Вопросы и задания
Что такое воспитательная система школы?
Назовите основные признаки воспитательной системы школы.
Какие и сколько этапов проходит в своем развитии воспитательная система школы?
Раскройте критерии для определения уровня сформированности воспитательной системы школы.
Дайте характеристику основных воспитательных систем современной школы .
8.10. Педагогические основы взаимодействия школы, семьи и общественности в воспитании детей. Роль классного руководителя в работе с семьей воспитанников. Содержание и формы совместной деятельности школы и семьи.
Сегодня уже ни у кого не вызывает сомнения, что только общими усилиями семьи и школы можно осуществить главную цель воспитания – сформировать разностороннюю, высоконравственную гармонически развитую личность. Необходимо, чтобы учителя и родители действовали как союзники. Семья – та естественная среда жизни и развития ребенка, в которой закладываются основы личности. Общеизвестно, что семья является важнейшим институтом воспитания, микроячейкой общества, естественной средой развития ребенка и социализацией его личности. Сегодня ученые рассматривают семью как исторически конкретную систему взаимоотношений между супругами, родителями и детьми.
Традиционно говорят о таких функциях семьи как репродуктивная, хозяйственно-экономическая; воспитательная; психотерапевтическая; социализации; регулятивная; коммуникативная и др. В. А. Сластенин выделяет следующие важнейшие функции, которые выполняет семья: регулирование физического и эмоционального развития; влияние на развитие психологического пола; влияние на умственное развитие; ознакомление ребенка с социальными ролями; формирование ценностных ориентаций; социальная поддержка. Особое значение сегодня приобретают в семье такие функции воспитания, как эмоциональная стабилизация и психологическая защита, совместный отдых. В последнее время все чаще говорят о такой функции семьи как фелицитологическая, т.е создание условий для счастья каждого члена семьи. Выполнению этих функций способствует климат семейных отношений, режим семейной жизни, уровень требований в семье друг к другу, содержание деятельности, присущее различным поколениям членов семьи.
Семья является для ребенка главнейшей сферой его жизни. Родители, близкие родственники оказывают многомерное, глубокое, продолжающееся в течение всей жизни влияние на его личность. Семья дает возможность всем ее членам реализовать, раскрыть и «осуществить» себя. Вместе с тем современные семьи развивается в условиях качественно новой и противоречивой общественной ситуации. С одной стороны наблюдается поворот общества к проблемам семьи, разрабатываются и реализуются комплексные целевые программы по укреплению и повышению ее значимости в воспитании детей. С другой стороны наблюдаются процессы, приводящие к обострению семейных проблем. Это, прежде всего, падение материального уровня большинства семей, рост числа разводов, отрицательно влияющих на психику ребенка и т.п. Современные родители зачастую сужают материнство и отцовство до бытового обслуживания детей. Семья испытывает огромные трудности. Она остро нуждается в помощи и образовательное учреждение должно помочь ей. Всевозможная поддержка со стороны школы семье, формирование психолого-педагогической культуры родителей – одна из важнейших задач образовательных учреждений. «Семьи бывают хорошие и семьи бывают плохие. Поручиться за то, что семья воспитывает, как следует, нам нельзя, говорить, что семья может воспитывать, как хочет, мы не можем. Мы должны организовать семейное воспитание» - писал А.С. Макаренко. Среди основных методов семейного воспитания можно выделить следующие:
показ образца (как делать? как себя вести?);
создание положительного отношения к форме поведения, которой следует добиваться;
демонстрация преимуществ данной формы поведения;
предупреждение нарушений поведения ребенка или практических действий;
контроль за действиями ребенка;
стимулирование его самоконтроля.
Организация практической деятельности детей в семье может быть и должна быть достаточно разнообразной, например:
увлечение детей целью и содержанием деятельности;
совместный поиск способов достижения цели;
обучение ребенка способам деятельности;
совместный с ребенком анализ хода деятельности («Как идут дела?», «Что у нас получается, а что не очень?», « Почему?»);
одобрение родителями успешных действий («Молодец!», «Как ты, оказывается, умеешь делать!», «Я рад (а) за тебя!»);
совместная с ребенком оценка результатов.
