logo
КУРС лекций ПЕДАГОГИКА 13

12.4. Принципы социального воспитания младших школьников. Содержание, виды и формы социально-педагогической работы с младшими школьникам

Социальное воспитание понимается как планомерное создание условий относительно целенаправленных развития и духовно-ценностной ориентации человека в процессе его социализации. Эти условия создаются в процессе взаимодействия социальных, групповых и индивидуальных субъектов в трех взаимосвязанных и в тоже время относительно автономных сферах: образования, организации социального опыта человека, индивидуальной помощи человеку. Мера систематичности, интенсивности, характер, содержание, формы и методы образования, организации социального опыта и индивидуальной помощи непосредственно зависят от возраста, этнокультурной и социально-профессинальной принадлежности воспитуемых.

Процесс социального воспитания включает: включение человека в систему жизнедеятельности воспитательных организаций, приобретение и накопление знаний и др. элементов социального опыта, их интериоризация, т.е. преобразование внутренних структур психики человека благодаря усвоению структур психики в определенное поведение.

Социальное воспитание – процесс двупланный. Государство формулирует задачи социального воспитания, создает его инфраструктуру, определяет его программу. Содержание. Реализуют воспитание конкретные социальные, групповые и индивидуальные субъекты, имеющие собственные ценностные ориентации, стереотипы и т.п., вносящие существенные коррективы в требования общественных норм и государственных установок.

Наиболее общей задачей социального воспитания в любом обществе является создание условий для достижение его членами эффективной социализированности.

Школа является одной из организаций, осуществляющей социальное воспитание.

Принципы социального воспитания в начальной школе:

Методика социального воспитания – это отрасль педагогического знания, в которой отбираются из практики и конструируются новые способы целесообразной организации процесса социального воспитания. В методику социального воспитания входят методика организации взаимодействия в жизнедеятельности воспитательных организаций, методика обучения взаимодействию в их жизнедеятельности и методика оказания индивидуальной помощи в жизнедеятельности воспитательных организаций.

Базовым условием эффективности организации взаимодействия в жизнедеятельности ученического коллектива – реализация личностного подхода в воспитании.

Однако для организации эффективной социализированности ребенка важен стиль руководства воспитанием детей.

Формы организации взаимодействия детей в ученическом коллективе: групповое взаимодействие (макро- и микрогруппы), межгрупповое взаимодействие. В группах младшего школьного возраста построение межличностных отношений основывается на база конвекционной морали, т.е. уяснение того, что нравственные нормы существуют и развиваются независимо от мнения отдельных людей и обязательны для всех.

При этом следует помнить, что условиями для оптимального воспитания и становления личности являются: обеспечение каждому члену группы или коллектива возможности участия во всех ее делах; получение богатого и разнообразного опыта общения и совместной деятельности в разных группах; использование таких норм и правил взаимодействия, которые интересы личностного развития детей ставят на первый план; воссоздание в практической деятельности той социальной реальности, с которой дети, став взрослыми, обязательно столкнуться; учет задатков ребенка и превращение их в способности.

Младший школьный возрастэто особый период в жизни ребенка, связанный с его приходом в школу. В этот период у детей складывается новая для них социальная позиция школьника. Идет освоение социального опыта в процессе учебной деятельности. Источниками социального опыта детей являются: их собственные действия в различных жизненных ситуациях и переживание этих ситуаций, раздумье (логическое осмысление) над наблюдаемыми поступками других людей и их переживание и, наконец, косвенный опыт других людей, заключенный в произведениях литературы, картинах, фильмах, переработанный и «присвоенный».

Социальный опыт младшего школьника составляют как элементы синтеза сложившейся культуры, так и элементы обыденного сознания, но их соотношение всегда достаточно неопределенно и дискретно. Проявления социального опыта детей выражаются в вербальной форме. В практике начальной школы у большей части учителей это создает представление, что социальный опыт ребенка еще только зарождается и поэтому мало существенен. Отсюда процесс воспитания и обучения в массовой школе к нему практически не обращается. В результате этого их личностное развитие тормозится.

В связи с этим одна из важнейших задач учителя – помочь ребенку обращаться к своему жизненному опыту на рефлексивном уровне, сделать его предметом самопознания, самоанализа. Предлагая детям тот или иной элемент содержания обучения и воспитания, их следует направлять не столько на репродукцию этого содержания, сколько на соотнесение со своим социальным опытом: что принять, от чего отказаться, в каких прежних представлениях усомниться, в чем еще раз утвердиться, над чем впервые задуматься.

