретно-чувственных образов не представляется возможным.
В действительности же чувственное восприятие объективной действительности не теряет своего значения, так как оно лежит в основе всех теоретических обобщений, которыми оперирует познающий школьник.
Путь познания до чувственного опыта называется априори (рациональный). Результатом такого познания является теоретическое мышление. Сегодня в начальной школе используются и тот и другой пути познания. Они представлены в видах обучения.
Вместе с тем, процесс обучения, также как и познание, надо рассматривать в развитии. Основным источником этого развития являются противоречия. Противоречие – основа развития. Внутренние, существенные противоречия процесса обучения обеспечивают его самодвижение, являются его движущими силами. Противоречия процесса обучения раскрыты в работах отечественных дидактов: М. А.Данилова, М. М. Скаткина, Ю. К. Бабанского.
Проблема противоречивости процесса обучения наиболее сложная и трудная в педагогике. В процессе обучения нельзя полностью усвоить опыт человечества:
он включает такую совокупность знаний, которую невозможно усвоить одному человеку, если он даже учился бы в течение всей жизни;
пока ученик учится, наука, техника, производство, культура развиваются, совершенствуются.
Основные противоречия процесса обучения:
противоречие между объемом общественно-исторических знаний и объемом знаний, усваиваемых учеником. Это противоречие является движущей силой процесса обучения и ведет к постоянному совершенствованию содержания образования. Мы стремимся дать учащимся как можно больше знаний из общественно-исторического опыта, хотя знаем, что никогда не сможем обучить учащихся всему, что знает и умеет человечество. Однако стремление приблизить уровень школьного образования к современному уровню общественно-технического прогресса является постоянно действующим фактором изменения содержания обучения, поисков его новых принципов, методов, организации. Вместе со знаниями ученик овладевает сложившимися в общественно-историческом развитии операциями, формами, этапами, методами познания такими, как анализ и синтез, обобщение и абстрагирование, конкретное, абстрактное, единичное, особенное, всеобщее, моделирование и др.;
противоречие между индивидуальной познавательной деятельностью ученика, т.е. тем уровнем, формами, методами познания, которыми он владеет, и общественно-историческим познанием, т.е. тем уровнем, формами, методами познания, которыми ученик должен овладеть;
противоречие между достигнутым уровнем развития ученика и выдвигаемой ходом обучения учебной задачей. Если задача намного превышает познавательные возможности ребенка, то решается с большим трудом или вообще может быть не решена. В этих условиях падает интерес к обучению. Если учебная задача слишком проста, она мало способствует повышению уровня развития ученика, так как он решает ее без достаточного напряжения умственных сил и способностей. Поиск учебных задач, которые наиболее способствовали бы развитию ребенка, развитию интереса к учению, — одна из актуальных задач теории обучения. Правильно поставленная учебная задача активизирует познавательную деятельность ученика, обеспечивает успешность овладения знаниями и развития ученика.
Существуют и другие противоречия, как внутренние, так и внешние, которые влияют на процесс преподавания и учения школьников, например:
между учебным предметом и соответствующей наукой;
между теми знаниями, которыми владеет учитель, и тем учебным материалом, который он объясняет в классе;
между знанием педагогики и умением применять педагогические знания в практической деятельности;
между способами усвоения знаний учеником и способами изложения в учебнике или объяснения на уроке и др.
Возникновение, становление и разрешение противоречий в учебном процессе определяет динамику, диалектику обучения, характер овладения знаниями, темпы развития ученика.
По мнению М. А. Данилова главным противоречием обучения выступает противоречие между новыми задачами обучения и наличным уровнем знаний, умений и навыков учащихся, уровнем их развития. Оно будет движущей силой обучения в том случае, если находится в зоне ближайшего развития ученика и имеет смысл для него.
- Федеральное агентство по образованию
- Предисловие
- Раздел 1
- Вопросы и задания
- 1.2. Педагогика как наука и искусство. Функции и задачи педагогики. Категориальный аппарат педагогической науки. Состав и система педагогических наук
- Вопросы и задания
- 1.3. Методология педагогической науки. Научное исследование в педагогике, его основные характеристики
- Вопросы и задания
- Литература для самостоятельной работы
- Глава 2 Педагогические технологии
- 2.1. Понятие о педагогических технологиях в зарубежной и отечественной психолого-педагогической науке. Многообразие педагогических технологий, различные подходы к их классификации
- Вопросы и задания
- Литература для самостоятельной работы
- Глава 3 Управление образовательными системами
- 3.1. Государственно-общественная система управления образованием в рф. Общие принципы управления общеобразовательными системами. Школа как педагогическая система и объект управления
- Вопросы и задания
- 3.2. Управленческая культура руководителя школы. Педагогический анализ во внутришкольном управлении
- Вопросы и задания
- 3.3. Основные функции управления школой: целеполагание, планирование, организация, контроль
- Вопросы и задания
- 3.4. Инновационная направленность педагогической деятельности. Формирование инновационной среды в педагогическом коллективе
- Вопросы и задания
- 3.5. Методическая работа в школе. Повышение профессионально-педагогической культуры учителей, их аттестация
- Вопросы и задания
- Литература для самостоятельной работы
- Глава 4 История педагогики и образования
- 4.1. Культурно-исторический характер воспитания. Трансформация целей и содержания образования на разных этапах развития человеческой цивилизации и мировой культуры
- Вопросы и задания
- 4.2. Развитие ведущих идей воспитания и образования в истории мировой культуры и педагогической мысли
- Вопросы и задания
- 4.3. Развитие гуманистических традиций образования в педагогическом творчестве я. А. Коменского. Значение педагогической теории я. А. Коменского для развития педагогической науки и практики
- Вопросы и задания
- 4.4. Теория элементарного образования и развивающего обучения и. Г. Песталоцци. Влияние педагогических взглядов и. Г. Песталоцци на развитие теории и практики начального образования
- Вопросы и задания
- Литература для самостоятельной работы
- Глава 5 Нормативно-правовое обеспечение образования
- 5.1. Нормативно-правовое обеспечение современного образования. Права ребенка и формы его правовой защиты в международном и федеральном образовательном законодательстве
- Вопросы и задания
- Литература для самостоятельной работы
- Раздел 2
- Вопросы и задания
- 6.2. Особенности развития младшего школьника. Учет возрастных и индивидуальных особенностей младшего школьника в учебно-воспитательном процессе
- Вопросы и задания
- Литература для самостоятельной работы
- Глава 7
- Вопросы и задания
- 7.2. Мотивы учения. Пути и средства формирования устойчивых познавательных интересов у младших школьников
- Вопросы и задания
- 7.3. Педагогический процесс в начальной школе, его содержание и структура. Понятие о педагогических закономерностях. Функции педагогического процесса: образовательная, воспитательная и развивающая
- Вопросы и задания
- 7.4. Современные концепции и технологии педагогического процесса в начальной школе
- Вопросы и задания
- 7.5. Принципы обучения в современной педагогике. Взаимосвязь закономерностей, принципов и методов в педагогическом процессе
- Вопросы и задания
- 7.6. Содержание начального образования. Государственный образовательный стандарт начальной школы и его функции
- Вопросы и задания
- 7.7. Учебные планы и программы, их характеристика. Учебник и учебные пособия. Вариативность учебных планов, программ, учебников
- Вопросы и задания
- 7.8. Методы обучения. Многомерная классификация методов. Проблема выбора методов в начальной школе
- Вопросы и задания
- 7.9. Методы устного изложения
- Вопросы и задания
- 7.10. Метод работы учащихся с учебником и книгой
- 7.11. Наглядные и практические методы обучения
- Вопросы и задания
- 7.12. Формы организации обучения в начальной школе: общеклассные, групповые и индивидуальные
- Вопросы и задания
- 7.13. Урок как основная форма организации педагогического процесса. Требования к современному уроку в начальной школе
- Общие требования к уроку:
- Дидактические требования к уроку:
- Воспитательные требования:
- Развивающие требования:
- Гигиенические требования:
- Вопросы и задания
- 7.14. Типология уроков в начальной школе. Характеристика структуры урока. Подготовка учителя к уроку
- Вопросы и задания
- 7.15. Организация домашней учебной работы младших школьников
- Вопросы и задания
- 7.16. Образовательная, воспитательная и развивающая функции проверки и оценки усвоения знаний младшим школьником. Диагностика развития личности ребенка в образовательном процессе
- Вопросы и задания
- Литература для самостоятельной работы
- Глава 8 Теория и методика воспитания младших школьников
- 8.1. Воспитание как общественное и педагогическое явление. Проблема цели воспитания в педагогической науке
- Вопросы и задания
- 8.2. Современные концепции воспитания. Характеристика гуманистического и личностно-ориентированного подхода в воспитании младших школьников
- Вопросы и задания
- 8.3. Воспитание в структуре педагогического процесса начальной школы. Преемственность воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста
- Вопросы и задания
- 8.4. Общие свойства и закономерности процесса воспитания школьников. Характеристика принципов воспитания
- Вопросы и задания
- 8.5. Понятие о методах,приемах и средствах воспитания. Методы организации воспитательного процесса в начальных классах
- Вопросы и задания
- 8.6. Понятие об организационных формах воспитания. Характеристика традиционных и нетрадиционных форм воспитания
- Вопросы и задания
- 8.7. Базовая культура личности как основа содержания воспитания в современной начальной школе. Направления воспитательной работы с младшими школьниками
- Вопросы и задания
- 8.8. Коллектив и его сущность. Особенности становления коллектива младших школьников. Методы формирования детского коллектива
- Вопросы и задания
- 8.9. Воспитательная система школы. Многообразие школьных воспитательных систем. Вариативные системы организации воспитательного процесса в начальных классах
- Вопросы и задания
- Вопросы и задания
- Литература для самостоятельной работы
- Глава 9 коррекционно-педагогические воздействия в процессе личностно-ориентированного образования, воспитания и развития младших школьников
- 9.1. Сущность коррекционно-педагогического воздействия, его функции, виды, формы в личностно-ориентированном обучении младших школьников
- Вопросы и задания
- Литература для самостоятельной работы
- Глава 10 История воспитания и начального образования в России
- 10.1. Школа и педагогическая мысль в Древней Руси. Различные типы начального обучения. Школа в 18 веке. Сущность реформирования образования в России 18 века
- Вопросы и задания
- Вопросы и задания
- Вопросы и задания
- Вопросы и задания
- 11.2. Проблема формирования культуры межнационального общения в многонациональном коллективе младших школьников
- Вопросы и задания
- Литература для самостоятельной работы
- Глава 12 Социализация личности ребенка в системе начального образования
- 12.1. Сущность процесса социализации личности. Современные отечественные концепции социализации личности
- Вопросы и задания
- 12.2. Ребенок как объект и субъект социализации. Социальный опыт ребенка как основа его социализации
- Вопросы и задания
- 12.3. Воспитание младшего школьника как субъекта социализации. Показатели сформированности социальной активности младшего школьника
- Вопросы и задания
- 12.4. Принципы социального воспитания младших школьников. Содержание, виды и формы социально-педагогической работы с младшими школьникам
- Вопросы и задания
- Литература для самостоятельной работы
- Глава 13 Педагогические технологии начального образования
- 13.1. Технологии педагогического взаимодействия учителя и учащихся начальных классов. Мастерство учителя в системе коммуникативного воздействия на детей
- Вопросы и задания
- 13.2. Личностно-ориентированные технологии начального образования
- Вопросы и задания
- Литература для самостоятельной работы
- Глава 14 Особенности организации учебно-воспитательного процесса в малокомплектной школе
- 14.1. Малокомплектные школы и их типы. Особенности организации учебно-воспитательного процесса в малокомплектной школе
- Примерное расписание уроков малокомплектной школы в I полугодии
- Вопросы и задания
- 14.2.Урок в малокомплектной школе. Организация самостоятельной работы учащихся. Особенности подготовки учителя к уроку в малокомплектной школе
- Ориентировочные нормы времени на самостоятельную работу на уроке
- Самостоятельная работа под руководством учителя
- Вопросы и задания
- Литература для самостоятельной работы