45. Методологическая структура деятельности педагога
Педагогическое дело состоит из разных видов деятельности. Главный из них - это деятельность преподавателя, обучающего детей непосредственно. Педагог-предметник ограничен своим предметом, осуществляя заданные ему функции. Следующие виды деятельности предназначены для обслуживания главной из них. Обобщение опыта обучения заключается в сравнении процесса обучения и выделении самых эффективных методов обучения. Это задача методиста, создающего методы обучения. Третий вид деятельности - методическая, она обращена на конструирование учебных средств и учебных предметов. Четвертый вид деятельности заключается в обобщении учебных предметов в одно целое, т. е. программирование учебных программ.
Для программирования нужно иметь точное представление о целях обучения, хотя часто при построении программы ориентируются на общие цели. Эти цели были сделаны политиками или культурными деятелями, а не педагогами.
Сегодня социальная задача образования требует, чтобы проектированием целей обучения занимался специальный педагог-методолог. Во-первых, сегодня производственно-практическая деятельность задает определенные цели, которые могут найти лишь специально подготовленные люди. Во-вторых, современное методологическое мышление успешно проектирует учебные процессы, однако это требует от заказчика четко поставленных целей. В-третьих, сегодня современное технологическое общество требует от системы образования надзора за профессиональным рынком сбыта, быстрого и регулярного описания свойств человека, нужного обществу, и быстрого проектирования согласно задаче учебных программ. В общем итогом этого телеологического мышления выступает проект человека, в частном смысле - проект специалиста, т. е. нужно описать и сравнить интеллектуальные функции, знания, способности, которые должен иметь человек будущего.
Обучение - это общение обучающего и обучаемого, после чего у обучаемого создаются определенные знания и умения на основе собственной активности. Моделью обучения является общение учителя и ученика, ученик стремится повторить деятельность учителя, учитель оценивает деятельность ученика как правильную или неправильную. Так проявляется непосредственность учебного процесса.
Учебные знания применяются, когда деятельность не передается напрямую, тогда занятия исполняют функцию передачи деятельности.
Развитие системы обучения состоит из анализа сложной деятельности и выделения ее составляющих.
Первый принцип педагогической рефлексии - это обозначение легких видов деятельности и их передачи. Второй принцип является проектированием передачи знаковых средств, разрешающих проектировать сложную деятельность из усвоенных элементов. Знаковые средства - это средства проектирования деятельности.
Система обучения является чередой технологических процессов, через которые проходит личность (с определенными качествами), и в итоге мы имеем личность, усвоившую все необходимые обществу социокультурные способности.
Важным в работе педагога является понимание состояния ученика. Понимание - работа с сознанием. Однако педагог обязан также доносить до ученика нечто важное. Но понимание можно достигнуть лишь на понимании личного опыта.
- 1. Гуманистическая природа учителя
- 2. Педагогическое творчество
- 3. Социальная миссия
- 4. Профессиональные функции педагога
- 5. Педагогическая деятельность как система
- 6. Профессионально-педагогическая направленность
- 7. Педагогическое призвание учителя
- 8. Профессиональная этика
- 9. Педагогический такт учителя
- 10. Общие и педагогические способности
- 11. Профессиональная компетентность педагога и ее структура
- 12. Требования к теоретической готовности педагога
- 13. Требования к практической готовности педагога
- 14. Общая и профессиональная культура педагога
- 15. Профессионально-педагогическая культура
- 16. Аксиологическай компонент профессионально-педагогической культуры
- 17. Технологическая культура
- 18. Личностно-творческий компонент
- 19. Система профессиональной подготовки педагогических кадров
- 20. Непрерывность и гуманитаризация образования
- 21. Интеграция, демократизация образования
- 22. Интенсификация
- 23. Профессионально-личностное самоопределение, самосовершенствование
- 24. Самоопределение
- 25. Саморазвитие. Самосовершенствование
- 26. Смысложизненное самоопределение учителя
- 27. Философия долженствования
- 28. Философия существования (экзистенциализм)
- 29. Философия космизма
- 30. Концепция этической духовности
- 31. Осознание и осмысление внутреннего мира личности
- 32. Способы самопознания и саморегуляции
- 33. Я-концепция учителя
- 34. Принятие себя
- 35. Самораскрытие
- 36. Эмоциональное развитие учителя
- 37. Слагаемые профессионально-личностного самосовершенствования
- 38. Основные виды профессиональной деятельности педагога
- 39. Основные категории педагогики
- 40. Понятие образования
- 41. Задачи педагогической науки
- 42. Система педагогических наук
- 43. Связь педагогической науки с другими науками
- 44. Методы исследований в педагогике
- 45. Методологическая структура деятельности педагога
- 46. Педагогический акт как организационно-управленческая деятельность
- 47. Самосознание педагога
- 48. Психологическая структура педагогической деятельности
- 49. Профессия педагога
- 50. Направленность личности педагога и типы педагогов
- 51. Педагогика в древней греции
- 52. Проблемы педагогики в средние века и в эпоху возрождения
- 53. Педагогика XVIII в
- 54. Основные идеи педагогики XIX в
- 55. Становление педагогики в россии
- 56. Педагоги-новаторы
- 57. Закономерности воспитания
- 58. Становление, формирование, социализация
- 59. Основные идеи зарубежных концепций воспитания
- 60. Принципы воспитания
- 61. Метод косвенного воздействия на учащихся
- 62. Подходы к воспитанию
- 63. Направления воспитательной работы
- 64. Принципы и содержание семейного воспитания
- 65. Структура педагогического процесса
- 66. Цели педагогического процесса
- 67. Содержание образования
- 68. Теории образования и их влияние на педагогический процесс
- 69. Основные дидактические концепции
- 70. Законы и закономерности обучения
- 71. Сущность обучения и его структура
- 72. Основные педагогические принципы
- 73. Педагогические принципы в средней школе
- 74. Методы обучения и воспитания
- 75. Педагогические средства и формы организации учебно-воспитательного процесса
- 76. Концепция обучения в науке
- 77. Особенности воспитания детей различных возрастных категорий
- 78. Стили педагогического общения
- 79. Уровни педагогического общения и их последствия
- 80. Этапы педагогического общения
- 81. Индивидуальный стиль деятельности учителя
- 82. Коммуникативные педагогические приемы
- 83. Функции педагогического взаимодействия
- 84. Качества, необходимые для общения с аудиторией
- 85. Сущность проблемного обучения
- 86. Понятие игровых технологий
- 87. Инновационное обучение и его необходимость
- 88. Педагогическое проектирование
- 89. Требования к уроку
- 90. Приемы и формы воспитания