logo
КУРС лекций ПЕДАГОГИКА 13

7.7. Учебные планы и программы, их характеристика. Учебник и учебные пособия. Вариативность учебных планов, программ, учебников

В практике общего среднего образования используется несколько типов учебных планов: базисный, типовой и учебный план школы.

Базисный учебный план общеобразовательной школы — это основной государственный нормативный документ, являющийся составной частью государственного стандарта этого уровня образования. Он служит основой для разработки типовых и рабочих учебных планов и исходным документом для финансирования школы. Базисный учебный план для основной школы Государственной думой, а для полной средней школы — Министерством образования Российской Федерации.

Базисный учебный план средней общеобразовательной школы как часть государственного стандарта включает следующие нормативы:

Типовые учебные планы носят рекомендательный характер. Они разрабатываются на основе государственного базисного учебного плана и утверждаются Министерством образования Российской Федерации.

Учебный план школы составляется с соблюдением нормативов базисного учебного плана. Существуют два типа таких планов: собственно учебный, разрабатываемый на длительный период на основе государственного базисного учебного плана и отражающий особенности конкретной школы (в качестве его может быть принят один из типовых учебных планов), и рабочий учебный, разрабатываемый с учетом текущих условий и утверждаемый педагогическим советом школы ежегодно.

Структура учебного плана средней общеобразовательной школы определяется теми же факторами, что и содержание общего образования в целом. Прежде всего в учебных планах, как и в государственном стандарте общего среднего образования, выделяются федеральный, национально региональный и школьный компоненты.

Федеральный компонент обеспечивает единство школьного образования в стране и включает в себя в полном объеме такие образовательные области, как математика и информатика, и частично — окружающий мир, искусство, технологию, в которых выделяются учебные курсы общекультурного и общенационального значения.

Национально-региональный компонент учитывает образовательные потребности и интересы народов страны в лице субъектов Федерации и включает в себя в полном объеме такие образовательные области, как родной язык и литература, второй язык, и частично — остальные области, в большинстве которых выделяются учебные курсы или разделы, отражающие национальное своеобразие культуры.

Интересы конкретного образовательного учреждения с учетом федерального и национально-регионального компонентов находят отражение в школьном компоненте учебного плана.

Структура учебного плана школы содержит инвариантную и вариативную части.

Инвариативная (ядро) часть учебного плана обеспечивает приобщение к общекультурным и национально значимым ценностям с целью формирования базовой культуры школьников.

Вариативная часть учитывает личностные особенности, интересы и склонности учащихся и позволяет индивидуализировать процесс обучения.

Учебный план школы — это документ, определяющий:

В учебном плане находят отражение принятый обществом воспитательный идеал, намеченные цели, концепция формирования содержания. Он разрабатывается на основе требований государственного стандарта.

Может быть несколько вариантов учебного плана. Их составляют на основе типового (базисного, базового) плана с учетом:

Самостоятельный выбор школами учебных планов — шаг к демократизации и гуманизации. Этот документ школа утверждает на совместном заседании педагогического и родительского советов. Индивидуальное обучение школьников осуществляется по отдельным учебным планам.

Содержание учебного процесса определяется учебными плана­ми, учебными программами по предметам и фиксируется в учебных книгах, электронных накопителях информации.

На основе учебного плана составляются учебные программы по предметам.

Учебная программа содержит:

В связи с углублением процессов дифференциации разрабатываются альтернативные варианты учебных программ. В любом учебном заведении сегодня могут применяться одновременно несколько вариантов программ по одному и тому же предмету, которые предлагаются для усвоения в соответствии с интересами и возможностями учеников.

Учебные программы могут быть:

Исторически в построении учебных программ сложились два способа: концентрический и линейный.

При концентрическом способе развертывания содержания учебного материала одни и те же разделы программы изучаются на разных ступенях обучения, постепенно расширяя и углубляя знания учащихся.

При линейном способе развертывания содержания учебный материал располагается систематически и последовательно, с постепенным усложнением, по одной восходящей линии,; новое излагается на основе уже известного и в тесной связи с ним.

Содержание учебных дисциплин раскрывается в учебниках.

Учебник представляет собой изложение и характеристику содержания учебного предмета в соответствии с программой.

Учебник — главный источник знаний по учебному предмету.

От качества учебников зависит успешность усвоения знаний школьниками. Учебник должен обеспечивать полное усвоение знаний, сознательное и активное участие школьников в процессе обучения.

Учебник выполняет следующие дидактические функции (Д. Д. Зуев):

И. П. Подласый, автор «Педагогики начального образования», выделяет три дидактические функции учебника:

Основными признаками хорошего учебника являются:

Может быть несколько учебников по одному и тому же предмету, которые излагают одну и ту же программу по-разному; в них применяются различные методы анализа материала, разные средства и приемы доказательств, упражнения, примеры.

Вопрос о выборе учебника для работы в классе предоставляется учителю. Он должен определить насколько принятый им учебник будет соответствовать выбранной концепции обучения, отвечать дидактическим психологическим, эстетическим, гигиеническим требованиям.

Учебные пособия — печатные, графические, изобразительные и другие материалы, предназначенные для обеспечения наглядного восприятия изучаемых предметов и явлений, облегчения овладения двигательными умениями и т.д. К ним относятся:

Учебные пособия расширяют некоторые стороны учебника и имеют своей целью решение конкретных задач обучения: информационных, тренировочных, проверочных и т.д.