61. Метод косвенного воздействия на учащихся
Воспитательное действие косвенных методов скрыто, незаметно. Это опосредованное влияние на учеников, их самовоспитание в образованных педагогом воспитательных ситуациях риска, помощи слабым и др.
В демократическом обществе при условии, что школа работает в гуманистической парадигме образования, методы воспитания являются более разнообразными и человечными; они больше развивают личность ребенка, стремятся к ее самореализации, направлены на положительную перспективу и позитивные стимулы; при обучении все меньше используются приказ, внушение, принуждение.
Среди большого числа ситуаций, создаваемых педагогами, можно считать ставшими классическими такие.
Ситуация авансирования доверия (А.С. Макаренко) описывается тем, что доверие предоставляется авансом еще неокрепшей личности, но уже готовой оправдать его. Образуются условия для выражения доверия со стороны других учеников или значимого для ребенка взрослого.
Ситуация непринужденной принудительности (Т.Е. Конникова) представляет собой механизм влияния конкретной ситуации не в форме бескомпромиссного требования учителя, а в форме актуализации уже присутствующих мотивов поведения в новых условиях, которые обеспечивают активное участие каждого ученика в жизни коллектива, из-за чего образуется позиция субъекта, творческого соучастника.
Ситуация свободного выбора (О.С. Богданова, В.А. Краковский). При подобных обстоятельствах школьник ставится перед необходимостью и приобретает возможность сделать самостоятельный выбор поступка. Иногда выбор получает характер конфликтной ситуации, в которой наблюдаются столкновение и борьба несовместимых интересов и установок (М.М. Ященко, В.М. Басова).
Ситуация соотнесения (Х.Й. Лийметс) предполагает оценивание, принятие решения и поступка человека на основе уже существующего опыта, благодаря чему ученик становится субъектом ситуации. В педагогической практике ситуация соотнесения часто образуется в тех случаях, когда у учеников появляется потребность сравнить свой коллектив с другими во время обсуждения перспектив жизни коллектива. По отношению к личности учитель организовывает подобную ситуацию, когда нужно побудить школьника к самосовершенствованию, самовоспитанию ("Ты что, хуже?").
Ситуация соревнования (А.Н. Лутошкин) предполагает не только стремление быть лучше, но и волевое усилие и, как итог, достижение лучших в сравнении с другими результатов. Данное достижение подтверждается и официальным признанием, например грамотой или призовым местом.
Ситуация успеха (О.С. Газман, В.А. Краковский, А.С. Белкин) наиболее широко применяется в практике воспитания. Создается, если нужно поддержать коллектив или отдельного ученика, закрепить положительное в их развитии, победить неуверенность в своих силах, заставить взглянуть на себя по-новому. Успех при этом гарантирован, но его предопределенность не должна быть очевидна для воспитуемых. Должна проявиться объективность успеха, но в противном случае это приведет к негативным последствиям в отношениях.
- 1. Гуманистическая природа учителя
- 2. Педагогическое творчество
- 3. Социальная миссия
- 4. Профессиональные функции педагога
- 5. Педагогическая деятельность как система
- 6. Профессионально-педагогическая направленность
- 7. Педагогическое призвание учителя
- 8. Профессиональная этика
- 9. Педагогический такт учителя
- 10. Общие и педагогические способности
- 11. Профессиональная компетентность педагога и ее структура
- 12. Требования к теоретической готовности педагога
- 13. Требования к практической готовности педагога
- 14. Общая и профессиональная культура педагога
- 15. Профессионально-педагогическая культура
- 16. Аксиологическай компонент профессионально-педагогической культуры
- 17. Технологическая культура
- 18. Личностно-творческий компонент
- 19. Система профессиональной подготовки педагогических кадров
- 20. Непрерывность и гуманитаризация образования
- 21. Интеграция, демократизация образования
- 22. Интенсификация
- 23. Профессионально-личностное самоопределение, самосовершенствование
- 24. Самоопределение
- 25. Саморазвитие. Самосовершенствование
- 26. Смысложизненное самоопределение учителя
- 27. Философия долженствования
- 28. Философия существования (экзистенциализм)
- 29. Философия космизма
- 30. Концепция этической духовности
- 31. Осознание и осмысление внутреннего мира личности
- 32. Способы самопознания и саморегуляции
- 33. Я-концепция учителя
- 34. Принятие себя
- 35. Самораскрытие
- 36. Эмоциональное развитие учителя
- 37. Слагаемые профессионально-личностного самосовершенствования
- 38. Основные виды профессиональной деятельности педагога
- 39. Основные категории педагогики
- 40. Понятие образования
- 41. Задачи педагогической науки
- 42. Система педагогических наук
- 43. Связь педагогической науки с другими науками
- 44. Методы исследований в педагогике
- 45. Методологическая структура деятельности педагога
- 46. Педагогический акт как организационно-управленческая деятельность
- 47. Самосознание педагога
- 48. Психологическая структура педагогической деятельности
- 49. Профессия педагога
- 50. Направленность личности педагога и типы педагогов
- 51. Педагогика в древней греции
- 52. Проблемы педагогики в средние века и в эпоху возрождения
- 53. Педагогика XVIII в
- 54. Основные идеи педагогики XIX в
- 55. Становление педагогики в россии
- 56. Педагоги-новаторы
- 57. Закономерности воспитания
- 58. Становление, формирование, социализация
- 59. Основные идеи зарубежных концепций воспитания
- 60. Принципы воспитания
- 61. Метод косвенного воздействия на учащихся
- 62. Подходы к воспитанию
- 63. Направления воспитательной работы
- 64. Принципы и содержание семейного воспитания
- 65. Структура педагогического процесса
- 66. Цели педагогического процесса
- 67. Содержание образования
- 68. Теории образования и их влияние на педагогический процесс
- 69. Основные дидактические концепции
- 70. Законы и закономерности обучения
- 71. Сущность обучения и его структура
- 72. Основные педагогические принципы
- 73. Педагогические принципы в средней школе
- 74. Методы обучения и воспитания
- 75. Педагогические средства и формы организации учебно-воспитательного процесса
- 76. Концепция обучения в науке
- 77. Особенности воспитания детей различных возрастных категорий
- 78. Стили педагогического общения
- 79. Уровни педагогического общения и их последствия
- 80. Этапы педагогического общения
- 81. Индивидуальный стиль деятельности учителя
- 82. Коммуникативные педагогические приемы
- 83. Функции педагогического взаимодействия
- 84. Качества, необходимые для общения с аудиторией
- 85. Сущность проблемного обучения
- 86. Понятие игровых технологий
- 87. Инновационное обучение и его необходимость
- 88. Педагогическое проектирование
- 89. Требования к уроку
- 90. Приемы и формы воспитания