logo
КУРС лекций ПЕДАГОГИКА 13

3.4. Инновационная направленность педагогической деятельности. Формирование инновационной среды в педаго­гическом коллективе

Нововведения, или инновации, характерны для любой профессиональной деятельности человека и поэтому становятся предметом изучения, анализа и внедрения. Инновации не возникают сами по себе, они являются результатом научных поисков, передового опыта отдельных учителей и педа­гогических коллективов. Этот процесс не должен быть стихийным, он нуждается в управлении.

В контексте инновационной стратегии целостного педагоги­ческого процесса существенно возрастают роли директора школы, учителей и воспитателей как непосредственных носителей нова­торских идей. При всем многообразии технологий обучения: ди­дактических, компьютерных, проблемных, модульных и др. — реализация ведущих педагогических функций остается за учите­лем. С внедрением в учебно-воспитательный процесс современных технологий педагоги все более осваивают функции консультанта, советчика, аниматора, воспитателя. Это требует от них специаль­ной психолого-педагогической подготовки, так как в профессио­нальной деятельности реализуются не только специальные, пред­метные знания, но и современные знания в области педагогики и психологии, технологии обучения и воспитания. На этой базе формируется готовность к восприятию, оценке и реализации пе­дагогических инноваций.

Понятие «инновация» означает новшество, новизну, измене­ние; инновация как средство и процесс предполагает введение чего-либо нового.

Применительно к педагогическому процессу иннова­ция означает введение нового в цели, содержание, методы и фор­мы обучения и воспитания, в организацию совместной деятельности учителя и учащегося.

В отечественной педагогике сделаны первые попытки объяснения сущности и содержания ин­новационных процессов. В понимании сущности инновационных процессов в образо­вании лежат две важнейших проблемы педагогики:

 проблема изучения, обобщения и распространения передового педагогичес­кого опыта

 проблема внедрения достижений психолого-педаго­гической науки в практику.

Результатом инно­вационных процессов должно быть использование новшеств тео­ретической и практической природы в целостном педагогическом процессе.

Инновационная направленность педагогической деятельности предполагает включение учителей в процесс создания, освоения и использования педагогических новшеств в практике обучения и воспитания, создания в школе определенной инновационной сре­ды. Необходимость в инновационной направленности педагогичес­кой деятельности в современных условиях развития общества, культуры и образования определяется рядом обстоятельств.

Во-первых, происходящие социально-экономические преоб­разования обусловили необходимость коренного обновления си­стемы образования, методологии и технологии организации учеб­но-воспитательного процесса в учебных заведениях разных ти­пов. Инновационная направленность деятельности учителей и воспитателей, включающая в себя создание, освоение и исполь­зование педагогических новшеств, выступает средством обновле­ния образовательной политики.

Во-вторых, усиление гуманитаризации содержания образова­ния, непрерывное изменение объема, состава учебных дисциплин, введение новых учебных предметов требуют постоянного поиска новых организационных форм, технологий обучения. В данной ситуации существенно возрастают роль и авторитет педагогичес­кого знания в учительской среде.

В-третьих, изменение характера отношения учителей к самому факту освоения и применения педагогических новшеств. В условиях жесткой регламентации содержания учебно-воспи­тательного процесса учитель был ограничен не только в само­стоятельном выборе новых программ, учебников, но и в исполь­зовании новых приемов и способов педагогической деятельнос­ти. Если раньше инновационная деятельность сводилась в основном к использованию рекомендованных сверху новшеств, то сейчас она приобретает все более избирательный, исследователь­ский характер. Именно поэтому важным направлением в работе руководителей школ, органов управления образованием стано­вятся анализ и оценка вводимых учителями педагогических инноваций, создание условий для их успешной разработки и при­менения.

В-четвертых, вхождение общеобразовательных учебных за­ведений в рыночные отношения, создание новых типов учебных заведений, в том числе и негосударственных, создают реальную ситуацию их конкурентоспособности.

