logo
КУРС лекций ПЕДАГОГИКА 13

7.9. Методы устного изложения

Слово учителя – самый доступный и распространенный инструмент обучения.

Рассказ − монологический способ, представляющий собой связное, последовательное, устное изложение нового учебного ма­териала, используется при отсутствии у учащихся сведений по изучаемому вопросу.

Рассказ всегда связан с личностью учителя (эмоциональностью, уровнем подготовки и осве­домленности в изучаемом вопросе, умением создать образ и т.д.). Возможности его использования на уроке достаточ­но широки; в процессе подготовки к наблюдению, прове­дению опыта, во время экскурсии, прогулки и т.д., когда необходимо в сжатой форме сообщить малоизвестный ре­бенку, значительный по объему материал.

Общие требо­вания:

Различают следующие виды рассказов:

1) по способу мышления:

а) индуктивный (на основе фактов делается обобщение);

б) дедуктивный (общее положение подтверждается конкретными сведениями);

2) по дидактическим целям:

а) рассказ-вступление (цель — подготовка детей к изучению нового материала);

б) рассказ-повествование (детальное изложение намеченного содержа­ния);

в) рассказ-заключение (обобщение изученного);

3) по характеру изложения учебного материала:

а) рассказ-повествование, представляющий собой сообщение сведений от лица очевидца;

б) рассказ-описание, нацеленный па создание образного представления предмета, явления природы (это характеристика конкретного природного объекта в сумме его существенных и второстепенных приз­наков для создании его образа; различают художественное описание, создаваемое в опоре на эмоционально-образный мир ребенка при помощи иллюстраций, репродукций и т.п. (с использованием эпитетов, метафор, сравнений, иноска­заний), и деловое — выделение фактических знаний на ос­нове проведенного научного исследования (наблюдения, эксперимента), например в процессе изучения состояния водоемов края);

в) рассказ-характеристика (предполагает выделение наиболее сущест­венных признаков);

г) рассказ-обьяснение нацелен на изу­чение сущности явлений, выявление причинно-следствен­ных связей и закономерностей;

д) рассказ-рассуждение (последовательное развитие поло­жений и доказательств, приводящих к выводам, например при выявлении влияния погоды на состояние растительного мира. На этом фоне выделяется разновидность-объяснение как инструкция, которое в силу сжатости, ин­формативности, программированного характера нередко рассматривается как самостоятельный словесный метод.

Предварительная подготовка к рассказу предполагает:

1) определение цели, тема­тики и места рассказа на уроке;

2) сбор ин­формации из различных первоисточников, проверка текстов по справочникам;

3) под­бор отрывков из художественной литерату­ры, рассмотрение возможности использова­ния сведений из личного опыта учителя;

4) продумывание зрительного ряда — исполь­зование фотографий, репродукций, иллюс­траций из книг, энциклопедических словарей, рас­красок, детских книг со стихотворениями и т.д.;

5) запись плана рассказа, продумывание методических приемов, спо­собствующих наиболее эффективному запо­минанию информации (сравнения, ассоциа­ции, сопоставления, выделения главного, аналогии; постановки проблемных вопро­сов), сочетания с различными методами обучения: беседой, демонстрацией наглядных пособий, фраг­ментов учебных фильмов;

6) составление конспекта.

Строение рассказа:

I) создание проблем­ной ситуации (завязки);

2) раскрытие ос­новного содержания (кульминационный момент);

3) разрешение проблемы (раз­вязка).

Объяснение — это стройное и логически последовательное из­ложение учителем учебного материала, сочетающееся с наблю­дениями учащихся. В объяснении учителя всегда много суждений, умозаключений, доказательств.

Наиболее важные вопросы методики объяснения:

• ясная, отчетливая постановка нового вопроса перед учащимися,

• последовательное изложение материала.

Успех объяснения во многом зависит также и от того, на­сколько удачно учитель сумеет привлечь конкретные данные. Объяснение всегда предполагает обращение с вопросами к де­тям и заставляет их следить за ходом объяснения, высказывать свои соображения, догадки, делать выводы. В конце объяснения учитель дает точную формулировку вы­вода, правила. Обязательным элементом урока, на котором ис­пользовалось объяснение, является проверка качества усвоения материала, анализ фактов и примеров, приведенных детьми.

Инструктаж — вид объяснения и предъявления задания препо­давателем. Включает элементы беседы, показ приемов работы, порядка действий, демонстрацию предметов труда, наглядных пособий и т.д. По содержанию инструктаж подразделяется на

• вводный,

• текущий,

• заключительный.

Одним из противоречивых моментов современной дидактики является использование лекции в начальной школе. Лекция — систематическое, последовательное, монологическое изложение учителем учебного материала, как правило, теоре­тического характера. Часто методисты осуществляют подмену, обозначая данным понятием традиционный рассказ учителя.

Беседа. Суть метода — посредством четко структурированной системы вопросов вызвать у детей интерес к усвоению и дополнению определенных знаний путем самостоятельных рассуждений, обобщений и выводов.

Стержнем данного диалогического метода являются базовая тема и четко фор­мулируемые вопросы учителя, удовлетворяющие требова­ниям:

Основные функции — ин­формационная и поисково-эвристическая.

