logo
КУРС лекций ПЕДАГОГИКА 13

7.2. Мотивы учения. Пути и средства формирования устойчивых познавательных интересов у младших школьников

Мотивы (франц. motif, от лат. moveo — двигаю) — побудители деятельности, складывающиеся под влиянием условий жизни субъекта и определяющие направленность его активности.

В современной психологии термин «мотив» применяется для обо­значения различных явлений и состояний, вызывающих ак­тивность субъекта.

В роли мотивов могут выступать потребности и интересы, влечения и эмоции, установки и идеалы.

Наиболее адекватными для учебной деятельности являются учебно-познавательные мотивы, которые формируются в ходе осуществления самой учебной деятельности и поэтому могут рассматриваться как специфические психологические новообразования.

Мотивация − общее название для процессов, методов, средств побуждения учеников к активной познавательной деятельности.

Учебная мотивация определяется специфическими факторами (И. А. Зимняя):

Учебная мотивация системна. Она характеризуется направленностью, устойчивостью и динамичностью.

Обучение младшего школьника в зависимости от ситуации оп­ределяют и направляют различные мотивы:

Среди этих мотивов один будет главным, ведущим, остальные — сопутствующими. Учитель должен выделять главный мотив и действовать, опираясь прежде всего, на него. Мотивация учения может быть положительная, нейтральная, негативная или сочетать эти стороны.

Положительными мотивами являются стремление к знаниям, желание получить хорошую отметку, заслужить благодарность родителей и учителей, быть уважаемым среди своих сверстников, подражание любимым героям, т.е. тем, кто является идеалом, примером для школьника. Задача состоит в том, чтобы развивать и укреплять эти мотивы.

Нейтральных к обучению мотивов в жизни школьников может быть достаточно много. Задача учителя заключается в том; чтобы знать эти нейтральные по отношению к процессу обучения мотивы, воздействовать на эти мотивы, стремясь сделать их положительными, помогающими учебе и самой учебной деятельности. Достаточно много в жизни школьников мотивов, которые тормозят учение, отрицательно влияют на процесс усвоения знаний, учебные интересы и отношение к школе. Среди них преимущественное место занимают:

Иногда плохое качество работы учителя, отсутствие уважения к детям порождают негативное отношение к учению. Перед учителем встает трудная задача сведения негативных мотивов хотя бы до нейтрального уровня, а также воспитания по­ложительных мотиваций учения.

Основой развития и формирования положительных мотивов уче­ния является учебная деятельность, развитие познавательных интересов в обучении. Дети еще недостаточно опытны, чтобы руководить собой, перевоспитывать себя. Учитель, владеющий педагогическим мастерством, хорошо понимающий общие ин­тересы, индивидуальные особенности и склонности детей, нахо­дит методы и приемы активизации познавательной деятельности. Формирование проблемных ситуаций придает интерес, зани­мательность учебному занятию.

Значительно способствуют желанию учиться интересные прак­тические занятия, экскурсии, наблюдения. Руководящая роль учителя состоит также в том, чтобы создать систему, гармонию интересов, стремлений и желаний, связан­ных со школой.

Интерес (лат. interest − имеет значение, важно) − познава­тельная направленность человека на предметы и явления ок­ружающей действительности, связанная с положительным эмо­циональным переживанием.

Интересы делятся на:

Установлены общие закономерности действия интереса в обу­чении:

Пути и средства для формирования устойчивых познавательных интересов: