logo
КУРС лекций ПЕДАГОГИКА 13

Вопросы и задания

  1. Расскажите о зарождении и развитии российской педагогики.

  2. Какие периоды выделяются в развитии русской школы и просвещения XVIII в.?

  3. Раскройте сущность и содержание образовательных реформ XVIII в.

  4. На что были направлены просветительские реформы Петра 1?

  5. Дайте характеристику основным типам школ, возникших во второй половине 18 в..

10.2. Школа и педагогика в России 19 начала 20 веков. Вклад выдающихся российских педагогов и общественных деятелей в развитие народной начальной школы и педагогической теории. Идеи свободного воспитания в начальном образовании

19 век для России ознаменовался вступлением на престол Александра 1, провозгласившего курс на продолжение начавшихся ранее просветительских реформ. В России завершилось создание централизованной государственной системы образования. В соответствии с «Уставом учебных заведений, подведомственных университетам» 1804г. основными звеньями системы образования стали преемственные учебные заведения: приходские и уездные училища, гимназии, университеты. Вся Россия была поделена на шесть учебных округов: Московский, Петербургский, Казанский, Харьковский, Виленский, Дерптский. Во главе каждого округа стоял университет, в обязанности которого помимо учебно-научных функций, входила необходимость методического и инспекторского контроля. С нач.60-х гг. началась подготовка новой школьной реформы. После восшествия на престол Николая 1 (1825-1855) внимание государства к вопросам воспитания усилилось. В манифесте о завершении дела декабристов царь высказал мысль, что главной причиной восстания были недостатки воспитания. Российское общество было обеспокоено положением дел в сфере образования и просвещения. С начала 60-х гг. 19в. началась подготовка новой школьной реформы. Появляются женские училища, реформируется система начального и среднего образования. В «Положении начальных народных училищах» четко обозначена их цель – утверждение в народе религиозных и нравственных понятий и распространение первоначальных полезных знаний. Срок обучения в этих училищах не был ограничен, как не был ограничен и возраст учащихся. Позднее на базе приходских училищ создавались двухклассные начальные училища и городские училища. При этом самым распространенным типом начальной школы осталась церковно-приходская школа, курс обучения в которой, как правило, был рассчитан на два года. Можно по-разному оценивать значение деятельности этих школ, но именно они были наиболее доступными формами получения начального образования для крестьянских детей. Бурная общественно-педагогическая жизнь 40 – 60-х гг. стимулировала процесс создания специальных учебных заведений, готовящих учителей.

Трудами русских учёных и педагогов 19  начала 20 веков была создана оригинальная учебная литература, разработана методика по многим школьных курсам. В российской педагогике обозначился ряд тенденций, отразивших противоречия социокультурного развития страны. На традиции православного воспитания ориентировались славянофилы и их последователи. Не принимая западного рационализма и индивидуализма, они видели специфику российского образования в целостном развитии нравственно-религиозного чувства, в котором значительное место отводилось идеям «софийности», соборности.

Сторонники западнической и «государственнической» линий придерживались европейских педагогических теорий как основы общего начального и классического образования. Этой линией связана полемика о главном приоритете школы — воспитании человека или воспитании гражданина. В этом русле велись поиски включения в систему российского образования нерусских народов России. Попыткой конструктивного синтеза этих линий стала гуманистическая тенденция, ярко проявившаяся в период подготовки и осуществления реформ 60-х гг. 19 в., когда проблемы образования привлекли внимание деятелей земств, технической и высшей школы.

Во 2-й половине 19 в. началось оформление российской теоретической педагогики на основе антропологии и психологии. Труды К.Д. Ушинского («Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии», «О народности в общественном воспитании», «Труд в его психическом и воспитательном значении», «О пользе педагогической литературы» и др.) стали ценным опытом создания целостной системы педагогического человекознания, фундаментом самобытной теории, связанной с православной образовательной традицией. К.Д. Ушинского по праву называют основателем научной педагогики в России. Применительно к России К.Д. Ушинский выделил три принципа воспитания: народность, христианскую духовность и науку. Идея народности воспитания и образования является одной из ведущих педагогических идей К.Д. Ушинского. Основным фактом, из которого он исходит, является наличие у всех народов своей национальной системы воспитания, в основе которой лежит особый принцип, определяющий образовательную систему и сообщающий ей ее специфический характер. Установив факт различия образовательных систем отдельных народов, К.Д.Ушинский сделал вывод о том, что русский народ остается необразованным, потому что не имеет своей системы воспитания, а ограничивается подражанием другим образцам. И призывает создать свою национальную систему воспитания, отвечающую стремлениям народа, у которого есть своя история, мечты, желания, идеалы.По его мнению, воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях или заимствованных у другого народа: «Народ без народности – тело без души». При этом его трактовка принципа народности в образовании не означает замкнутости и изолированности от других культур – речь идет о методологическом соотношении национального и общечеловеческого.