Выделяют следующие виды бесед:

1) по дидактическим целям:

а) вводная, нацеленная на актуализацию, систематизацию и обобщение опорных знаний и представлений, полученных ребенком самостоятель­но, стимулирование интереса к изучаемому явлению (предваряет изучение нового курса, раздела, темы);

б) со­общающая, предполагающая ознакомление детей с новы­ми сведениями, с параллельной конкретизацией и расши­рением имеющихся у них знаний (например, при изучении сезонных изменений в жизни природы, на экскурсиях и прогулках);

в) повторительно-обобщающая, связанная с необходимостью первичного закрепления полученной ин­формации, се систематизацией и установления связей с последующим материалом (проводится л конце изучения темы, раздела, курса);

2) по характеру познавательной деятельности учащихся:

а) репродуктивная (воспроизведение и оперирование извест­ными сведениями и приемами);

б) поисковая (эвристиче­ская), нацеленная на организацию поисково-исследователъской деятельности детей (использование проблемных вопросов, ситуаций, поисковых заданий на сравнение, выявление причинно-следственных связей, доказатель­ство, поиск альтернативного решения задачи и т.д,);

3) по способу мышления:

а) индуктивная (вывод на осно­ве суммирования знаний близких природных предметов и явлений);

б) дедуктивная (конкретизация известного исход­ного материала в виде иллюстрирующих его примеров);

4) по форме ведения:

а) катехизическая (вопрос — ответ);

б) развернутая (эвристическая).

К положительным чертам данного метода относится повы­шенная активность класса, развитие речи; недоче­там — длительностью времени и дробность полученного знания из-за вопросоответной формы его получения.

Беседа проводится при наличии у детей оп­ределенного минимума исходных сведений по изучаемому вопросу (и том числе на ос­нове рассказа учителя, работы с учебной Литературой, изучения иллюстраций, прос­мотра кинофильма и т.д.) и предполагает дробное сообщение информации (по час­тям) с периодическим переключением внимания.

Этапы подготовки к проведению беседы:

1) подготовительный: четкое определение темы и цели беседы, составление плана (В том числе возможностей чередования с другими методами, приемами, например иллюстрирования); формулирование основ­ных и вспомогательных вопросов (четких, кратких, конкретных; тщательное продумы­вание их последовательности, логической связи друг с другом, нацеленной на уста­новление причинно-следственных связей); продумывание методики организации, под­бор наглядных пособии;

2) беседа;

3) итог.

Дискуссия. Суть метода учебного полилога, активно используемого в системе развивающего обучения, — целенаправленный, упорядоченный обмен мнениями и идеями по конкретной проблеме с целью принятия единого решения, т.е. на уро­ках естествознания учебная дискуссия имеет характер уп­равляемого, целенаправленного, тематического, позна­вательного спора, требующего обязательной предваритель­ной установки единого кодекса правил вежливого поведе­ния, в том числе в процессе обсуждения, и его оттачива­ния с помощью игровых приемов, тренинга. Его организа­ционной основой является самоорганизация учащихся.

Различают формы дискуссии:

1) круглые столы — обсуждение проблемы небольшой группой учащихся, во время которого происходит обмен мнениями с остальной частью класса;

2) дебаты — обсуждение проблемы участниками двух со­перничающих команд, представляющих альтернативные точки зрения;

3) судебное заседание — дискуссия, носящая характер и форму судебного разбирательства (экологическое, естест­венно-историческое и другое судейство) (по М.И. Кларину). В процессе планирования работы необходимо предвидеть спонтанный характер возникновения такого рода обсуж­дения при выполнении элементарных заданий, связанных с аргументацией учащимися своей точки зрения.

К положительным чертам метода относятся повышенная активность класса, развитие речи и образных репрезен­тантов, умения доказательно отстаивать свою позицию, развитие коммуникативных способностей (слышать и слу­шать, инициативности, познавательного интереса, крити­чески-рефлексивного мышления), высокая эффективность при закреплении изученного материала и его творческого осмысления; к недочетам — менее эффективен, по сравне­нию с рассказом, по передаче информации, требует высо­кой самоорганизации учащихся.

Этапы проведения учебной дискуссии:

1) подготовительный: обнаружение проб­лемы и уточнение учебной задачи (сравне­ние различных теорий образования Вселен­ной, представления формы Земли и т.д.); определение цели и идеального результата обсуждения, выбор его формы; планиро­вание хода обсуждения (тематика выступле­ний, рассматриваемые вопросы, подбор справочного материала); отбор участников (4—6 чел.) и распределение ролей, напри­мер, по М.И.Кларину: «ведущий, генера­тор идей, аналитик, протоколист, эксперт». На данном этапе важно продумать возмож­ности введения управляющих вопросов на стимулирование мышления («Как... почему... зачем... отчего?», «Что было бы, если?..»), вариативность хода дискуссии («Какие све­дения (методы, приемы, доказательства) можно использовать?»), уточнение форму­лировок («Что вы имеете в виду?») и идей («Какие факты в защиту вашей теории мож­но привести?»), оценку («Ваша оценка представленной теории?»);

2) проведение: формулировка проблемы и цели обсужде­ния (достигается через изложение пробле­мы, описание случая, инсценировку, демонстрацию фрагмента кинофильма); ана­лиз проблемы в малых группах (цель — выявить связанные с ней факты и обстоя­тельства, раскрытие темы, детализация, выявление позиций участников); представ­ление результатов перед всем классом (межгрупповое обсуждение, принятие еди­ного решения), формулировка выводов и проверка, оценка результатов обсуждения (высказывание своего мнения, анализ хода дискуссии с акцентом на конструктивные решения);

3) закрепление (использование полученных результатов в новой ситуации)

Словесные методы обучения естествознанию были и остаются самыми тиражируемыми в начальной школе в силу возрастных особенностей учащихся и обилия информации для ознакомления. Вместе с тем слово не является единственно возможным источ­ником информации, поэтому использование словесных методов неизменно предполагает сочетание в работе и других разновидно­стей наглядно-практического уровня.