Раздел 1
Педагогика
Глава 1
Общие основы педагогики
1.1. Гуманистическая и социальная направленность педагогической профессии. Структура, функции и основные виды профессиональной деятельности. Современные требования к личности и профессиональной компетентности педагога
Понятия «учитель» и «педагог» часто употребляют как синонимы.
Учитель – профессионал, сам род занятий которого постоянно связан с высшей ценностью – человеком. Гуманистическая («человекообразующая») природа педагогической профессии обнаруживается только в педагогической деятельности самого учителя, в его педагогической позиции, в тех средствах и методах, которые он выбирает для осуществления своей деятельности.
Учитель – это не только педагогическая профессия и должность в системе образования, это и высокая миссия, предназначение которой – сотворение и самоопределение личности в культуре, сотворение человека в человеке. Само содержание цели педагогической профессии, направленной на взращивание в человеке лучшего, раскрытие его потенциала, придает ей гуманистический характер. Однако, в реальной педагогической практике средства, которые использует учитель, могут быть противоположными цели (например, когда учитель считает, что для достижения цели все средства хороши).
Между тем, в истории образования имеется множество примеров выдающихся педагогов-гуманистов: Я.А. Коменский, И.Г. Песталоцци, Я. Корчак, К..Д. Ушинский, Л.Н. Толстой, В.А. Сухомлинский. Среди наших современников необходимо назвать Ш.А. Амонашвили, О.С. Газмана, А. Тубельского и др.
Главное назначение учителя, по мнению Я.А. Коменского состоит в том, чтобы своей высокой нравственностью, любовью к людям, трудолюбием и другими качествами стать примером для подражания своим ученикам, чтобы воспитать в них человечность. Учитель должен быть образцом простоты – в пище и одежде, бодрости и трудолюбия – в деятельности, скромности и благонравия – в поведении, искусства разговора и молчания – в речах. Кто берется за наивысшее – воспитание юношества, пишет Я.А Коменский, тот должен познаться и с ночным бодрствованием, и тяжким трудом, избегать всего, что ослабляет дух. Поэтому нужно, чтобы учителями становились люди честные и деятельные, которые любят свою профессию и постоянно заботятся о самосовершенствовании.
Сравнивая педагога с лучом солнца, который обогревает ребенка, К.Д. Ушинский называет учителя художником, а школу мастерской, где из куска мрамора возникает подобие божества.
Смысл и значение профессиональной деятельности во многом определяется ее общественной значимостью – тем, насколько она востребована обществом и что дает для него. Я.А. Коменский высоко ценил общественное назначение учительской профессии: «Им вручена превосходная должность, выше которой ничего не может быть под этим солнцем».
Педагогическая профессия выполняет важнейшую созидательную социальную функцию: благодаря ей, не только формируется и развивается конкретная личность, но и определяется будущее страны, обеспечивается ее культурный и производственный потенциал.
Прогностический характер педагогической деятельности определяет полифонизм ее целей, ориентированных не только на сегодняшние потребности личности и общества, но и на будущее, на готовность выпускников адаптироваться к условиям жизни и их преобразованию.
Деятельность учителя всегда социально обусловлена, ее успешность зависит не только от него, но и от уровня социально-экономического развития общества. Поэтому так важно для педагога осознание не только узкопрофессиональных, но и социальных задач, их личностное принятие, конкретизация и построение на этой основе целей и задач свой педагогической деятельности. Гражданская позиция учителя – предпосылка развития педагогического творчества, роста педагогической ответственности, активности в принятии педагогических решений. Школа может и должна решать не только педагогические, но и социальные проблемы.
Педагогическая деятельность включает в себя профессиональную активность учителя, направленную на решение задач развития и обучения подрастающего поколения (Митина Л.М.).
Полифункциональный характер педагогической деятельности проявляется в ее многоаспектности: направленности не только на усвоение учениками знаний и способов деятельности, но и на развитие и становление личности, на построение отношений в классе, на организацию внеклассной воспитательной работы, на создание в школе образовательной и развивающей среды и т.п.
Основные направления и содержание деятельности педагога определены квалификационной характеристикой выпускника по специальности, представленной в ГОС. Он должен быть готов к выполнению различных видов профессиональной деятельности:
преподавательской,
воспитательной,
социально-педагогической,
культурно-просветительской,
коррекционно-развивающей,
научно-методической,
управленческой.
Среди многообразных видов деятельности педагога ведущая роль принадлежит преподавательской и воспитательной.
Структура деятельности педагога рассматривается в педагогической литературе по-разному. Например, Л.И. Митина включает в нее: педагогические цели и задачи, педагогические средства и способы решения поставленных задач, анализ и оценку педагогических действий учителя (сравнительный анализ запланированного и реализованного в деятельности учителя). При подборе средств и способов решения поставленных задач педагог должен быть ориентирован:
на ученика как на центральную фигуру педагогического процесса (Кого учить?);
на выбор и применение педагогических приемов и способов самореализации, самоактуализации, проявления личностных возможностей и способностей в работе с детьми (Кому учить?);
на выбор и применение методов, организационных форм взаимодействия, создание условий ситуации успеха, атмосферы живого общения, положительного эмоционально-психологического климата (Как учить?);
на отбор и переработку содержания, подбор информационного, вспомогательного, иллюстративного материала (Чему учить?).
Разрабатывая проблему педагогической деятельности, Н.В Кузьмина определила структуру деятельности учителя, в которой обозначены пять функциональных компонентов:
1) гностический;
2) проектировочный;
3) конструктивный;
4) организаторский
5) коммуникативный.
Гностический компонент относится к сфере знаний педагога. Речь идет не только о знании своего предмета, но и о знании способов педагогической коммуникации, психологических особенностей учащихся, а также о самопознании (собственной личности и деятельности).
Проектировочный компонент включает в себя представления о перспективных задачах обучения и воспитания, а также о стратегиях и способах их достижения.
Конструктивный компонент — это особенности конструирования педагогом собственной деятельности и активности учащихся с учетом ближних целей обучения и воспитания (урок, занятие, цикл занятий).
Коммуникативный компонент — это особенности коммуникативной деятельности преподавателя, специфика его взаимодействия с учащимися. Акцент ставится на связи коммуникации с эффективностью педагогической деятельности, направленной на достижение дидактических (воспитательных и образовательных) целей.
Организаторский компонент — это система умений педагога организовать собственную деятельность, а также активность учащихся.
Необходимо подчеркнуть, что все компоненты данной модели описываются через систему соответствующих умений учителя.
В.А. Сластенин в структуре деятельности педагога выделяет основные виды профессиональной деятельности:
Целеполагающая деятельность – определение близких и далеких целей воспитания, развития коллектива и личности. Общая цель, связанная с формированием сознания и самосознания, чувств, воли и поведения учащихся, нуждается в конкретизации с учетом как современных социальных условий в стране, так и типа школы, класса, возрастных и инд. особенностей учащихся, возможностей и профессионализма педагога. Формулировка задач обусловливает отбор содержания и соответствующих видов и форм деятельности учащихся.
Диагностическая деятельность – оценочная практика, направленная на изучение коллектива и личности с целью определения уровня воспитанности и оптимизации УВП
Прогностическая деятельность связана с прогнозированием целей, содержания, методов и результатов воспитательной работы
Проектировочная деятельность направлена создание концепций и программы развития системы воспитательно-образовательной работы, это процесс прогнозирования дальнейшего развития ребенка, детского коллектива и определения стратегии работы с ними.
Конструктивная деятельность – отбор оптимальных видов и содержания образовательной деятельности, ее форм и их последовательности, вариативных педагогических технологий, эффективных методов педагогического взаимодействия, определяет основные направления и содержания планирования работы.
Коррекционная деятельность, как правило, связана с внесением корректив в педагогическую деятельность и закреплением ценностной ориентации, позитивных качеств личности и коллектива, преодолением негативных явлений.
Коммуникативная деятельность способствует формированию демократического стиля общения, гуманистических отношений, созданию ситуации успеха, положительной мотивации.
Организаторская деятельность раскрывается в организации совместной деятельности педагога и учеников, направленной на реализацию воспитательных целей, включает организацию разнообразной деятельности, детского коллектива, индивидуальную работу с детьми, сотрудничество с родителями.
Рефлексивная деятельность – это аналитическая деятельность, направленная на анализ собственных действий и состояний. Саморефлексия помогает осознать свои успехи и недостатки, стимулирует совершенствование деятельности.
Многообразие выполняемых педагогом функций и видов деятельности, обобщенные требования к уровню теоретической и практической готовности педагога отражаются в квалификационной характеристике выпускника, получившего специальность «учитель», представленной в государственном стандарте высшего профессионального образования.
Совокупность профессионально обусловленных требований к педагогу определяется его профессиограммой.
Они объединены в три взаимосвязанных комплекса:
общегражданские качества;
определяющие специфику профессии педагога;
общекультурные, психолого-педагогические и специальные ЗУН по предмету.
Психологи при обосновании профессиограммы учителя обращаются к установлению перечня общих и педагогических способностей, например, таких как: дидактические, конструктивные, перцептивные, экспрессивные, коммуникативные способности, а также педагогическое воображение, способность к распределению внимания и т.д. (В.А. Крутецкий).
В структуре личности педагога особая роль принадлежит профессионально-педагогической направленности, включающей в себя:
интерес к профессии,
педагогическое призвание,
профессионально-педагогические намерения и склонности.