К.Д. Ушинский большое значение в воспитании придавал труду, который по его мнению, выступает ведущим фактором развития личности. Основой нравственного воспитания К.Д. Ушинский считал религию, которую он понимал, прежде всего, как залог нравственной чистоты. Общими идеалами воспитания он назвал воспитание патриотизма, человечности, любви к труду, воли, честности, правдивости, чувства прекрасного. В качестве основополагающих духовных начал русского народа им была выделена «патриархальная нравственность» - вера в правду и добро. Основное средство умственного, нравственного и физического развития личности К.Д. Ушинский видел в обучении, которое решает двоякую задачу – образовательную и воспитательную. Также К.Д. Ушинский разработал учение о двухуровневой дидактике: общей и частной. Общая дидактика занимается базовыми принципами и методами обучения, а частная дидактика использует эти принципы и методы в отношении отдельных учебных дисциплин. Особенно удалось К.Д. Ушинскому теоретико-методическое сочетание общей и частной дидактик в концепции первоначального обучения родному языку. В работах «Родное слово», «Детский мир» и др. Дидактический материал выстроен в постепенном усложнении, на основе звуковой среды. По учебникам К.Д. Ушинского училось не одно поколение детей. Они выдержали несколько переизданий, в том числе и в советское время.

К.Д. Ушинский выделял два фактора воспитательного воздействия на ребенка – семья и личность учителя. Личность учителя, по мнению К.Д. Ушинского, обладает такой воспитательной силой, которую не заменят ни учебники, ни морализирование, ни наказания и поощрения. К.Д. Ушинский охватил своим творчеством практически все основные аспекты педагогической теории, разработал лучшую для того врмемени методику начального обучения.

Л.Н. Толстой под влиянием Ж.-Ж. Руссо в 60-70-х г.г. 19 в. заложил основы отечественной теории «свободного воспитания». Педагогические идеи Л.Н.Толстого были реализованы в практике работы Яснополянской школы. Среди них можно выделить следующие: единство воспитания и обучения, приобщение ребенка к нравственно-религиозному началу, закаливание и развитие физических качеств в народных играх и на природе, развитие способности самостоятельно мыслить и глубоко чувствовать, творческое развитие ребенка.

Методические взгляды Л.Н.Толстого включают

Широко известны до сих пор учебные книги Л.Н.Толстого: «Азбука», «Новая азбука», «Русские книги для чтения», которые содержат как лучшие образцы устного народного творчества (пословицы, поговорки, сказки), так и написанные Л.Н. Толстым рассказы («Филиппок», «Косточка», «Прыжок», «Лев и собачка» и др.).

В конце 19-го − начале 20-го в.в. в российской педагогике утвердились свои варианты характерных для Запада педагогических парадигм:

Характеризуя русскую педагогику нач.20в., В.В. Зеньковский отмечал критическое отношение к устоям прежней педагогики и, прежде всего, во имя личности ребёнка, во имя освобождения ребёнка от пут, которые мешают его «естественному» развитию. Проблема воспитания отодвигает постепенно проблему образования, и в связи с этим первоначально слабое, но потом всё более развивающееся стремление к целостности в воспитательном воздействии на ребёнка. Этот мотив целостности имеет огромное значение в русском педагогическом сознании, т.к. он примыкает к однородному мотиву в русской философии, горячо стоявшей за идею целостной личности.