Очевидно, что только в процессе взаимодействия педагогов и родителей можно успешно решать проблему развития личности школьника. Огромную роль в вооружении отцов и матерей педагогическими знаниями, умениями и навыками играет классный руководитель. Если между классным руководителем и родителями существуют доверительные отношения, педагог может попросить родителей поделиться результатами своих наблюдений, обеспечивая этим единство требований школы, классного коллектива и семьи.
Целью взаимодействия школы и семьи, очевидно, должно быть стимулирование позитивных факторов семейного и школьного воспитания, организация их взаимодополнения и взаимовлияния. При организации общения семьи и школы необходимо соблюдать ряд принципов – сотрудничества, такта, взаимоуважения, взаимопомощи и взаимоподдержки, терпения и терпимости.
Можно выделить следующие этапы стратегии сотрудничества семьи и образовательного учреждения:
Во-первых – необходимо установить доверительные отношения, которые могут стать следствием исключительной ориентации педагога на положительный образ ребенка. Следует «забыть» в общении с родителями отрицательные стороны поведения их детей, «сломать» традиционную установку воспитателей на судейскую критическую позицию и оценку. Родители и педагоги – два равноправных партнера в воспитании детей. Доверительные контакты между ними возможны только на основе уважительной, доброжелательной установки, без стереотипизации обобщенного образа «мамы», «бабушки», «папы», «учителя». Стереотипные образы, если они отягощены отрицательным опытом общения, могут препятствовать доверию, сотрудничеству.
«Родители» и «педагоги» по своей сути представляют социальные роли, которые взрослые берут на себя. Их поведение подчиняется взрослым законам. В этой связи не следует торопиться делать выводы и обобщения на основании поведения, т.е. судить по поступкам, что это за люди и как они относятся к воспитанию. Можно строить предположения, наблюдая за поведением родителей в ситуациях, когда они посещают школу. Однако следует всегда помнить мотивационный аспект поведения – что побуждает человека вести себя так, а не иначе, насколько это типично. Педагог не имеет право торопиться со скоропалительными выводами о родителях, суждение должно быть объективно и всесторонне.
На втором этапе совместного педагогического поиска педагоги открывают перед родителями неизвестные им стороны знания о собственном ребенке. «Ребенок – зеркало семьи, как в капле воды отражается солнце, так и в детях отражается нравственная чистота матери и отца, - писал В.А. Сухомлинский, - …Чтобы узнать детей, надо хорошо знать семью – отца, мать, братьев, сестер, бабушек и дедушек». Чаще всего речь идет об особенностях взаимоотношений ребенка со сверстниками в игровой, трудовой и учебной деятельностях, о характере межличностного общения, о социометрическом статусе личности ребенка в классе. Родители должны прийти к осознанному пониманию сущности педагогического процесса, ограниченности, недостаточности их представлений и необходимости совместного решения педагогических проблем. Результаты психолого-педагогической диагностики ребенка должны быть открытыми и доступными для семьи, поскольку родители, несущие постоянную ответственность за благополучие своих детей, имеют право знать планы и мнения других взрослых. Открытый доступ к информации демонстрирует уважение к родителям, устраняет недоверие и отчужденность. В то же время записи и отчеты педагога о диагностическом наблюдении за детьми должны быть личностными, то есть отражать личную ответственность за позицию по отношению к ребенку перед родителями.
Можно придерживаться ряда правил, позволяющих быть объективным в своих суждениях:
не следует обобщать, т.е. переходить от частного опыта с ребенком к положительным или отрицательным обобщениям. Можно делать комментарии о поведении на основе конкретных наблюдений, экспериментального изучения, но не строить при этом глобальных предположений;
наблюдения желательно представлять как описание, не обвиняя других взрослых, чаще родителей, в причине отрицательного поведения ребенка;
в своих мнениях желательно быть предусмотрительным, поскольку мнение педагога – это одно из многих. Следует воздерживаться от любых упреков, намеков и сознавать, что родители – это партнеры по мыслям, чувствам, мнениям.
Педагог должен научиться конструктивно излагать родителям свои соображения, устанавливать обратную связь с родственниками ребенка. При этом важно, чтобы они могли не только понять, принять информацию, но и предпринять, изменить что-то в отношении к своему ребенку. Во многих учреждениях сложилась полезная традиция привлекать родителей к наблюдению за собственными детьми в педагогическом процессе. К этому родителей необходимо готовить, при этом к каждому подходить индивидуально, разъяснять цели и задачи работы с детьми, предлагать программу наблюдений. Полученные результаты должны служить основой для последующего совместного обсуждения характера активности ребенка, степени ее направленности и т.д.
Третий этап можно обозначить как вхождение учителя и родителя в проблемы общения с ребенком, организации его жизни как совместного исследования и формирования девочки и мальчика дома и школе. Направления сотрудничества могут быть различными. Они определяются конкретной социальной ситуацией развития, конкретными родителями и детьми.
Воспитание детей в семье осуществляется наиболее успешно, если между школой, ее учителями и родителями существует тесный контакт. В деятельности школы сложились коллективные и индивидуальные формы работы с родителями. Обычно это:
Родительские собрания;
Групповые и индивидуальные беседы;
Родительские конференции;
Привлечение родителей к кружковой и внеклассной работе с детьми и др.
В. А. Сластенин выделяет следующие формы совместной деятельности школы и семьи:
педагогическое просвещение родителей, повышение психолого-педагогических знаний родителей (университеты педагогических знаний для родителей; лекции, семинары, практикумы; конференции; открытые уроки и классные мероприятия; творческие группы);
вовлечение родителей и общественности в учебно-воспитательный процесс (родительские собрания; организация кружков, секций, клубов; совместные творческие дела; помощь в укреплении материально-технической базы; родительский патруль; индивидуальное шефство над неблагополучными семьями и трудными подростками);
вовлечение родителей и общественности в управление школой (совет школы; комитет общественного контроля; классные советы, классные родительские комитеты; совет содействия семье и школе).
Рассмотрим наиболее распространенные формы и методы работы школы с родителями.
Изучение семьи школьника. Для правильного отбора содержания, форм и методов работы учителя, классного руководителя с семьей необходимо хорошо знать семьи своих воспитанников, поскольку «…работать с детьми, которых видишь только в школе, это движение наугад. И сколько может быть ненужных, а то и опасных шагов!» (М. Д. Клешенко). К основным методам изучения семьи и учащихся в семье относятся следующие:
наблюдения;
беседы;
анкетирование;
изучение творческих работ школьников; выявление интересов и увлечений родителей;
знакомство с трудовой деятельностью членов семьи.
Посещение семьи может быть тематическим, а также по выяснению отдельных вопросов, интересующих учителя или классного руководителя. Примерная программа изучения условий семейного воспитания включает следующие компоненты:
условия семейного воспитания (материальные и санитарно-гигиенические условия; соблюдение режима дня; состояние здоровья ребенка; характер отношений в семье, авторитет родителей; нравственный климат семьи; увлечение родителей; контроль за выполнением домашних заданий);
поведение ребенка в семье (участие в домашнем труде; выполнение режима труда и отдыха; товарищи ребенка; положение учащегося в кругу товарищей);
характер воспитания в семье (система поощрений и наказаний; формирование привычек правильного поведения; пример родителей и старших братьев и сестер).
Анкетирование – один из эффективных методов изучения семьи, помогает за короткий срок получить интересующую учителя информацию.
Особого внимания учителя требуют семьи, в которых недостаточно занимаются воспитанием детей, где в семье сложился отрицательный для воспитания детей микроклимат. Учитель особенно тщательно продумывает методы индивидуальной работы с такими семьями, предусматривает возможные последствия каждой своей беседы с родителями, намечает систему индивидуальной работы.
Родительское собрание – одна из ведущих форм работы учителя, классного руководителя с родителями. Родительские собрания проводятся 1 – 2 раза в четверть. На них выносятся для обсуждения самые разнообразные вопросы: организация самостоятельной домашней работы школьников; воспитание ответственности и активности у детей; воспитание культуры поведения в семье; участие родителей во внеклассной воспитательной работе. Каждое родительское собрание включает в себя специальные педагогические беседы.. главное, чтобы после собрания родителя увидели перспективы деятельности своего класса и своего ребенка, определили свое место и роль в организации жизни классного коллектива, наметили пути семейного воспитания. Особенно большую работу проводит учитель с родителями первоклассников. На родительских собраниях он знакомит родителей учащихся с основными задачами и содержанием обучения в 1 классе, новыми обязанностями детей и задачами воспитания, помогает родителям определить методы работы с детьми по оказанию им помощи в учебе.