С приходом в начальную школу ребенок только включается в научное познание действительности, но в его социальном опыте на эмоционально-образном уровне уже некий метафорический «образ мира». Он и становится регулятором социальных отношений младших школьников.

Социальный опыт, определенным образом закодированный в социальной роли, будет присвоен ребенком только по мере активности его самосознания, по мере осознания себя в качестве члена общества, в качестве носителя новой общественно значимой позиции (Л.И. Божович). Младший школьник ориентируется на систему установок на самого себя, хотя не столько ее осознает, сколько переживает, т.е. его установки всегда довольно сильно эмоционально окрашены, что делает эмоциональные аспекты социального становления личности необычайно значимыми.

В социальном опыте младшего школьника предпосылками субъектности являются элементы рефлексии (возникает интерес к своему внутреннему миру, попытки оценки собственных действий, своего характера); избирательная активность в проекции своего сознания на мир вещей и мир людей; способность реагировать на ситуации отношения окружающих и стремление их оценивать; проявление потребности отбирать социально значимые ценности. В основе социализации детей лежит ценностное освоение мира, личностный отбор и «наполнение» этическими категориями. Поэтому решающим началом в процессе социализации является именно переживание ребенком себя субъектом социализации, первые действия по самоопределению своей личности. Именно поэтому содержание начального обучения должно отражать все многообразие ценностных отношений к действительности: к природе, миру, людям, труду, личности, самому себе. Отсюда одно из требований к содержанию начального образования – это интегрированный характер.

Оценка младшего школьника самого себя происходит лишь в контексте с окружающей социальной средой и полностью отражает оценки учителей и родителей. Поэтому в содержании и методике учебно-воспитательной работы с младшими школьниками следует делать акцент на умение видеть себя среди людей и событий, учились понимать и оценивать себя, т.е. включение элементов самовоспитания и самообразования в учебно-воспитательный процесс начальной школы.

В содержании учебно-воспитательного процесса с точки зрения формирования социальной активности упор должен быть сделан на активные способы ввода ребенка в мир как единое целое. Отсюда в учебно-воспитательном процессе учитель должен использовать различные формы субъективных ситуаций, к которым относятся различные проективные ситуации, ситуации выбора ценностей, ситуации переживания и осмысления отношений к друг другу, самому себе.

Механизм саморазвития личности, которая является одним из показателей социальной активности ребенка, определяется совместными действиями со взрослыми и сверстниками в среде, поэтому задача учителя в развитии социальной активности младших школьников должна заключаться их включением в совместную социально значимую деятельность.

Эти требования относятся к основным видам организации познавательной, нравственной, коммуникативной, художественно-эстетической, трудовой и физкультурно-спортивной деятельности детей младшего школьного возраста. При этом социальная роль учителя – быть воспитателем «хорошо адаптированных к социальной среде граждан». Формы и методы такой работы должны быть активными. К таким формам работы можно отнести беседу, проведение спортивных, народных и т.п. праздников, народные игры, совместные творческие дела, выполнение общественных полезных трудовых поручений, поисково-исследовательские экспедиции, социально направленные акции, фестивали, классные часы, конкуры и т.п.. Особое место в развитии социальной активности школьников занимают тренинги в правильном поведении детей, проектирование актов коммуникации, создание проблемных ситуаций, игровые проекты, дискуссии. Эффективно использование методов и приемов комплексного воздействия на социальную активность ребенка, вовлечение в воспитательную деятельность учителя родителей и других значимых взрослых, а также детей других классов как одновозрастных, так и разновозрастных.

При проведении учебно-воспитательного процесса в начальной школе учитель должен соблюдать ряд педагогических условий, которые позволят организовать успешную социализацию младших школьников. К ним относятся:

  1. Стратегия образовательного процесса в начальной школе должна учитывать, что «ведут ребенка по жизни и направляют его главные жизненные ценности. Поэтому поступки и поведение детей надо строить не на мотивах интереса, самоутверждения, а на ценностной мотивации (любви, сотрудничества, преданности, сочувствия и т.п.)».

  2. Реализация принципа интеграции образовательного процесса в начальной школе.

  3. Ориентация образовательного процесса на социальный опыт ребенка как значимый потенциал его духовного развития и совершенствования.

  4. Естественная потребность ребенка в самоопределении должна реализовываться на уровне самопознания и на уровне самодеятельности.