Федеральное агентство по образованию
Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова
Педагогика начального образования
учебно-методический комплекс
по дисциплине
для студентов, обучающихся
по специальности 050708 Педагогика и методика начального образования
Курс лекций
Абакан
2009
Печатается по решению Редакционно-издательского совета Хакасского государственного университета им. Н. Ф. Катанова
-
Рецензенты:
Шишлянникова Н. П., дпедн, профессор
Лушников В.И., кпедн, доцент
Педагогика начального образования: учебно-методический комплекс по дисциплине для студентов, обучающихся по специальности 050708 Педагогика и методика начального образования; курс лекций / Авт.-сост. Т. А. Федорова, Г. М. Неровных, О. Н. Шадрина, М. Л. Мальчевская, Я. В. Макарчук, А. С. Кенкель; под общ. ред. Т. А. Федоровой. − Абакан: Изд-во ХГУ им. Н. Ф. Катанова, 2009. − 166 с.
В учебном пособии раскрываются актуальные проблемы педагогики начальной школы: современные теории и технологии обучения младших школьников, теория и методика воспитания, история педагогики и образования на разных этапах развития мировой культуры, управление образовательными системами, нормативно-правовое обеспечение образования, межнациональное общение, социализация личности младшего школьника и др.
Курс лекций является частью учебно-методического комплекса по дисциплинам блока ОПД.Ф.02 «Педагогика» и ОПД.Ф.03 «Педагогика начального образования» и составлен в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по специальности 050708 Педагогика и методика начального образования (2005 г.). Он имеет цель − помочь студентам в освоении теоретического материала по названным предметам и подготовке к сдаче итогового междисциплинарного экзамена по специальности.
Пособие адресовано студентам педагогических вузов и колледжей, аспирантам, преподавателям педагогики; оно может быть полезно учителям и руководителям школ, слушателям курсов повышения квалификации.
Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова, 2009
Федорова Т. А., Неровных Г. М., Шадрина О. Н., Мальчевская М. Л., Макарчук Я. В., Кенкель А. С., авторы-составители, 2009
- Федеральное агентство по образованию
- Предисловие
- Раздел 1
- Вопросы и задания
- 1.2. Педагогика как наука и искусство. Функции и задачи педагогики. Категориальный аппарат педагогической науки. Состав и система педагогических наук
- Вопросы и задания
- 1.3. Методология педагогической науки. Научное исследование в педагогике, его основные характеристики
- Вопросы и задания
- Литература для самостоятельной работы
- Глава 2 Педагогические технологии
- 2.1. Понятие о педагогических технологиях в зарубежной и отечественной психолого-педагогической науке. Многообразие педагогических технологий, различные подходы к их классификации
- Вопросы и задания
- Литература для самостоятельной работы
- Глава 3 Управление образовательными системами
- 3.1. Государственно-общественная система управления образованием в рф. Общие принципы управления общеобразовательными системами. Школа как педагогическая система и объект управления
- Вопросы и задания
- 3.2. Управленческая культура руководителя школы. Педагогический анализ во внутришкольном управлении
- Вопросы и задания
- 3.3. Основные функции управления школой: целеполагание, планирование, организация, контроль
- Вопросы и задания
- 3.4. Инновационная направленность педагогической деятельности. Формирование инновационной среды в педагогическом коллективе
- Вопросы и задания
- 3.5. Методическая работа в школе. Повышение профессионально-педагогической культуры учителей, их аттестация
- Вопросы и задания
- Литература для самостоятельной работы
- Глава 4 История педагогики и образования
- 4.1. Культурно-исторический характер воспитания. Трансформация целей и содержания образования на разных этапах развития человеческой цивилизации и мировой культуры
- Вопросы и задания
- 4.2. Развитие ведущих идей воспитания и образования в истории мировой культуры и педагогической мысли
- Вопросы и задания
- 4.3. Развитие гуманистических традиций образования в педагогическом творчестве я. А. Коменского. Значение педагогической теории я. А. Коменского для развития педагогической науки и практики
- Вопросы и задания
- 4.4. Теория элементарного образования и развивающего обучения и. Г. Песталоцци. Влияние педагогических взглядов и. Г. Песталоцци на развитие теории и практики начального образования
- Вопросы и задания
- Литература для самостоятельной работы
- Глава 5 Нормативно-правовое обеспечение образования
- 5.1. Нормативно-правовое обеспечение современного образования. Права ребенка и формы его правовой защиты в международном и федеральном образовательном законодательстве
- Вопросы и задания
- Литература для самостоятельной работы
- Раздел 2
- Вопросы и задания
- 6.2. Особенности развития младшего школьника. Учет возрастных и индивидуальных особенностей младшего школьника в учебно-воспитательном процессе
- Вопросы и задания
- Литература для самостоятельной работы
- Глава 7
- Вопросы и задания
- 7.2. Мотивы учения. Пути и средства формирования устойчивых познавательных интересов у младших школьников
- Вопросы и задания
- 7.3. Педагогический процесс в начальной школе, его содержание и структура. Понятие о педагогических закономерностях. Функции педагогического процесса: образовательная, воспитательная и развивающая
- Вопросы и задания
- 7.4. Современные концепции и технологии педагогического процесса в начальной школе
- Вопросы и задания
