logo
КУРС лекций ПЕДАГОГИКА 13

7.13. Урок как основная форма организации педагогического процесса. Требования к современному уроку в начальной школе

Урок как форма обучения существует более 300 лет. Он прочно вошел в систему работы общеобразовательной школы. С позиций целостности образовательного процесса основной организационной формой обучения является урок. В нем отражаются преимущества классно-урочной системы обучения, которая при массовости охвата уча­щихся обеспечивает организационную четкость и непрерывность учебной работы, экономически выгодна, особенно по сравнению с индивидуальным обучением. Знание учителем индивидуальных особенностей учащихся и учащимися друг друга позволяет с боль­шим эффектом использовать стимулирующее влияние классного коллектива на учебную деятельность каждого ученика. Классно-урочная система обучения, как ни одна другая, предполагает тес­ную связь обязательной учебной и внеучебной (внеурочной) рабо­ты. Наконец, неоспоримым ее преимуществом является возмож­ность в рамках урока органично соединить фронтальные, групповые и индивидуальные формы обучения.

Урок — это такая организации иная форма обучения, при которой учитель в течение точно установленного времени руководит коллективной познавательной и иной деятельностью постоянной группы учащихся (класса) с учетом особенностей каждого из них, используя средства и методы работы, создающие благоприятные условия для того, чтобы все ученики овладевали основами изучае­мого предмета непосредственно в ходе занятия, а также для вос­питания и развития познавательных способностей и духовных сил школьников (А.А. Бударный).

В данном определении можно выделить специфические признаки, отличающие урок от других организационных форм обучения: постоянная группа учащихся, руководство деятельностью школьников с учетом особенностей каждого из них, овладение основами изучаемого предмета непосредственно на уроке. Эти признаки отражают не только специфику, но и сущность урока.

Урок как организационная форма обучения — явление дина­мическое. Он постоянно развивается, отражая основные тенден­ции развития педагогического процесса в направлении его целос­тности. Прежде всего это выражается в оптимальной реализации триединой функции обучения — образовательно-воспитательно-развивающей, а следовательно, и его направленности на творческое развитие сущностных сил и природных задатков учащихся.

Другая тенденция развития урока проявляется в наполнении урока жизненно важным содержанием, в организации обучения как естественного компонента жизнедеятельности учащихся. В связи с этим урок все более становится не только специально организованной формой познания, но и полноценным в социаль­ном и нравственном отношении общением. Он выступает средством обеспечения своеобразного коммуникативного фона учебной дея­тельности, направленным на формирование активно-положитель­ного отношения к учению и развитие познавательного интереса. Проявлением этой тенденции является широкое использование ди­алогических форм обучения (бесед, обсуждений, дискуссий), элементов проблемности, сочетание фронтальных, групповых и ин­дивидуальных форм учебной работы, увеличение доли кооперированно-групповых и, особенно, коллективных форм обучения.

Тенденции, касающиеся общего организационного построения уроков, проявляются в видоизменении их структуры, варьирова­нии типов и в сочетании с другими организационными формами обучения, в максимальном сокращении времени на проверку до­машнего задания и устный опрос, в использовании этих этапов урока для решения основных дидактических задач посредством совмещения их с самостоятельной работой учащихся. Тенденция усиления творческих начал урока обнаруживает себя в особом вни­мании к организации самостоятельной работы, увеличении вре­мени на нее.

Основные тенденции развития урока находят свое конкретное проявление в требованиях