13.2. Личностно-ориентированные технологии начального образования
В современных условиях наблюдается переход от авторитарного подхода в обучении к личностно и гуманистически ориентированному. Возникает потребность в разработке и внедрении соответствующих технологий. Такими являются личностно ориентированные технологии, т.к. они предусматривают преобразование субъектно-объектной позиции учителя и ученика в личностно- (субъектно-) равноправные позиции. Такое преобразование связано с тем, что педагог не столько учит и воспитывает, сколько стимулирует ученика к саморазвитию, создает условия для его самодвижения. Личностный подход предполагает глубокое понимание особенностей развития ребенка, его характера, личностных качеств, причин неуспеваемости и отклонений в поведении. Личностно-ориентированные технологии – это, главным образом, авторские технологии, они «выращиваются в опыте» (С.В. Кульневич).
Личностно-ориентированные технологии, как правило, объединяются в неприятии педагогами принципов авторитарного стиля деятельности. В то же время они различаются между собой, демонстрируя индивидуальный стиль деятельности педагога, который опирается, прежде всего, на новые средства и формы организации педагогического процесса, играющие роль нового стилеобразующего средства. С.В. Кульневич выделяет характерные черты личностно-ориентированных технологий. Это сотрудничество, диалогичность, деятельностно-творческий характер, направленность на поддержку индивидуального развития ребенка, предоставление ему необходимого пространства и свободы для принятия самостоятельных решений, выбор содержания и способов учения и поведения, сотворчество учителя и учащихся.
Так, например, в системе С. Френе таким средством стала школьная типография, осмысленная как посредник между мышлением и словом, теорией и практикой обучения, как средство, вокруг которого происходит организация всей школьной жизни. В системе М. Монтессори главное не знание, а развитие, которое должно перерасти в саморазвитие. В системе Ш.А. Амонашвили - это новый подход к отношению между учителем и учеником (сотрудничество), переосмысление роли оценки в обучении.
В структуру личностного подхода, а следовательно и личностно ориентированных технологий, помимо принципа сотрудничества вводятся следующие компоненты:
Опора на положительные качества ребенка и вера в оптимистическую перспективу их развития.
Признание за ребенком не только статуса «воспитанника», но и всех гражданских прав, которыми он располагает, создание условий для их реализации.
Реализация потребности ребенка ощущать себя «неповторимым человеком», создание ему возможности чувствовать именно себя, единственного и неповторимого, в центре внимания и заботы педагога, как это происходит в семье.
Признавать за ребенком право на те формы уважительного, культурного отношения, которые существуют между взрослыми людьми (включая право на признание ошибок взрослыми, извинения перед ними и т.п.).
С.В. Кульневич выделяет три группы личностно-ориентированных педагогических технологий: смысло-поисковые, личностно-развивающие, технологии педагогической поддержки. Основанием для классификации является их направленность на организацию смыслопоисковой деятельности, личностное развитие и индивидуальную поддержку учащихся.
В рамках личностно-ориентированных технологий самостоятельными направлениями также выделяются:
гуманно-личностные технологии,
технологии сотрудничества,
технологии свободного воспитания.
Гуманно-личностные технологии отличаются своей гуманистической сущностью, психотерапевтической направленностью на поддержку личности, помощь ей. Они опираются на идеи всестороннего уважения и любви к ребенку, оптимистическую веру в его силы, отвергая принуждение.
Технологии сотрудничества реализуют демократизм, равенство, партнерство в субъект-субъектных отношениях педагога и ребенка. Учитель и учащиеся совместно вырабатывают цели, содержание, дают оценки, находясь в состоянии сотрудничества, сотворчества.
Технологии свободного воспитания делают акцент на предоставлении ребенку свободы выбора и самостоятельности в большей или меньшей сфере его жизнедеятельности. Осуществляя выбор, ребенок наилучшим образом реализует позицию субъекта, идя к результату от внутреннего побуждения, а не от внешних воздействий.
Рассмотрим некоторые из наиболее известных личностно-ориентированных технологий более подробно.
