11. Профессиональная компетентность педагога и ее структура
Неотъемлемая составляющая профессионализма и педагогического мастерства учителя - это егопрофессиональная компетентность. Понятие "компетентность", которое характеризует сплав теоретической и практической готовности человека к выполнению определенной деятельности, широко применяется сегодня в теории и практике общего и профессионального образования.
А.К. Маркова определяет несколько видов профессиональной компетентности, наличие которых определяет зрелость человека в профессиональной деятельности:
- специальная компетентность, которая представляет собой владение собственно профессиональной деятельностью на вполне высоком уровне, возможность проектировать свое дальнейшее профессиональное развитие;
- социальная компетентность, т. е. владение совместной профессиональной деятельностью, сотрудничеством и принятыми в определенной профессии приемами профессионального общения;
- социальная ответственность за результаты своего труда;
- личностная компетентность, которая проявляется во владении способами личностного самовыражения и саморазвития, средствами противостояния профессиональным деформациям личности;
- индивидуальная компетентность, наличие способов самореализации и развития индивидуальности в рамках профессии, способность к профессионально-личностному росту, самоорганизации и самореабилитации.
Своеобразие педагогической деятельности делает непозволительнымналичие только узкоспециальной компетентности, профессионализм учителя определяется системой всех видов профессиональной компетентности. Кроме того, компетентность педагога можно считать единством общей компетентности, необходимой для человека независимо от его профессии, компетентности в сфере той науки, основные аспекты которой он преподает, и психолого-педагогической компетентности.
Можно выделить различные подходы к нахождению структуры профессиональной компетентности. Один из них связывается с раскрытием структуры профессиональной компетентности через систему педагогических умений учителя, другой - с выделением отдельных ком-петентностей в соответствии с ведущими видами профессиональной работы педагога в сферах:
- самостоятельной образовательной и преподавательской деятельности;
- воспитательной деятельности;
- научно-методической и научно-исследовательской деятельности;
- социально-педагогической и культурно-просветительской деятельности;
- коррекционно-развивающей управленческой деятельности.
Независимо от форм деятельности учителя компетентность в каждой из них состоит из двух основных компонентов:
1) системы знаний, определяющей теоретическую готовность учителя;
2) системы умений и навыков, составляющей основу его практической готовности к осуществлению профессиональной деятельности.
Обобщенные требования к уровню теоретической и практической готовности педагога включаются в квалификационную характеристику выпускника, получившего специальность "учитель", представленную в государственном стандарте высшего профессионального образования.
- 1. Гуманистическая природа учителя
- 2. Педагогическое творчество
- 3. Социальная миссия
- 4. Профессиональные функции педагога
- 5. Педагогическая деятельность как система
- 6. Профессионально-педагогическая направленность
- 7. Педагогическое призвание учителя
- 8. Профессиональная этика
- 9. Педагогический такт учителя
- 10. Общие и педагогические способности
- 11. Профессиональная компетентность педагога и ее структура
- 12. Требования к теоретической готовности педагога
- 13. Требования к практической готовности педагога
- 14. Общая и профессиональная культура педагога
- 15. Профессионально-педагогическая культура
- 16. Аксиологическай компонент профессионально-педагогической культуры
- 17. Технологическая культура
- 18. Личностно-творческий компонент
- 19. Система профессиональной подготовки педагогических кадров
- 20. Непрерывность и гуманитаризация образования
- 21. Интеграция, демократизация образования
- 22. Интенсификация
- 23. Профессионально-личностное самоопределение, самосовершенствование
- 24. Самоопределение
- 25. Саморазвитие. Самосовершенствование
- 26. Смысложизненное самоопределение учителя
- 27. Философия долженствования
- 28. Философия существования (экзистенциализм)
- 29. Философия космизма
- 30. Концепция этической духовности
- 31. Осознание и осмысление внутреннего мира личности
- 32. Способы самопознания и саморегуляции
- 33. Я-концепция учителя
- 34. Принятие себя
- 35. Самораскрытие
- 36. Эмоциональное развитие учителя
- 37. Слагаемые профессионально-личностного самосовершенствования
- 38. Основные виды профессиональной деятельности педагога
- 39. Основные категории педагогики
- 40. Понятие образования
- 41. Задачи педагогической науки
- 42. Система педагогических наук
- 43. Связь педагогической науки с другими науками
- 44. Методы исследований в педагогике
- 45. Методологическая структура деятельности педагога
- 46. Педагогический акт как организационно-управленческая деятельность
- 47. Самосознание педагога
- 48. Психологическая структура педагогической деятельности
- 49. Профессия педагога
- 50. Направленность личности педагога и типы педагогов
- 51. Педагогика в древней греции
- 52. Проблемы педагогики в средние века и в эпоху возрождения
- 53. Педагогика XVIII в
- 54. Основные идеи педагогики XIX в
- 55. Становление педагогики в россии
- 56. Педагоги-новаторы
- 57. Закономерности воспитания
- 58. Становление, формирование, социализация
- 59. Основные идеи зарубежных концепций воспитания
- 60. Принципы воспитания
- 61. Метод косвенного воздействия на учащихся
- 62. Подходы к воспитанию
- 63. Направления воспитательной работы
- 64. Принципы и содержание семейного воспитания
- 65. Структура педагогического процесса
- 66. Цели педагогического процесса
- 67. Содержание образования
- 68. Теории образования и их влияние на педагогический процесс
- 69. Основные дидактические концепции
- 70. Законы и закономерности обучения
- 71. Сущность обучения и его структура
- 72. Основные педагогические принципы
- 73. Педагогические принципы в средней школе
- 74. Методы обучения и воспитания
- 75. Педагогические средства и формы организации учебно-воспитательного процесса
- 76. Концепция обучения в науке
- 77. Особенности воспитания детей различных возрастных категорий
- 78. Стили педагогического общения
- 79. Уровни педагогического общения и их последствия
- 80. Этапы педагогического общения
- 81. Индивидуальный стиль деятельности учителя
- 82. Коммуникативные педагогические приемы
- 83. Функции педагогического взаимодействия
- 84. Качества, необходимые для общения с аудиторией
- 85. Сущность проблемного обучения
- 86. Понятие игровых технологий
- 87. Инновационное обучение и его необходимость
- 88. Педагогическое проектирование
- 89. Требования к уроку
- 90. Приемы и формы воспитания