Изучение опыта воспитания детей в семье показывает, что основная причина появления ошибок в воспитании детей происходит потому, что родители не знают, как детей воспитывать правильно, организуют процесс воспитания в семье интуитивно. С первых лет обучения ребенка в школе учителя начальных классов организуют родительский всеобуч. Своеобразной формой педагогического всеобуча являются педагогические консультации для родителей. У родителей часто возникает масса вопросов по воспитанию детей в семье, которые они не могут решить на родительском собрании или конференции, многие их вопросы требуют учета особенностей только их семьи, а иногда являются сугубо интимными. Педагогические консультации являются индивидуальной формой работы, и в них нуждаются как родители, так и учителя. Консультации проводятся обычно один – два раза в месяц. Можно также проводить тематические консультации для группы родителей.
Одна из форм участия общественности в воспитании подрастающего поколения являются родительские комитеты класса и школы. Родительский комитет – это один из органов школьного самоуправления, образуемый родительской общественностью, оказывающий помощь и содействие школе в решении учебно-воспитательных и хозяйственных задач. Родительский комитет привлекает родителей к активному участию в жизни школы и класса, оказывает помощь в учебно-воспитательной и оздоровительной работе, в проведении педагогической пропаганды среди населения, в осуществлении задач по укреплению хозяйственной и учебно-метериальной базы образовательного учреждения.
К нетрадиционным формам работы с родителями младших школьников можно отнести работу кружка для родителей «Волшебный сундучок», цель которого может варьироваться, например, привлекать родителей к созданию художественно-эстетической среды в детском саду, школе. Задачи кружка обычно конкретизируют цель (знакомить родителей и их детей с народным фольклором, легендами и эпосом народов РХ и РФ; совместный поиск поставленных задач по развитию личности ребенка; приобретение практического опыта; проверка навыков самостоятельности у детей; украшение игровых комнат, территории школы и т.д.).
В практике работы с родителями младших школьников все чаще используются рекомендации Ш.А. Амонашвили, который предлагает на собраниях выдавать родителям характеристики детей вместе с пакетами достижений, содержащими образцы их работ. Такие собрания носят торжественный характер, приглашаются все взрослые члены семьи. Во время собрания каждый родитель получает пакет своего ребенка, родителям рекомендуется подробно ознакомиться с содержанием характеристики и пакета. И самим сделать выводы об успехах ребенка. Семейный совет должен наметить путь оказания помощи ребенку, чтобы он смог удовлетворить пожелания учителей и товарищей, преодолеть трудности, искоренить недостатки. Характеристика школьника должна быть предельно простой и ясной. Она ни в коем случае не должна вызывать раздражение родителей, не должна приводить к осложнениям в отношениях. Характеристика должна направлять родителей на серьёзные размышления о том, как помочь ребёнку в развитии характера и познавательных интересов. Характеристики составляются заблаговременно, зачитываются и обсуждаются в классе. По советам учащихся, педагог вносит в них поправки. Одновременно с составлением и обсуждением характеристик дети готовят пакеты для родителей. Детей настраивают на то, чтобы показать родным, какими они стали, чему научились, что умеют делать. Это могут быть образцы письма, сочинения, решения математических примеров и задач, геометрические чертежи, собственные стихи и рассказы, рисунки и аппликации. Содержание пакетов может быть разнообразным. Готовятся они на специальных уроках или после уроков и должны явиться для родителей «сюрпризом», поэтому весь подготовительный процесс держится в «секрете». Главное в таком пакете-отчёте – выделить ту положительную основу, с опорой на которую можно стимулировать дальнейшее совершенствование ребёнка. Отсчёт педагога, оценка развивающейся личности ребёнка, его знаний, умений должны дать содержательную ориентацию родителям, как реорганизовать воспитательную среду и методы воспитания. Родители приглашаются на открытые уроки, выставки работ, на детские утренники. Все эти формы отчета создают у родителей содержательное представление о жизни и развитии ребёнка, о его продвижениях и пробелах в знаниях, о его возможностях, о положительных и отрицательных чертах его формирующегося характера.
Учитель – классный руководитель опирается на положительный опыт семейного воспитания, всемерно его распространяет, использует в воспитательном процессе для усиления положительных тенденций и нивелировки отрицательных.
