logo
КУРС лекций ПЕДАГОГИКА 13

12.3. Воспитание младшего школьника как субъекта социализации. Показатели сформированности социальной активности младшего школьника

Младшее школьное детство – это период (7-11 лет), когда происходит процесс развития индивидуально-психологических и формирование социально-нравственных качеств личности. Для этого возраста характерны: - доминирующая роль семьи в удовлетворении материальных, коммуникативных, эмоциональных потребностей ребенка; - доминирующая роль школы в формировании и развитии социально-познавательных интересов ребенка; возрастание способности ребенка противостоять отрицательным влияниям среды при сохранении главных защитных функций за семьей и школой. Ведущей является учебно-познавательная деятельность, а в связанном с ней общением ребенка с взрослыми и сверстниками заключаются основы нравственной позиции индивида. Игра в тех формах, в каких она существовала в дошкольном детстве, начинает утрачивать свое развивающее значение и постепенно заменяется учением и трудом, суть которых состоит в том, что данные виды деятельности в отличии от игры имеют определенную цель. Однако полностью отказаться от игры в этот период нельзя, так как игра остается ведущим способом интенсивного и успешного овладения различными ролями, т.е. в этот период центральными факторами социализации являются идентификация и имитация. Если же ребенок не имеет достаточного опыта выполнения ролей, то это приводит к задержке социализации и влияет на полноценное выполнение им собственных социальных ролей.

Основным институтом социализации в этом возрасте является школа. Она обеспечивает ученику систематическое образование, которое само по себе есть важнейший элемент социализации, но кроме того, школа обязана подготовить человека к жизни в обществе и в более широком смысле. Школа в большей мере зависит от государства и общества, чем семья. Поэтому она дает первичные представления ребенку как гражданину, т.е. способствует его вхождению в гражданскую жизнь.

Роль личности в социализации выражается в естественной активности ребенка, в самопроявлении. Личность развивается в процессе общения, и, следовательно, для ребенка данный тип социальной активности выступает в качестве ведущего в его развитии. Школа расширяет возможности ребенка в плане общения: здесь кроме общения со взрослыми, возникает устойчивая специфическая среда общения со сверстниками, что само по себе выступает как важнейший институт социализации. Привлекательность этой среды для ребенка в том, что она достаточно независима от контроля взрослых. У детей в младшем школьном возрасте происходит изменение социального статуса: превращение дошкольника в школьника. При этом происходит противоречивое соединение определенной свободы выбора с четко организуемыми рамками поведения школьника. Не все дети к этому готовы, поэтому переход к школьнику у многих происходит болезненно, конфликтно.

Приход в школу ставит ребенка в непосредственное отношение к среде. Младший школьник приобретает те навыки, которые необходимы взрослому. Формы поведения ребенка усложняются, происходит его вступление в новые отношения с окружающими. Уровень морального развития в этот период характеризуется избеганием наказания и стремлением получить поощрения, но при этом учащиеся начальной школы достаточно естественно принимают новые социальные нормы. При этом следует помнить, что успешная социализация в этом возрасте связана с богатством эмоциональной жизни детей (В.А. Сухомлинский), без этого (опора на эмоции ребенка) у младших школьников почти не складываются поведенческие представления о существующих в реальном мире социальных и нравственных явлениях, они не осознают свою причастность к ним, затрудняются в оценках происходящего.

В начальной школе у ребенка активно проявляется интерес к общественной и нравственной жизни общества. Показателями такого интереса являются вопросы детей к взрослым. Но при этом практика поведения детей у младших школьников еще очень ограничена. Социальный опыт в этот период в значительной мере содержит стереотипы. Социальная позиция ребенка возрасте 6-9 лет представлена только в форме «я в обществе», рефлексия на свои действия и поведение, прежде всего в рамках учебной деятельности. Лишь в 10 лет активно заявит о себе позиция «я и общество». Именно тогда у ребенка возникает стремление в определении своего места в обществе, в общественном признании ( Д.И. Фельдштейн). Период с 9 до 10 лет характеризуется накоплением элементов индивидуализации, когда ребенок выражает свою собственную позицию, проявляет самостоятельность, устанавливает более широкие отношения с окружающими.

Результат процесса социализации – социализированность. В качестве критериев и показателей социализированности используют отношение школьников к обществу, социально значимой деятельности; степень активности жизненной позиции; направленность личности на предмет социальных отношений; степень сформированности социального опыта.