А.С. Белкин предлагает педагогическую технологию, в которой инновационным стилеобразующим средством стала модель персонально-личностного подхода во взаимодействии взрослого и ребенка, являющаяся дальнейшим развитием личностно - ориентированной модели общения. При таком подходе к воспитанию происходит персонализация личности ребенка. В результате этого процесса субъект получает идеальную представленность в жизнедеятельности других людей. При этом, персонализация субъекта происходит при условии его значимости для другого, референтности и эмоциональной привлекательности. При других условиях персонализация отсутствует. Одни люди обладают необходимыми качествами, которые усиливают у их партнера потребность в персонализации, а другие ее не только не побуждают, а скорее уничтожают.
Для организации персонально-личностного подхода в воспитании педагог должен обладать качествами, которые усиливают у детей потребность в персонализации. От взрослого зависит, чувствует ли ребенок себя в коллективе, в семье, на улице психологически защищенным. Педагогам следует иметь в виду, что потребность в персонализации - «основа многих форм общения между людьми». При этом важной характеристикой коммуникативной стороны общения «является намерение его участников повлиять друг на друга, обеспечить свою индивидуальную представленность в другом (персонализацию)…» (А.С. Белкин).
Персонально-личностный подход в воспитании младших школьников предполагает необходимость широкого комплексного использования педагогом различных психолого-педагогических приемов для каждого ребенка, например, таких как: «Гейша», «Расклад», «Эмоциональное поглаживание», «Заражение», «Отвлечение», «Помоги мне, пожалуйста», «Вместе», «Подарки», «Гордость», «День прошел» и др. Следует иметь ввиду, что очень сложно определить, где заканчивается один прием и начинается другой. Педагог, который стремится к тому, чтобы каждому ребенку хватило внимания, тепла, доброты, сочувствия, взаимопонимания, применяет эти приемы, не отделяя их один от другого.
Технология гуманно-личностной направленности может быть представлена как алгоритм реализации концепции гуманно-личностного подхода к детям «Школа Жизни» Ш.А. Амонашвили. Сущность и цели образования которой – способствовать становлению, развитию и воспитанию в Ребенке Благородного Человека путем выявления его личностных качеств. На решение этой цели направлены и гуманистические приемы обучения и воспитания детей: Проявление живого интереса к жизни ребенка; обращение с ребенком как со взрослым на основе взаимного доверия, уважения и понимания; день рождения ребенка – праздник всего класса (уроки, рисунки, сочинения об имениннике в подарок); поощрение творческой деятельности детей (постановка спектаклей, написание пьес, музыкальное и художественное оформление спектаклей, самодеятельность и пр.). Выпуск книжек с собственными рассказами, сказками, сочинениями, стихами и т.д.; извинение перед ребенком; приобщение родителей к жизни детей в группе; письма родителям с положительной оценкой поступка, успеха в учении ребенка; присутствие родителей на занятиях; мгновения молчания на занятиях; размышление вслух; использование на занятиях альтернативных материалов, задач, заданий; прием «допущения» ошибок; выражение благодарности детям за содействие в проведении интересного занятия; оптимистическое отношение к возможностям ребенка, особенно при неудачах; овладение изящным исполнением педагогического процесса.
Благодаря использованию данных приемов без отрыва от концептуальных идей и принципов гуманной педагогики происходит развитие и становление познавательных сил ребенка; обеспечение творческого присвоения ребенком расширенного и углубленного объема знаний и умений с определенными характеристиками.