- Федеральное агентство по образованию
- Предисловие
- Раздел 1
- Вопросы и задания
- 1.2. Педагогика как наука и искусство. Функции и задачи педагогики. Категориальный аппарат педагогической науки. Состав и система педагогических наук
- Вопросы и задания
- 1.3. Методология педагогической науки. Научное исследование в педагогике, его основные характеристики
- Вопросы и задания
- Литература для самостоятельной работы
- Глава 2 Педагогические технологии
- 2.1. Понятие о педагогических технологиях в зарубежной и отечественной психолого-педагогической науке. Многообразие педагогических технологий, различные подходы к их классификации
- Вопросы и задания
- Литература для самостоятельной работы
- Глава 3 Управление образовательными системами
- 3.1. Государственно-общественная система управления образованием в рф. Общие принципы управления общеобразовательными системами. Школа как педагогическая система и объект управления
- Вопросы и задания
- 3.2. Управленческая культура руководителя школы. Педагогический анализ во внутришкольном управлении
- Вопросы и задания
- 3.3. Основные функции управления школой: целеполагание, планирование, организация, контроль
- Вопросы и задания
- 3.4. Инновационная направленность педагогической деятельности. Формирование инновационной среды в педагогическом коллективе
- Вопросы и задания
- 3.5. Методическая работа в школе. Повышение профессионально-педагогической культуры учителей, их аттестация
- Вопросы и задания
- Литература для самостоятельной работы
- Глава 4 История педагогики и образования
- 4.1. Культурно-исторический характер воспитания. Трансформация целей и содержания образования на разных этапах развития человеческой цивилизации и мировой культуры
- Вопросы и задания
- 4.2. Развитие ведущих идей воспитания и образования в истории мировой культуры и педагогической мысли
- Вопросы и задания
- 4.3. Развитие гуманистических традиций образования в педагогическом творчестве я. А. Коменского. Значение педагогической теории я. А. Коменского для развития педагогической науки и практики
- Вопросы и задания
- 4.4. Теория элементарного образования и развивающего обучения и. Г. Песталоцци. Влияние педагогических взглядов и. Г. Песталоцци на развитие теории и практики начального образования
- Вопросы и задания
- Литература для самостоятельной работы
- Глава 5 Нормативно-правовое обеспечение образования
- 5.1. Нормативно-правовое обеспечение современного образования. Права ребенка и формы его правовой защиты в международном и федеральном образовательном законодательстве
- Вопросы и задания
- Литература для самостоятельной работы
- Раздел 2
- Вопросы и задания
- 6.2. Особенности развития младшего школьника. Учет возрастных и индивидуальных особенностей младшего школьника в учебно-воспитательном процессе
- Вопросы и задания
- Литература для самостоятельной работы
- Глава 7
- Вопросы и задания
- 7.2. Мотивы учения. Пути и средства формирования устойчивых познавательных интересов у младших школьников
- Вопросы и задания
- 7.3. Педагогический процесс в начальной школе, его содержание и структура. Понятие о педагогических закономерностях. Функции педагогического процесса: образовательная, воспитательная и развивающая
- Вопросы и задания
- 7.4. Современные концепции и технологии педагогического процесса в начальной школе
- Вопросы и задания
- 7.5. Принципы обучения в современной педагогике. Взаимосвязь закономерностей, принципов и методов в педагогическом процессе
- Вопросы и задания
- 7.6. Содержание начального образования. Государственный образовательный стандарт начальной школы и его функции
- Вопросы и задания
- 7.7. Учебные планы и программы, их характеристика. Учебник и учебные пособия. Вариативность учебных планов, программ, учебников
- Вопросы и задания
- 7.8. Методы обучения. Многомерная классификация методов. Проблема выбора методов в начальной школе
- Вопросы и задания
- 7.9. Методы устного изложения
- Вопросы и задания
- 7.10. Метод работы учащихся с учебником и книгой
- 7.11. Наглядные и практические методы обучения
- Вопросы и задания
- 7.12. Формы организации обучения в начальной школе: общеклассные, групповые и индивидуальные
- Вопросы и задания
- 7.13. Урок как основная форма организации педагогического процесса. Требования к современному уроку в начальной школе
- Общие требования к уроку:
- Дидактические требования к уроку:
- Воспитательные требования:
- Развивающие требования:
- Гигиенические требования:
- Вопросы и задания
- 7.14. Типология уроков в начальной школе. Характеристика структуры урока. Подготовка учителя к уроку
- Вопросы и задания
- 7.15. Организация домашней учебной работы младших школьников
- Вопросы и задания
- 7.16. Образовательная, воспитательная и развивающая функции проверки и оценки усвоения знаний младшим школьником. Диагностика развития личности ребенка в образовательном процессе
- Вопросы и задания
- Литература для самостоятельной работы
- Глава 8 Теория и методика воспитания младших школьников
- 8.1. Воспитание как общественное и педагогическое явление. Проблема цели воспитания в педагогической науке
- Вопросы и задания
- 8.2. Современные концепции воспитания. Характеристика гуманистического и личностно-ориентированного подхода в воспитании младших школьников
- Вопросы и задания
- 8.3. Воспитание в структуре педагогического процесса начальной школы. Преемственность воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста
- Вопросы и задания
- 8.4. Общие свойства и закономерности процесса воспитания школьников. Характеристика принципов воспитания
- Вопросы и задания
- 8.5. Понятие о методах,приемах и средствах воспитания. Методы организации воспитательного процесса в начальных классах
- Вопросы и задания
- 8.6. Понятие об организационных формах воспитания. Характеристика традиционных и нетрадиционных форм воспитания
- Вопросы и задания
- 8.7. Базовая культура личности как основа содержания воспитания в современной начальной школе. Направления воспитательной работы с младшими школьниками
- Вопросы и задания
- 8.8. Коллектив и его сущность. Особенности становления коллектива младших школьников. Методы формирования детского коллектива
- Вопросы и задания
- 8.9. Воспитательная система школы. Многообразие школьных воспитательных систем. Вариативные системы организации воспитательного процесса в начальных классах
- Вопросы и задания
- Вопросы и задания
- Литература для самостоятельной работы
- Глава 9 коррекционно-педагогические воздействия в процессе личностно-ориентированного образования, воспитания и развития младших школьников
- 9.1. Сущность коррекционно-педагогического воздействия, его функции, виды, формы в личностно-ориентированном обучении младших школьников
- Вопросы и задания
- Литература для самостоятельной работы
- Глава 10 История воспитания и начального образования в России
- 10.1. Школа и педагогическая мысль в Древней Руси. Различные типы начального обучения. Школа в 18 веке. Сущность реформирования образования в России 18 века
- Вопросы и задания
- Вопросы и задания
- Вопросы и задания
- Вопросы и задания
- 11.2. Проблема формирования культуры межнационального общения в многонациональном коллективе младших школьников
- Вопросы и задания
- Литература для самостоятельной работы
- Глава 12 Социализация личности ребенка в системе начального образования
- 12.1. Сущность процесса социализации личности. Современные отечественные концепции социализации личности
- Вопросы и задания
- 12.2. Ребенок как объект и субъект социализации. Социальный опыт ребенка как основа его социализации
- Вопросы и задания
- 12.3. Воспитание младшего школьника как субъекта социализации. Показатели сформированности социальной активности младшего школьника
- Вопросы и задания
- 12.4. Принципы социального воспитания младших школьников. Содержание, виды и формы социально-педагогической работы с младшими школьникам
- Вопросы и задания
- Литература для самостоятельной работы
- Глава 13 Педагогические технологии начального образования
- 13.1. Технологии педагогического взаимодействия учителя и учащихся начальных классов. Мастерство учителя в системе коммуникативного воздействия на детей
- Вопросы и задания
- 13.2. Личностно-ориентированные технологии начального образования
- Вопросы и задания
- Литература для самостоятельной работы
- Глава 14 Особенности организации учебно-воспитательного процесса в малокомплектной школе
- 14.1. Малокомплектные школы и их типы. Особенности организации учебно-воспитательного процесса в малокомплектной школе
- Примерное расписание уроков малокомплектной школы в I полугодии
- Вопросы и задания
- 14.2.Урок в малокомплектной школе. Организация самостоятельной работы учащихся. Особенности подготовки учителя к уроку в малокомплектной школе
- Ориентировочные нормы времени на самостоятельную работу на уроке
- Самостоятельная работа под руководством учителя
- Вопросы и задания
- Литература для самостоятельной работы