Существующие квалификационные характеристики определяют нормативные требования к уровню профессиональной компетентности педагога.
Под компетентностями понимается свод обобщенных требований к педагогу на уровне единства его теоретической и практической готовности к осуществлению деятельности, характеризующей его профессионализм.
Самой высокой ступенью профессионализма является педагогическое мастерство, которое чаще всего определяется как сплав личностно-деловых качеств и профессиональной компетентности педагога, как комплекс свойств личности, обеспечивающий высокий уровень самоорганизации педагогической деятельности.
Основу профессионализма и педагогического мастерства учителя, прежде всего, составляет его личностная готовность к профессиональной деятельности, которая зависит от уровня его общей и педагогической культуры.
Наконец, успешное осуществление профессиональной деятельности во многом зависит от готовности педагога учитывать свои психофизиологические способности и возможности, находить в соответствии с ними оптимальный индивидуальный стиль деятельности, обеспечивающий наилучшие результаты труда.
- Федеральное агентство по образованию
- Предисловие
- Раздел 1
- Вопросы и задания
- 1.2. Педагогика как наука и искусство. Функции и задачи педагогики. Категориальный аппарат педагогической науки. Состав и система педагогических наук
- Вопросы и задания
- 1.3. Методология педагогической науки. Научное исследование в педагогике, его основные характеристики
- Вопросы и задания
- Литература для самостоятельной работы
- Глава 2 Педагогические технологии
- 2.1. Понятие о педагогических технологиях в зарубежной и отечественной психолого-педагогической науке. Многообразие педагогических технологий, различные подходы к их классификации
- Вопросы и задания
- Литература для самостоятельной работы
- Глава 3 Управление образовательными системами
- 3.1. Государственно-общественная система управления образованием в рф. Общие принципы управления общеобразовательными системами. Школа как педагогическая система и объект управления
- Вопросы и задания
- 3.2. Управленческая культура руководителя школы. Педагогический анализ во внутришкольном управлении
- Вопросы и задания
- 3.3. Основные функции управления школой: целеполагание, планирование, организация, контроль
- Вопросы и задания
- 3.4. Инновационная направленность педагогической деятельности. Формирование инновационной среды в педагогическом коллективе
- Вопросы и задания
- 3.5. Методическая работа в школе. Повышение профессионально-педагогической культуры учителей, их аттестация
- Вопросы и задания
- Литература для самостоятельной работы
- Глава 4 История педагогики и образования
- 4.1. Культурно-исторический характер воспитания. Трансформация целей и содержания образования на разных этапах развития человеческой цивилизации и мировой культуры
- Вопросы и задания
- 4.2. Развитие ведущих идей воспитания и образования в истории мировой культуры и педагогической мысли
- Вопросы и задания
- 4.3. Развитие гуманистических традиций образования в педагогическом творчестве я. А. Коменского. Значение педагогической теории я. А. Коменского для развития педагогической науки и практики
- Вопросы и задания
- 4.4. Теория элементарного образования и развивающего обучения и. Г. Песталоцци. Влияние педагогических взглядов и. Г. Песталоцци на развитие теории и практики начального образования
- Вопросы и задания
- Литература для самостоятельной работы
- Глава 5 Нормативно-правовое обеспечение образования
- 5.1. Нормативно-правовое обеспечение современного образования. Права ребенка и формы его правовой защиты в международном и федеральном образовательном законодательстве
- Вопросы и задания
- Литература для самостоятельной работы
- Раздел 2
- Вопросы и задания
- 6.2. Особенности развития младшего школьника. Учет возрастных и индивидуальных особенностей младшего школьника в учебно-воспитательном процессе
- Вопросы и задания
- Литература для самостоятельной работы
- Глава 7
- Вопросы и задания
- 7.2. Мотивы учения. Пути и средства формирования устойчивых познавательных интересов у младших школьников
- Вопросы и задания
- 7.3. Педагогический процесс в начальной школе, его содержание и структура. Понятие о педагогических закономерностях. Функции педагогического процесса: образовательная, воспитательная и развивающая
- Вопросы и задания
- 7.4. Современные концепции и технологии педагогического процесса в начальной школе
- Вопросы и задания
- 7.5. Принципы обучения в современной педагогике. Взаимосвязь закономерностей, принципов и методов в педагогическом процессе
- Вопросы и задания
- 7.6. Содержание начального образования. Государственный образовательный стандарт начальной школы и его функции
- Вопросы и задания
- 7.7. Учебные планы и программы, их характеристика. Учебник и учебные пособия. Вариативность учебных планов, программ, учебников
- Вопросы и задания
- 7.8. Методы обучения. Многомерная классификация методов. Проблема выбора методов в начальной школе
- Вопросы и задания
