7.15. Организация домашней учебной работы младших школьников
К наиболее типичным разновидностям внеурочной работы относится домашняя работа.
Домашняя работа — форма организации деятельности учащихся по самостоятельному обязательному выполнению дома учебных заданий, как правило, связанных с темой уроков. К ней можно отнести такие виды работ, которые сложно организовать в условиях класса: длительные наблюдения, трудоемкие опыты, моделирование, а также традиционное выполнение заданий по тексту учебника и материалам учебных пособий в устной и письменной форме.
Домашняя работа выполняется по заданиям к каждому последующему уроку и строится с учетом развития детей, их интересов и потребностей, требований программ (в I классе она возможна по желанию). При этом по своей направленности она может носить характер как традиционного закрепления пройденного, так и предварительного опережения (анонс материала последующих тем). Однако в любом случае домашняя работа представляет собой выполнение ряда учебных поручений (учебных заданий), под которыми подразумевается адресованный учащемуся вид задания, содержащий требование выполнить определенные учебные действия, обеспечивающие усвоение конкретного учебного материала. В целом выделяются следующие группы домашних заданий:
1) по дидактической цели:
а) направленные на усвоение знаний, осмысление понятий;
б) связанные с формированием умений и навыков;
в) на применение знаний и способов действий;
2) в зависимости от методов и средств усвоения знаний:
а) практические задания (провести опыт, моделирование, выполнить длительное наблюдение, подготовить гербарий);
б) задания на анализ, обобщение и систематизацию текстовой, статистической информации, в том числе переписывание правил или выделение их из единого текста-монолита, составление таблиц и выполнение рисунков по теме, дополнение схем, написание сочинений, подготовка мини-докладов (прочтите текст, ответьте на вопросы учебника и сделайте вывод);
3) в зависимости от характера познавательной деятельности младших школьников:
а) репродуктивные — воспроизведение по образцу или шаблону (составьте рассказ по заданному плану; повторите опыт, проведенный в классе, в соответствии со следующей инструкцией);
б) частично-поисковые — на применение знаний в нестандартной ситуации (составь сравнительную таблицу);
в) творческие (разработайте проект города будущего);
4) по отношению к изучаемому материалу:
а) плановые — по теме, изученной на уроке;
б) опережающие (в практике развивающего обучения), нацеленные на предварительную подготовку ребенка к восприятию нового материала (сбор фактов для их анализа на уроке, поиск ответов на поставленные вопросы, проведение опытов и др.); они рассчитаны на свободный выбор и нередко длительны по выполнению;
5) в зависимости от количества детей, принимающих участие в его выполнении:
а) индивидуальные — наиболее традиционная для начальной школы разновидность, нацеленная на самостоятельную работу ребенка над исследуемой проблемой;
б) групповые или коллективные, имеющие в своей основе творческо-поисковую деятельность (разработать проект, провести экспериментальное исследование вопроса, например: разработать «Красную книгу своего района», «Путеводитель по району...»);
6) с учетом индивидуальных способностей детей и их склонностей — по объему:
а) минимальные, обязательные для выполнения всеми учащимися (прочитать определенные страницы учебника и ответить на вопросы после текста);
б) максимальные, дополнительные к основному минимуму и выполняемые на добровольной основе (составьте хронологическую карту своего района).
7) по характеру деятельности домашние задания можно подразделить на три группы:
а) устные (изучение материала учебника, заучивание стихотворений, правил);
б) письменные (выполнение письменных упражнений, решение задач, написание сочинений и т.д.);
в) учебно-практические (проведение опытов, наблюдений, изготовление деталей, моделей).
Возможна разнообразная форма: проверка в ходе фронтальной беседы, рассказов учащихся, письменных ответов на вопросы, монолога ребенка у доски и т.д. Выполнение детьми ряда заданий предполагает помощь со стороны родителей (в некоторых программах взаимодействие семьи и школы является концептуальной основой). Домашние задания могут носить репродуктивный, творческий характер (сбор дополнительных материалов на тему, подготовка моделей, сообщений и т.д.).