- Федеральное агентство по образованию
- Предисловие
- Раздел 1
- Вопросы и задания
- 1.2. Педагогика как наука и искусство. Функции и задачи педагогики. Категориальный аппарат педагогической науки. Состав и система педагогических наук
- Вопросы и задания
- 1.3. Методология педагогической науки. Научное исследование в педагогике, его основные характеристики
- Вопросы и задания
- Литература для самостоятельной работы
- Глава 2 Педагогические технологии
- 2.1. Понятие о педагогических технологиях в зарубежной и отечественной психолого-педагогической науке. Многообразие педагогических технологий, различные подходы к их классификации
- Вопросы и задания
- Литература для самостоятельной работы
- Глава 3 Управление образовательными системами
- 3.1. Государственно-общественная система управления образованием в рф. Общие принципы управления общеобразовательными системами. Школа как педагогическая система и объект управления
- Вопросы и задания
- 3.2. Управленческая культура руководителя школы. Педагогический анализ во внутришкольном управлении
- Вопросы и задания
- 3.3. Основные функции управления школой: целеполагание, планирование, организация, контроль
- Вопросы и задания
- 3.4. Инновационная направленность педагогической деятельности. Формирование инновационной среды в педагогическом коллективе
- Вопросы и задания
- 3.5. Методическая работа в школе. Повышение профессионально-педагогической культуры учителей, их аттестация
- Вопросы и задания
- Литература для самостоятельной работы
- Глава 4 История педагогики и образования
- 4.1. Культурно-исторический характер воспитания. Трансформация целей и содержания образования на разных этапах развития человеческой цивилизации и мировой культуры
- Вопросы и задания
- 4.2. Развитие ведущих идей воспитания и образования в истории мировой культуры и педагогической мысли
- Вопросы и задания
- 4.3. Развитие гуманистических традиций образования в педагогическом творчестве я. А. Коменского. Значение педагогической теории я. А. Коменского для развития педагогической науки и практики
- Вопросы и задания
- 4.4. Теория элементарного образования и развивающего обучения и. Г. Песталоцци. Влияние педагогических взглядов и. Г. Песталоцци на развитие теории и практики начального образования
- Вопросы и задания
- Литература для самостоятельной работы
- Глава 5 Нормативно-правовое обеспечение образования
- 5.1. Нормативно-правовое обеспечение современного образования. Права ребенка и формы его правовой защиты в международном и федеральном образовательном законодательстве
- Вопросы и задания
- Литература для самостоятельной работы
- Раздел 2
- Вопросы и задания
- 6.2. Особенности развития младшего школьника. Учет возрастных и индивидуальных особенностей младшего школьника в учебно-воспитательном процессе
- Вопросы и задания
- Литература для самостоятельной работы
- Глава 7
- Вопросы и задания
- 7.2. Мотивы учения. Пути и средства формирования устойчивых познавательных интересов у младших школьников
- Вопросы и задания
- 7.3. Педагогический процесс в начальной школе, его содержание и структура. Понятие о педагогических закономерностях. Функции педагогического процесса: образовательная, воспитательная и развивающая
- Вопросы и задания
- 7.4. Современные концепции и технологии педагогического процесса в начальной школе
- Вопросы и задания
- 7.5. Принципы обучения в современной педагогике. Взаимосвязь закономерностей, принципов и методов в педагогическом процессе
- Вопросы и задания
- 7.6. Содержание начального образования. Государственный образовательный стандарт начальной школы и его функции
- Вопросы и задания
- 7.7. Учебные планы и программы, их характеристика. Учебник и учебные пособия. Вариативность учебных планов, программ, учебников
- Вопросы и задания
- 7.8. Методы обучения. Многомерная классификация методов. Проблема выбора методов в начальной школе
- Вопросы и задания
- 7.9. Методы устного изложения
- Вопросы и задания
- 7.10. Метод работы учащихся с учебником и книгой
- 7.11. Наглядные и практические методы обучения
- Вопросы и задания
- 7.12. Формы организации обучения в начальной школе: общеклассные, групповые и индивидуальные
- Вопросы и задания
- 7.13. Урок как основная форма организации педагогического процесса. Требования к современному уроку в начальной школе
- Общие требования к уроку:
- Дидактические требования к уроку:
- Воспитательные требования:
- Развивающие требования:
- Гигиенические требования:
- Вопросы и задания
- 7.14. Типология уроков в начальной школе. Характеристика структуры урока. Подготовка учителя к уроку
- Вопросы и задания
- 7.15. Организация домашней учебной работы младших школьников
- Вопросы и задания
- 7.16. Образовательная, воспитательная и развивающая функции проверки и оценки усвоения знаний младшим школьником. Диагностика развития личности ребенка в образовательном процессе
- Вопросы и задания
- Литература для самостоятельной работы
- Глава 8 Теория и методика воспитания младших школьников
- 8.1. Воспитание как общественное и педагогическое явление. Проблема цели воспитания в педагогической науке
- Вопросы и задания
- 8.2. Современные концепции воспитания. Характеристика гуманистического и личностно-ориентированного подхода в воспитании младших школьников
- Вопросы и задания
- 8.3. Воспитание в структуре педагогического процесса начальной школы. Преемственность воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста
- Вопросы и задания
- 8.4. Общие свойства и закономерности процесса воспитания школьников. Характеристика принципов воспитания
- Вопросы и задания
- 8.5. Понятие о методах,приемах и средствах воспитания. Методы организации воспитательного процесса в начальных классах
- Вопросы и задания
- 8.6. Понятие об организационных формах воспитания. Характеристика традиционных и нетрадиционных форм воспитания
- Вопросы и задания
- 8.7. Базовая культура личности как основа содержания воспитания в современной начальной школе. Направления воспитательной работы с младшими школьниками
- Вопросы и задания
- 8.8. Коллектив и его сущность. Особенности становления коллектива младших школьников. Методы формирования детского коллектива
- Вопросы и задания
- 8.9. Воспитательная система школы. Многообразие школьных воспитательных систем. Вариативные системы организации воспитательного процесса в начальных классах
- Вопросы и задания
- Вопросы и задания
- Литература для самостоятельной работы
- Глава 9 коррекционно-педагогические воздействия в процессе личностно-ориентированного образования, воспитания и развития младших школьников
- 9.1. Сущность коррекционно-педагогического воздействия, его функции, виды, формы в личностно-ориентированном обучении младших школьников
- Вопросы и задания
- Литература для самостоятельной работы
- Глава 10 История воспитания и начального образования в России
- 10.1. Школа и педагогическая мысль в Древней Руси. Различные типы начального обучения. Школа в 18 веке. Сущность реформирования образования в России 18 века
- Вопросы и задания
- Вопросы и задания
- Вопросы и задания
- Вопросы и задания
- 11.2. Проблема формирования культуры межнационального общения в многонациональном коллективе младших школьников
- Вопросы и задания
- Литература для самостоятельной работы
- Глава 12 Социализация личности ребенка в системе начального образования
- 12.1. Сущность процесса социализации личности. Современные отечественные концепции социализации личности
- Вопросы и задания
- 12.2. Ребенок как объект и субъект социализации. Социальный опыт ребенка как основа его социализации
- Вопросы и задания
- 12.3. Воспитание младшего школьника как субъекта социализации. Показатели сформированности социальной активности младшего школьника
- Вопросы и задания
- 12.4. Принципы социального воспитания младших школьников. Содержание, виды и формы социально-педагогической работы с младшими школьникам
- Вопросы и задания
- Литература для самостоятельной работы
- Глава 13 Педагогические технологии начального образования
- 13.1. Технологии педагогического взаимодействия учителя и учащихся начальных классов. Мастерство учителя в системе коммуникативного воздействия на детей
- Вопросы и задания
- 13.2. Личностно-ориентированные технологии начального образования
- Вопросы и задания
- Литература для самостоятельной работы
- Глава 14 Особенности организации учебно-воспитательного процесса в малокомплектной школе
- 14.1. Малокомплектные школы и их типы. Особенности организации учебно-воспитательного процесса в малокомплектной школе
- Примерное расписание уроков малокомплектной школы в I полугодии
- Вопросы и задания
- 14.2.Урок в малокомплектной школе. Организация самостоятельной работы учащихся. Особенности подготовки учителя к уроку в малокомплектной школе
- Ориентировочные нормы времени на самостоятельную работу на уроке
- Самостоятельная работа под руководством учителя
- Вопросы и задания
- Литература для самостоятельной работы