- 7.9. Методы устного изложения
- Вопросы и задания
- 7.10. Метод работы учащихся с учебником и книгой
- 7.11. Наглядные и практические методы обучения
- Вопросы и задания
- 7.12. Формы организации обучения в начальной школе: общеклассные, групповые и индивидуальные
- Вопросы и задания
- 7.13. Урок как основная форма организации педагогического процесса. Требования к современному уроку в начальной школе
- Общие требования к уроку:
- Дидактические требования к уроку:
- Воспитательные требования:
- Развивающие требования:
- Гигиенические требования:
- Вопросы и задания
- 7.14. Типология уроков в начальной школе. Характеристика структуры урока. Подготовка учителя к уроку
- Вопросы и задания
- 7.15. Организация домашней учебной работы младших школьников
- Вопросы и задания
- 7.16. Образовательная, воспитательная и развивающая функции проверки и оценки усвоения знаний младшим школьником. Диагностика развития личности ребенка в образовательном процессе
- Вопросы и задания
- Литература для самостоятельной работы
- Глава 8 Теория и методика воспитания младших школьников
- 8.1. Воспитание как общественное и педагогическое явление. Проблема цели воспитания в педагогической науке
- Вопросы и задания
- 8.2. Современные концепции воспитания. Характеристика гуманистического и личностно-ориентированного подхода в воспитании младших школьников
- Вопросы и задания
- 8.3. Воспитание в структуре педагогического процесса начальной школы. Преемственность воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста
- Вопросы и задания
- 8.4. Общие свойства и закономерности процесса воспитания школьников. Характеристика принципов воспитания
- Вопросы и задания
- 8.5. Понятие о методах,приемах и средствах воспитания. Методы организации воспитательного процесса в начальных классах
- Вопросы и задания
- 8.6. Понятие об организационных формах воспитания. Характеристика традиционных и нетрадиционных форм воспитания
- Вопросы и задания
- 8.7. Базовая культура личности как основа содержания воспитания в современной начальной школе. Направления воспитательной работы с младшими школьниками
- Вопросы и задания
- 8.8. Коллектив и его сущность. Особенности становления коллектива младших школьников. Методы формирования детского коллектива
- Вопросы и задания
- 8.9. Воспитательная система школы. Многообразие школьных воспитательных систем. Вариативные системы организации воспитательного процесса в начальных классах
- Вопросы и задания
- Вопросы и задания
- Литература для самостоятельной работы
- Глава 9 коррекционно-педагогические воздействия в процессе личностно-ориентированного образования, воспитания и развития младших школьников
- 9.1. Сущность коррекционно-педагогического воздействия, его функции, виды, формы в личностно-ориентированном обучении младших школьников
- Вопросы и задания
- Литература для самостоятельной работы
- Глава 10 История воспитания и начального образования в России
- 10.1. Школа и педагогическая мысль в Древней Руси. Различные типы начального обучения. Школа в 18 веке. Сущность реформирования образования в России 18 века
- Вопросы и задания
- Вопросы и задания
- Вопросы и задания
- Вопросы и задания
- 11.2. Проблема формирования культуры межнационального общения в многонациональном коллективе младших школьников
- Вопросы и задания
- Литература для самостоятельной работы
- Глава 12 Социализация личности ребенка в системе начального образования
- 12.1. Сущность процесса социализации личности. Современные отечественные концепции социализации личности
- Вопросы и задания
- 12.2. Ребенок как объект и субъект социализации. Социальный опыт ребенка как основа его социализации
- Вопросы и задания
- 12.3. Воспитание младшего школьника как субъекта социализации. Показатели сформированности социальной активности младшего школьника
- Вопросы и задания
- 12.4. Принципы социального воспитания младших школьников. Содержание, виды и формы социально-педагогической работы с младшими школьникам
- Вопросы и задания
- Литература для самостоятельной работы
- Глава 13 Педагогические технологии начального образования
- 13.1. Технологии педагогического взаимодействия учителя и учащихся начальных классов. Мастерство учителя в системе коммуникативного воздействия на детей
- Вопросы и задания
- 13.2. Личностно-ориентированные технологии начального образования
- Вопросы и задания
- Литература для самостоятельной работы
- Глава 14 Особенности организации учебно-воспитательного процесса в малокомплектной школе
- 14.1. Малокомплектные школы и их типы. Особенности организации учебно-воспитательного процесса в малокомплектной школе
- Примерное расписание уроков малокомплектной школы в I полугодии
- Вопросы и задания
- 14.2.Урок в малокомплектной школе. Организация самостоятельной работы учащихся. Особенности подготовки учителя к уроку в малокомплектной школе
- Ориентировочные нормы времени на самостоятельную работу на уроке
- Самостоятельная работа под руководством учителя
- Вопросы и задания
- Литература для самостоятельной работы