Современной школой накоплен богатый опыт, который должен быть реализован в педагогической деятельности, но часто остается невостребованным, так как у большинства учи­телей и руководителей не сформирована потребность в его изуче­нии и применении, отсутствуют навыки и умения в его отборе и анализе. Учителя часто не задумываются о необходимости и целе­сообразности анализа собственного педагогического опыта и опы­та своих коллег.

Педагогический опыт может быть массовым и передовым. Передовой педагогический опыт исторически ограничен, так как на каждом новом этапе с расширением материальных, методических, кадровых и других возможностей школ возникают новые требо­вания к педагогической деятельности, вместе с тем, как справед­ливо отмечал Ю.К. Бабанский, «передовой опыт несет и некото­рые непреходящие элементы, которые пополняют сокровищницу педагогической науки и практики».

Передовой педагогический опыт, формиру­ясь на основе массового, представляет собой уровень овладения объективными педагогическими закономерностями (Ю.К. Бабанский). Разновидностями передового педагогического опыта явля­ются новаторский и исследовательский педагогический опыт как своеобразные ступени восхождения от эмпирического к теорети­ческому анализу и обобщению. Образцы уникального новаторского и исследовательского педагогического опыта таких педагогов и ученых России, как И.П. Волков, Т.И. Гончарова, И.П. Иванов, Е.Н. Ильин, В.А. Караковский, С.Н. Лысенкова, Р.Г. Хазанкин, М.П. Щетинин, П.М. Эрдниев, Е.А. Ямбург и др., стали достояни­ем всех учителей страны.

Инновационная направленность деятельности учителей вклю­чает и вторую составляющую — внедрение в практическую педа­гогическую деятельность результатов психолого-педагогических исследований. Результаты научных исследований по педагогике и психологии часто остаются неизвестными школьным работни­кам из-за отсутствия своевременной информации. В специаль­ных работах В.Е. Гмурмана, В.В. Краевского, П.И. Карташова, М.Н. Скаткина и др. показано, что внедрение результатов педаго­гических исследований предполагает специальное ознакомление практических работников с полученными данными, обоснование целесообразности их внедрения, развитие на этой основе потреб­ности в применении научных результатов в своей практике. Это возможно при условии специально организованного обучения спо­собам и приемам реализации научных рекомендаций при опера­тивной методической, консультативной помощи со стороны спе­циалистов.

Формирование иннова­ционной направленности предполагает использование определен­ных критериев, позволяющих судить об эффективности того или иного нововведения. Принимая во внимание имеющийся опыт исследований по педагогике, можно определить следующую сово­купность критериев педагогических новшеств: новизна, оптималь­ность, высокая результативность, возможность творческого при­менения инновации в массовом опыте.

Анализ специальной литературы и опыта деятельности школ свидетельствует о недостаточно интенсивном применении педаго­гических новшеств в практике работы учебных заведений. Можно выделить как минимум две причины нереализованности педаго­гических инноваций. Первая причина состоит в том, что иннова­ция, как правило, не проходит необходимой профессиональной экспертизы и апробации, а вторая причина заключается в том, что внедрение нового предварительно не подготовлено ни в организа­ционном, ни в техническом, ни в личностном, психологическом отношении.

Одной из основных причин подобной ситуации является от­сутствие в школах инновационной среды — морально-психологи­ческой обстановки, подкрепленной комплексом мер организаци­онного, методического психологического характера, обеспечива­ющих введение инноваций в образовательный процесс школы. Отсутствие такой инновационной среды проявляется в методичес­кой неподготовленности учителей, в их слабой информированнос­ти по существу педагогических нововведений. Наличие благопри­ятной инновационной среды в педагогическом коллективе снижает «коэффициент сопротивления» учителей нововведениям, помога­ет преодолеть стереотипы профессиональной деятельности. Инно­вационная среда находит реальное отражение в отношении учите­лей к педагогическим инновациям.

Методическая работа является необходимой организационной основой для формирования инновационной на­правленности педагогической деятельности, создания в школе оп­ределенной инновационной среды.