68. Теории образования и их влияние на педагогический процесс
Методологические взгляды ученых-педагогов оказывают значительное воздействие на содержание школьного образования. В качестве примера проанализируем теории образования, которые в прошлом воздействовали на содержание школьного образования.
Теория формального образования (Локк, Пес-талоцци, Кант, Гербарт) ставила перед собой цели не столько постижения учениками фактических знаний, сколько формирования их ума, воспитания их аналитических способностей, синтеза, логического мышления, а оптимальным средством достижения этого числилось изучение греческого и латинского языков, а также математики.
Теория материального образования (Спенсер) искала, находила и приводила доказательства того, что в процессе обучения следует уделять большое внимание естественно-научным дисциплинам, а критерием, по которому следует выбирать материал, должна быть степень его пригодности для жизни, т. е. материал должен иметь непосредственное применение в будущей практической деятельности ученика.
При критике формального и материального образования К.Д. Ушинский предъявлял весьма аргументированные факты. Ушинский делал замечания о том, что так называемое "формальное развитие" - процесс, который оторван от приобретения знаний, что это всего лишь пустая выдумка. Ведь нужно не просто воспитывать учащихся, но давать им тот запас знаний, которые должны быть нужными, полезными в их дальнейшей деятельности. Однако одновременно с этим не стоит сводить весь процесс обучения к простой пригодности, так как те знания, которые связаны с повседневной, будничной жизнью опосредованно, имеют не менее важное значение, чем знания, используемые на практике. Например, при рассмотрении древней истории мы не можем сказать, что она непосредственно применима к практической деятельности людей, но, несмотря на это, она крайне необходима при обогащении круга интересов людей, для формирования миропонимания и постижения закономерностей развития человечества в различные исторические эпохи.
Знаменитый педагог Джон Дьюи, также известный как представитель прагматизма в педагогике, вводил свою идею о необходимости взятия за основу школьного образования организацию практической деятельности детей, при этом надо снабдить детей умениями и навыками, которые применимы в различных сферахжизни. Он считал, что при выборе материала обучения следует учитывать жизненный опыт ребенка, он утверждал, что качество и количество обучения должен устанавливать непосредственно сам ребенок, а также что нет необходимости в заранее определенном курсе обучения.
У. Килпатрик был последователем Джона Дьюи. В 20-е гг. ХХ в. он разработал и выдвинул "проектную систему обучения", при которой дети исходя из личных интересов при решении с помощью учителя какой-либо практической задачи (к примеру, строительство игрушечного домика) подключались к практической деятельности и в процессе этого приобретали те или иные сведения из области математики, языка, а также других предметов. Однако на практике эта теория лишь снизила уровень образования в массовой школе.
- 1. Гуманистическая природа учителя
- 2. Педагогическое творчество
- 3. Социальная миссия
- 4. Профессиональные функции педагога
- 5. Педагогическая деятельность как система
- 6. Профессионально-педагогическая направленность
- 7. Педагогическое призвание учителя
- 8. Профессиональная этика
- 9. Педагогический такт учителя
- 10. Общие и педагогические способности
- 11. Профессиональная компетентность педагога и ее структура
- 12. Требования к теоретической готовности педагога
- 13. Требования к практической готовности педагога
- 14. Общая и профессиональная культура педагога
- 15. Профессионально-педагогическая культура
- 16. Аксиологическай компонент профессионально-педагогической культуры
- 17. Технологическая культура
- 18. Личностно-творческий компонент
- 19. Система профессиональной подготовки педагогических кадров
- 20. Непрерывность и гуманитаризация образования
- 21. Интеграция, демократизация образования
- 22. Интенсификация
- 23. Профессионально-личностное самоопределение, самосовершенствование
- 24. Самоопределение
- 25. Саморазвитие. Самосовершенствование
- 26. Смысложизненное самоопределение учителя
- 27. Философия долженствования
- 28. Философия существования (экзистенциализм)
- 29. Философия космизма
- 30. Концепция этической духовности
- 31. Осознание и осмысление внутреннего мира личности
- 32. Способы самопознания и саморегуляции
- 33. Я-концепция учителя
- 34. Принятие себя
- 35. Самораскрытие
- 36. Эмоциональное развитие учителя
- 37. Слагаемые профессионально-личностного самосовершенствования
- 38. Основные виды профессиональной деятельности педагога
- 39. Основные категории педагогики
- 40. Понятие образования
- 41. Задачи педагогической науки
- 42. Система педагогических наук
- 43. Связь педагогической науки с другими науками
- 44. Методы исследований в педагогике
- 45. Методологическая структура деятельности педагога
- 46. Педагогический акт как организационно-управленческая деятельность
- 47. Самосознание педагога
- 48. Психологическая структура педагогической деятельности
- 49. Профессия педагога
- 50. Направленность личности педагога и типы педагогов
- 51. Педагогика в древней греции
- 52. Проблемы педагогики в средние века и в эпоху возрождения
- 53. Педагогика XVIII в
- 54. Основные идеи педагогики XIX в
- 55. Становление педагогики в россии
- 56. Педагоги-новаторы
- 57. Закономерности воспитания
- 58. Становление, формирование, социализация
- 59. Основные идеи зарубежных концепций воспитания
- 60. Принципы воспитания
- 61. Метод косвенного воздействия на учащихся
- 62. Подходы к воспитанию
- 63. Направления воспитательной работы
- 64. Принципы и содержание семейного воспитания
- 65. Структура педагогического процесса
- 66. Цели педагогического процесса
- 67. Содержание образования
- 68. Теории образования и их влияние на педагогический процесс
- 69. Основные дидактические концепции
- 70. Законы и закономерности обучения
- 71. Сущность обучения и его структура
- 72. Основные педагогические принципы
- 73. Педагогические принципы в средней школе
- 74. Методы обучения и воспитания
- 75. Педагогические средства и формы организации учебно-воспитательного процесса
- 76. Концепция обучения в науке
- 77. Особенности воспитания детей различных возрастных категорий
- 78. Стили педагогического общения
- 79. Уровни педагогического общения и их последствия
- 80. Этапы педагогического общения
- 81. Индивидуальный стиль деятельности учителя
- 82. Коммуникативные педагогические приемы
- 83. Функции педагогического взаимодействия
- 84. Качества, необходимые для общения с аудиторией
- 85. Сущность проблемного обучения
- 86. Понятие игровых технологий
- 87. Инновационное обучение и его необходимость
- 88. Педагогическое проектирование
- 89. Требования к уроку
- 90. Приемы и формы воспитания