Внеурочная работа всегда носит обязательный характер и связана с тематикой курса. В целом ее организация должна удовлетворять таким требованиям, как:
системность, систематичность проведения, четкая продуманность научно обоснованной системы заданий, связь с тематикой уроков, обязательность контроля в различной форме, гибкость и вариативность с направленностью на развитие индивидуальных способностей учащихся;
наличие упражнений, предполагающих проявление творчества и инициативы детей;
личностно-центрированный и нередко утилитарно-прагматический характер проводимой работы (детям необходимо понимать возможность реального применения полученных знаний на практике, поэтому часть заданий должна носить практический характер);
проведение подробного инструктажа по выполнению каждого задания, способствующего отработке у младших школьников навыков самостоятельной работы; смена видов деятельности в процессе выполнения заданий блока.
Именно такая четко отлаженная система домашней работы способствует не только повышению эффективности усвоения материала, но и постоянному поддержанию интереса детей к процессу познания окружающего мира, в том числе самостоятельному.
Важным вопросом организации домашней работы учащихся является ее объем. Учащиеся разных классов должны затрачивать различное время на выполнение домашних заданий. С учетом гигиенических и педагогических требований к организации умственных занятий учащихся определено, что домашние задания даются учащимся с учетом возможности их выполнения:
I класс — домашних заданий нет;
II класс — 1 час;
III класс — 1 час;
IV класс — 1, 5 часа.
Некоторые дидактические правила определения содержания домашних заданий:
в содержание домашнего задания входит материал, имеющий существенно важное значение для усвоения знаний. Это указывает на то, что второстепенное, несущественное с точки зрения науки, практики, жизни не должно входить в содержание задания;
очень важно разрабатывать домашние задания, их содержание и объем при планировании всей темы. В этом случае задания будут разнообразными и явятся органической частью учебного материала, изучаемого в классе. При таком порядке можно правильно сочетать изучение теоретического материала с практическими заданиями;
для повышения активности учащихся при выполнении задания важно включать в содержание заданий некоторые новые действия.
Успешное выполнение учениками домашних заданий во многом будет зависеть от качества работы учителя. Ему, прежде всего, важно понять, что ученики не смогут успешно справиться с заданием, если не будут знать, как его выполнить. Поэтому каждое задание должно сопровождаться инструктажем, формы которого могут быть следующие:
простое указание выполнить задание тем способом, который применялся ранее;
объяснение задания на двух-трех примерах;
разбор в классе наиболее трудных сторон домашнего задания;
разъяснение требований к работе и методов выполнения заданий.
Важно иметь в виду следующее: чем младше учащиеся, тем точнее и детальнее должен быть инструктаж.
В истории отечественной школы отношение к домашним заданиям не было одинаковым. Сразу после революции домашние задания были запрещены. Практика работы школы показала ошибочность этого подхода, и, начиная с 30-х г.г., в связи с общим упорядочением работы школы домашние задания вводятся как составная часть учебной работы школьников.
Введение домашних заданий положительно повлияло на обучение и воспитание учащихся. Но в последние годы в связи с ростом и усложнением содержания учебного материала постепенно возрастал и объем домашних заданий учащихся. Причин перегрузки школьников домашними заданиями много. Но самой главной из них следует считать слабую осведомленность многих учителей в вопросах детской физиологии и психологии.