Проблемы образования, выделенные русскими философами 19-20 в.в., актуальны в современной социокультурной ситуации. Сопоставляя некоторые суждения выдающихся философов прошлого с реальностями окружающей нас действительности, мы можем взять то, что является полезным для решения современных социально-педагогических проблем, найти немало интересных профессиональных советов, которые могут оказать существенную помощь в обучении и воспитании растущего человека. Педагогическая сущность русской философии заключается в особом понимании истины как нравственной правоты, поиск нравственного основания жизни.

Воспитание и образование для В.В. Розанова слитны и неразделимы: сообразуясь с общечеловеческими идеалами, он ищет пути нравственного и духовного оздоровления всего русского общества.

В основу философского подхода Н.А. Бердяева легла триада идей: свобода, творчество, личность. Именно свободное волеизъявление личности и её творческое начало, по его мнению, является первоисточником бытия, а человек как микрокосм заключает в себе всё. Поражают мысли Н.Бердяева о человеке как существе многоэтажном и противоречивом. Личность – категория духа, отмечает философ, она более таинственна, чем мир, поэтому общество есть часть личности. Цель человеческой жизни по Н.А. Бердяеву – соответствие библейским заповедям и свободное творчество, поэтому педагогические усилия должны быть направлены не на исправление человека, а на его развитие. Он считал, что все люди способны, поскольку творчество как выход за пределы обыденности есть выражение потенциальной гениальности каждого человека. Тем самым, по существу, раскрывается и безграничность его возможностей. Н. Бердяев выделяет несколько периодов творчества - от созерцания прекрасного через отход от подражания и умение создавать своё, принимая опыт других, к обращению внутрь себя и духовному взлёту, стремлению к совершенству.

П.А. Флоренский выступает против культа человека, не ограниченного в деятельности и правах высшими, надчеловеческими духовными ценностями. По его мнению, это приводит в области искусства к культу крайнего индивидуализма, в области науки – к культу оторванного от жизни знания, в области хозяйствования – к культу хищничества, в области политики – к культу личности. Он проповедует среди нравственных ценностей следующие:

В.В. Соловьёв считает, что жизнь любого народа представляет лишь определённое участие в общей жизни человечества. «Идея нации есть не то, что она думает о себе, но то, что Бог думает о ней в вечности». Он верил в абсолютное значение нравственных ценностей, но особое место среди них отводил понятию добра: «Выяснить всё, что разум, возбуждаемый опытом, мыслит в этом понятии, и тем самым дать определённый ответ на главный для нас вопрос о должном содержании или смысле нашей жизни».

Человечность философии И.А. Ильина проявляется в его убеждении о том, что только путем духовного воспитания человека можно обуздать зло как в обществе, так и в отдельном человеке. Целью духовного воспитания, по И.А. Ильину, является очищение личности от «социального мусора», противоречащего законам бытия, того, что привнесено в него из внешнего мира. «Воспитать человека – значит, прежде всего, пробудить в нем духовные переживания и открыть ему доступ к духовному опыту. Только в этом опыте человек может постигнуть, что такое любовь, какова ее глубина и сила и в чем ее священное значение… Только здесь он может научиться отличать добро от зла; услышать в самом себе голос совести; постигнуть, что такое благородство, честь и служение… только он может указать человеку, что есть подлинно главное и ценнейшее в его жизни; дать ему нечто такое, чем стоит жить, за что стоит нести жертвы, бороться и умереть».

Несмотря на то, что специальных работ по педагогике у И.А. Ильина как и у других русских философов нет, его огромное философское наследие пронизано мыслями об образовании. «Ни таланту, ни гению научить нельзя; но культуре духа, духовной концентрации, систематической интуиции, творческому акту можно и должно учить». Основная задача воспитания, как отмечает И.А. Ильин, «… не в наполнении памяти и не в образовании «интеллекта», а в зажигании сердца». В современной социальной ситуации агрессивной бездуховности ни один думающий педагог не сможет обойтись без призыва этого удивительного философа: «Кто желает воспитать ребенка, тот должен пробудить и укрепить в нем духовность его инстинкта», поскольку образование без воспитания – дело ложное и опасное. Однако отсюда возникает и проблема для учителя - как перевести изучение явлений жизни во внутреннее целостное переживание и проживание учащегося, чтобы он рос вместе с познанием предмета, становясь Человеком, а не функцией рассудка и памяти. Совершенно очевидно, что это требует от учителя величия и благородства души.