- 7.5. Принципы обучения в современной педагогике. Взаимосвязь закономерностей, принципов и методов в педагогическом процессе
- Вопросы и задания
- 7.6. Содержание начального образования. Государственный образовательный стандарт начальной школы и его функции
- Вопросы и задания
- 7.7. Учебные планы и программы, их характеристика. Учебник и учебные пособия. Вариативность учебных планов, программ, учебников
- Вопросы и задания
- 7.8. Методы обучения. Многомерная классификация методов. Проблема выбора методов в начальной школе
- Вопросы и задания
- 7.9. Методы устного изложения
- Вопросы и задания
- 7.10. Метод работы учащихся с учебником и книгой
- 7.11. Наглядные и практические методы обучения
- Вопросы и задания
- 7.12. Формы организации обучения в начальной школе: общеклассные, групповые и индивидуальные
- Вопросы и задания
- 7.13. Урок как основная форма организации педагогического процесса. Требования к современному уроку в начальной школе
- Общие требования к уроку:
- Дидактические требования к уроку:
- Воспитательные требования:
- Развивающие требования:
- Гигиенические требования:
- Вопросы и задания
- 7.14. Типология уроков в начальной школе. Характеристика структуры урока. Подготовка учителя к уроку
- Вопросы и задания
- 7.15. Организация домашней учебной работы младших школьников
- Вопросы и задания
- 7.16. Образовательная, воспитательная и развивающая функции проверки и оценки усвоения знаний младшим школьником. Диагностика развития личности ребенка в образовательном процессе
- Вопросы и задания
- Литература для самостоятельной работы
- Глава 8 Теория и методика воспитания младших школьников
- 8.1. Воспитание как общественное и педагогическое явление. Проблема цели воспитания в педагогической науке
- Вопросы и задания
- 8.2. Современные концепции воспитания. Характеристика гуманистического и личностно-ориентированного подхода в воспитании младших школьников
- Вопросы и задания
- 8.3. Воспитание в структуре педагогического процесса начальной школы. Преемственность воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста
- Вопросы и задания
- 8.4. Общие свойства и закономерности процесса воспитания школьников. Характеристика принципов воспитания
- Вопросы и задания
- 8.5. Понятие о методах,приемах и средствах воспитания. Методы организации воспитательного процесса в начальных классах
- Вопросы и задания
- 8.6. Понятие об организационных формах воспитания. Характеристика традиционных и нетрадиционных форм воспитания
- Вопросы и задания
- 8.7. Базовая культура личности как основа содержания воспитания в современной начальной школе. Направления воспитательной работы с младшими школьниками
- Вопросы и задания
- 8.8. Коллектив и его сущность. Особенности становления коллектива младших школьников. Методы формирования детского коллектива
- Вопросы и задания
- 8.9. Воспитательная система школы. Многообразие школьных воспитательных систем. Вариативные системы организации воспитательного процесса в начальных классах
- Вопросы и задания
- Вопросы и задания
- Литература для самостоятельной работы
- Глава 9 коррекционно-педагогические воздействия в процессе личностно-ориентированного образования, воспитания и развития младших школьников
- 9.1. Сущность коррекционно-педагогического воздействия, его функции, виды, формы в личностно-ориентированном обучении младших школьников
- Вопросы и задания
- Литература для самостоятельной работы
- Глава 10 История воспитания и начального образования в России
- 10.1. Школа и педагогическая мысль в Древней Руси. Различные типы начального обучения. Школа в 18 веке. Сущность реформирования образования в России 18 века
- Вопросы и задания
- Вопросы и задания
- Вопросы и задания
- Вопросы и задания
- 11.2. Проблема формирования культуры межнационального общения в многонациональном коллективе младших школьников
- Вопросы и задания
- Литература для самостоятельной работы
- Глава 12 Социализация личности ребенка в системе начального образования
- 12.1. Сущность процесса социализации личности. Современные отечественные концепции социализации личности
- Вопросы и задания
- 12.2. Ребенок как объект и субъект социализации. Социальный опыт ребенка как основа его социализации
- Вопросы и задания
- 12.3. Воспитание младшего школьника как субъекта социализации. Показатели сформированности социальной активности младшего школьника
- Вопросы и задания
- 12.4. Принципы социального воспитания младших школьников. Содержание, виды и формы социально-педагогической работы с младшими школьникам
- Вопросы и задания
- Литература для самостоятельной работы
- Глава 13 Педагогические технологии начального образования
- 13.1. Технологии педагогического взаимодействия учителя и учащихся начальных классов. Мастерство учителя в системе коммуникативного воздействия на детей
- Вопросы и задания
- 13.2. Личностно-ориентированные технологии начального образования
- Вопросы и задания
- Литература для самостоятельной работы
- Глава 14 Особенности организации учебно-воспитательного процесса в малокомплектной школе
- 14.1. Малокомплектные школы и их типы. Особенности организации учебно-воспитательного процесса в малокомплектной школе
- Примерное расписание уроков малокомплектной школы в I полугодии
- Вопросы и задания
- 14.2.Урок в малокомплектной школе. Организация самостоятельной работы учащихся. Особенности подготовки учителя к уроку в малокомплектной школе
- Ориентировочные нормы времени на самостоятельную работу на уроке
- Самостоятельная работа под руководством учителя
- Вопросы и задания
- Литература для самостоятельной работы