- Федеральное агентство по образованию
- Предисловие
- Раздел 1
- Вопросы и задания
- 1.2. Педагогика как наука и искусство. Функции и задачи педагогики. Категориальный аппарат педагогической науки. Состав и система педагогических наук
- Вопросы и задания
- 1.3. Методология педагогической науки. Научное исследование в педагогике, его основные характеристики
- Вопросы и задания
- Литература для самостоятельной работы
- Глава 2 Педагогические технологии
- 2.1. Понятие о педагогических технологиях в зарубежной и отечественной психолого-педагогической науке. Многообразие педагогических технологий, различные подходы к их классификации
- Вопросы и задания
- Литература для самостоятельной работы
- Глава 3 Управление образовательными системами
- 3.1. Государственно-общественная система управления образованием в рф. Общие принципы управления общеобразовательными системами. Школа как педагогическая система и объект управления
- Вопросы и задания
- 3.2. Управленческая культура руководителя школы. Педагогический анализ во внутришкольном управлении
- Вопросы и задания
- 3.3. Основные функции управления школой: целеполагание, планирование, организация, контроль
- Вопросы и задания
- 3.4. Инновационная направленность педагогической деятельности. Формирование инновационной среды в педагогическом коллективе
- Вопросы и задания
- 3.5. Методическая работа в школе. Повышение профессионально-педагогической культуры учителей, их аттестация
- Вопросы и задания
- Литература для самостоятельной работы
- Глава 4 История педагогики и образования
- 4.1. Культурно-исторический характер воспитания. Трансформация целей и содержания образования на разных этапах развития человеческой цивилизации и мировой культуры
- Вопросы и задания
- 4.2. Развитие ведущих идей воспитания и образования в истории мировой культуры и педагогической мысли
- Вопросы и задания
- 4.3. Развитие гуманистических традиций образования в педагогическом творчестве я. А. Коменского. Значение педагогической теории я. А. Коменского для развития педагогической науки и практики
- Вопросы и задания
- 4.4. Теория элементарного образования и развивающего обучения и. Г. Песталоцци. Влияние педагогических взглядов и. Г. Песталоцци на развитие теории и практики начального образования
- Вопросы и задания
- Литература для самостоятельной работы
- Глава 5 Нормативно-правовое обеспечение образования
- 5.1. Нормативно-правовое обеспечение современного образования. Права ребенка и формы его правовой защиты в международном и федеральном образовательном законодательстве
- Вопросы и задания
- Литература для самостоятельной работы
- Раздел 2
- Вопросы и задания
- 6.2. Особенности развития младшего школьника. Учет возрастных и индивидуальных особенностей младшего школьника в учебно-воспитательном процессе
- Вопросы и задания
- Литература для самостоятельной работы
- Глава 7
- Вопросы и задания
- 7.2. Мотивы учения. Пути и средства формирования устойчивых познавательных интересов у младших школьников
- Вопросы и задания
- 7.3. Педагогический процесс в начальной школе, его содержание и структура. Понятие о педагогических закономерностях. Функции педагогического процесса: образовательная, воспитательная и развивающая
- Вопросы и задания
- 7.4. Современные концепции и технологии педагогического процесса в начальной школе
- Вопросы и задания
- 7.5. Принципы обучения в современной педагогике. Взаимосвязь закономерностей, принципов и методов в педагогическом процессе
- Вопросы и задания
- 7.6. Содержание начального образования. Государственный образовательный стандарт начальной школы и его функции
- Вопросы и задания
- 7.7. Учебные планы и программы, их характеристика. Учебник и учебные пособия. Вариативность учебных планов, программ, учебников
- Вопросы и задания
- 7.8. Методы обучения. Многомерная классификация методов. Проблема выбора методов в начальной школе
- Вопросы и задания
- 7.9. Методы устного изложения
- Вопросы и задания
- 7.10. Метод работы учащихся с учебником и книгой
- 7.11. Наглядные и практические методы обучения
- Вопросы и задания
- 7.12. Формы организации обучения в начальной школе: общеклассные, групповые и индивидуальные
- Вопросы и задания
- 7.13. Урок как основная форма организации педагогического процесса. Требования к современному уроку в начальной школе
- Общие требования к уроку:
- Дидактические требования к уроку:
- Воспитательные требования:
- Развивающие требования:
- Гигиенические требования:
- Вопросы и задания
- 7.14. Типология уроков в начальной школе. Характеристика структуры урока. Подготовка учителя к уроку
- Вопросы и задания
- 7.15. Организация домашней учебной работы младших школьников
- Вопросы и задания
- 7.16. Образовательная, воспитательная и развивающая функции проверки и оценки усвоения знаний младшим школьником. Диагностика развития личности ребенка в образовательном процессе
- Вопросы и задания
- Литература для самостоятельной работы
- Глава 8 Теория и методика воспитания младших школьников
- 8.1. Воспитание как общественное и педагогическое явление. Проблема цели воспитания в педагогической науке
- Вопросы и задания
- 8.2. Современные концепции воспитания. Характеристика гуманистического и личностно-ориентированного подхода в воспитании младших школьников
- Вопросы и задания
- 8.3. Воспитание в структуре педагогического процесса начальной школы. Преемственность воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста
- Вопросы и задания
- 8.4. Общие свойства и закономерности процесса воспитания школьников. Характеристика принципов воспитания
- Вопросы и задания
- 8.5. Понятие о методах,приемах и средствах воспитания. Методы организации воспитательного процесса в начальных классах
- Вопросы и задания
- 8.6. Понятие об организационных формах воспитания. Характеристика традиционных и нетрадиционных форм воспитания
- Вопросы и задания
- 8.7. Базовая культура личности как основа содержания воспитания в современной начальной школе. Направления воспитательной работы с младшими школьниками
- Вопросы и задания
- 8.8. Коллектив и его сущность. Особенности становления коллектива младших школьников. Методы формирования детского коллектива
- Вопросы и задания
- 8.9. Воспитательная система школы. Многообразие школьных воспитательных систем. Вариативные системы организации воспитательного процесса в начальных классах
- Вопросы и задания
- Вопросы и задания
- Литература для самостоятельной работы
- Глава 9 коррекционно-педагогические воздействия в процессе личностно-ориентированного образования, воспитания и развития младших школьников
- 9.1. Сущность коррекционно-педагогического воздействия, его функции, виды, формы в личностно-ориентированном обучении младших школьников
- Вопросы и задания
- Литература для самостоятельной работы
- Глава 10 История воспитания и начального образования в России
- 10.1. Школа и педагогическая мысль в Древней Руси. Различные типы начального обучения. Школа в 18 веке. Сущность реформирования образования в России 18 века
- Вопросы и задания
- Вопросы и задания
- Вопросы и задания
- Вопросы и задания
- 11.2. Проблема формирования культуры межнационального общения в многонациональном коллективе младших школьников
- Вопросы и задания
- Литература для самостоятельной работы
- Глава 12 Социализация личности ребенка в системе начального образования
- 12.1. Сущность процесса социализации личности. Современные отечественные концепции социализации личности
- Вопросы и задания
- 12.2. Ребенок как объект и субъект социализации. Социальный опыт ребенка как основа его социализации
- Вопросы и задания
- 12.3. Воспитание младшего школьника как субъекта социализации. Показатели сформированности социальной активности младшего школьника
- Вопросы и задания
- 12.4. Принципы социального воспитания младших школьников. Содержание, виды и формы социально-педагогической работы с младшими школьникам
- Вопросы и задания
- Литература для самостоятельной работы
- Глава 13 Педагогические технологии начального образования
- 13.1. Технологии педагогического взаимодействия учителя и учащихся начальных классов. Мастерство учителя в системе коммуникативного воздействия на детей
- Вопросы и задания
- 13.2. Личностно-ориентированные технологии начального образования
- Вопросы и задания
- Литература для самостоятельной работы
- Глава 14 Особенности организации учебно-воспитательного процесса в малокомплектной школе
- 14.1. Малокомплектные школы и их типы. Особенности организации учебно-воспитательного процесса в малокомплектной школе
- Примерное расписание уроков малокомплектной школы в I полугодии
- Вопросы и задания
- 14.2.Урок в малокомплектной школе. Организация самостоятельной работы учащихся. Особенности подготовки учителя к уроку в малокомплектной школе
- Ориентировочные нормы времени на самостоятельную работу на уроке
- Самостоятельная работа под руководством учителя
- Вопросы и задания
- Литература для самостоятельной работы