Обычно выделяют три критерия эффективной социализации:

Социализация в ее сущностной характеристике – это овладение социальным опытом. Социальный опыт ребенка – это результат специально организованного усвоения общественного опыта. Социальный опыт присущ ребенку изначально и является результатом социализации, воспитания и самовоспитания.

Младший школьный возраст – это особый период в жизни ребенка, связанный с его приходом в школу. В этот период у детей складывается новая для них социальная позиция школьника. Идет освоение социального опыта в процессе учебной деятельности. Источниками социального опыта детей являются: их собственные действия в различных жизненных ситуациях и переживание этих ситуаций, раздумье (логическое осмысление) над наблюдаемыми поступками других людей и их переживание и, наконец, косвенный опыт других людей, заключенный в произведениях литературы, картинах, фильмах, переработанный и «присвоенный».

Социальный опыт младшего школьника составляют как элементы синтеза сложившейся культуры, так и элементы обыденного сознания, но их соотношение всегда достаточно неопределенно и дискретно. Проявления социального опыта детей выражаются в вербальной форме. В практике начальной школы у большей части учителей это создает представление, что социальный опыт ребенка еще только зарождается и поэтому мало существенен. Отсюда процесс воспитания и обучения в массовой школе к нему практически не обращается. В результате этого их личностное развитие тормозится.

В связи с этим одна из важнейших задач учителя – помочь ребенку обращаться к своему жизненному опыту на рефлексивном уровне, сделать его предметом самопознания, самоанализа. Предлагая детям тот или иной элемент содержания обучения и воспитания, их следует направлять не столько на репродукцию этого содержания, сколько на соотнесение со своим социальным опытом: что принять, от чего отказаться, в каких прежних представлениях усомниться, в чем еще раз утвердиться, над чем впервые задуматься.

С приходом в начальную школу ребенок только включается в научное познание действительности, но в его социальном опыте на эмоционально-образном уровне уже некий метафорический «образ мира». Он и становится регулятором социальных отношений младших школьников.

Социальный опыт, определенным образом закодированный в социальной роли, будет присвоен ребенком только по мере активности его самосознания, по мере осознания себя в качестве члена общества, в качестве носителя новой общественно значимой позиции (Л.И. Божович). Младший школьник ориентируется на систему установок на самого себя, хотя не столько ее осознает, сколько переживает, т.е. его установки всегда довольно сильно эмоционально окрашены, что делает эмоциональные аспекты социального становления личности необычайно значимыми.

В социальном опыте младшего школьника предпосылками субъектности являются элементы рефлексии (возникает интерес к своему внутреннему миру, попытки оценки собственных действий, своего характера); избирательная активность в проекции своего сознания на мир вещей и мир людей; способность реагировать на ситуации отношения окружающих и стремление их оценивать; проявление потребности отбирать социально значимые ценности. В основе социализации детей лежит ценностное освоение мира, личностный отбор и «наполнение» этическими категориями. Поэтому решающим началом в процессе социализации является именно переживание ребенком себя субъектом социализации, первые действия по самоопределению своей личности. Именно поэтому содержание начального обучения должно отражать все многообразие ценностных отношений к действительности: к природе, миру, людям, труду, личности, самому себе. Отсюда одно из требований к содержанию начального образования – это интегрированный характер.

Оценка младшего школьника самого себя происходит лишь в контексте с окружающей социальной средой и полностью отражает оценки учителей и родителей. Поэтому в содержании и методике учебно-воспитательной работы с младшими школьниками следует делать акцент на умение видеть себя среди людей и событий, учились понимать и оценивать себя, т.е. включение элементов самовоспитания и самообразования в учебно-воспитательный процесс начальной школы.

В содержании учебно-воспитательного процесса с точки зрения формирования социальной активности упор должен быть сделан на активные способы ввода ребенка в мир как единое целое. Отсюда в учебно-воспитательном процессе учитель должен использовать различные формы субъективных ситуаций, к которым относятся различные проективные ситуации, ситуации выбора ценностей, ситуации переживания и осмысления отношений друг к другу, самому себе.

Механизм саморазвития личности, которая является одним из показателей социальной активности ребенка, определяется совместными действиями со взрослыми и сверстниками в среде, поэтому задача учителя в развитии социальной активности младших школьников должна заключаться их включением в совместную социально значимую деятельность.