13. Требования к практической готовности педагога
Многообразие осуществляемых учителем профессиональных функций и видов деятельности проявляется в перечне содержащихся в квалификационной характеристике умений, которыми он должен владеть.Выпускник педагогического вуза должен уметь:
- реализовывать процесс обучения учащихся средней школы с установкой на задачи обучения, воспитания и развития личности ученика и с учетом специфики преподаваемого предмета;
- активизировать развитие внеурочной деятельности учащихся с учетом психолого-педагогических требований, которые предъявляются к образованию и обучению;
- систематически повышать свою профессиональную квалификацию, выполнять методическую работу в составе школьных методических объединений и в других ее формах;
- проводить работу классного руководителя, общаться с родителями школьников и оказывать им помощь в осуществлении семейного воспитания;
- исполнять правила и нормы охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты, обеспечивать охрану жизни и здоровья школьников в образовательном процессе;
- решать организационно-управленческие задачи. Для осуществления самообразования и совершенствования методического мастерства учителю следует быть в курсе новинок в новейшей специальной и психолого-педагогической литературе, владеть разными способами познания и освоения окружающего мира, методами поиска, обработки и использования информации, уметь интерпретировать и адаптировать ее для учащихся.
Основа профессиональной компетентности педагога заключается в его практической готовности к самоорганизации своей деятельности, складывающейся из умения планировать свою работу, правильно распределять свое время и отыскивать оптимальные способы ее организации, умений самоконтроля, самоанализа и самооценки ее результатов.
Система педагогических умений, которые представляют собой освоенные педагогом способы данных деятельностей, система гностических, прогностических проектировочных, конструктивных и аналитических умений, формирующихся в процессе соответствующей деятельности на основе аналогичных педагогических способностей, составляет в сумме педагогическую технологию учителя.
Понятие "педагогическая технология" неоднозначно. Анализируемая как компонент педагогического мастерства и основа профессиональной компетентности учителя, педагогическая технология состоит из системы умений, которые обеспечивают проектирование и осуществление педагогического процесса в определенной последовательности действий, процедур. Педагог выстраивает учебно-воспитательную работу технологично тогда, когда он понимает логику и структуру данной деятельности.
Для любого вида деятельности преподавателя (преподавательской, воспитательной, социально-педагогической, коррекционно-развивающей и т. д.) технологическая цепочка действий имеет такой вид:
- диагностика педагогической ситуации;
- целеполагание;
- выбор соответствующего содержания, форм и методов;
- организация педагогического взаимодействия;
- обратная связь;
- итоговая диагностика;
- постановка новых целей и задач.
- 1. Гуманистическая природа учителя
- 2. Педагогическое творчество
- 3. Социальная миссия
- 4. Профессиональные функции педагога
- 5. Педагогическая деятельность как система
- 6. Профессионально-педагогическая направленность
- 7. Педагогическое призвание учителя
- 8. Профессиональная этика
- 9. Педагогический такт учителя
- 10. Общие и педагогические способности
- 11. Профессиональная компетентность педагога и ее структура
- 12. Требования к теоретической готовности педагога
- 13. Требования к практической готовности педагога
- 14. Общая и профессиональная культура педагога
- 15. Профессионально-педагогическая культура
- 16. Аксиологическай компонент профессионально-педагогической культуры
- 17. Технологическая культура
- 18. Личностно-творческий компонент
- 19. Система профессиональной подготовки педагогических кадров
- 20. Непрерывность и гуманитаризация образования
- 21. Интеграция, демократизация образования
- 22. Интенсификация
- 23. Профессионально-личностное самоопределение, самосовершенствование
- 24. Самоопределение
- 25. Саморазвитие. Самосовершенствование
- 26. Смысложизненное самоопределение учителя
- 27. Философия долженствования
- 28. Философия существования (экзистенциализм)
- 29. Философия космизма
- 30. Концепция этической духовности
- 31. Осознание и осмысление внутреннего мира личности
- 32. Способы самопознания и саморегуляции
- 33. Я-концепция учителя
- 34. Принятие себя
- 35. Самораскрытие
- 36. Эмоциональное развитие учителя
- 37. Слагаемые профессионально-личностного самосовершенствования
- 38. Основные виды профессиональной деятельности педагога
- 39. Основные категории педагогики
- 40. Понятие образования
- 41. Задачи педагогической науки
- 42. Система педагогических наук
- 43. Связь педагогической науки с другими науками
- 44. Методы исследований в педагогике
- 45. Методологическая структура деятельности педагога
- 46. Педагогический акт как организационно-управленческая деятельность
- 47. Самосознание педагога
- 48. Психологическая структура педагогической деятельности
- 49. Профессия педагога
- 50. Направленность личности педагога и типы педагогов
- 51. Педагогика в древней греции
- 52. Проблемы педагогики в средние века и в эпоху возрождения
- 53. Педагогика XVIII в
- 54. Основные идеи педагогики XIX в
- 55. Становление педагогики в россии
- 56. Педагоги-новаторы
- 57. Закономерности воспитания
- 58. Становление, формирование, социализация
- 59. Основные идеи зарубежных концепций воспитания
- 60. Принципы воспитания
- 61. Метод косвенного воздействия на учащихся
- 62. Подходы к воспитанию
- 63. Направления воспитательной работы
- 64. Принципы и содержание семейного воспитания
- 65. Структура педагогического процесса
- 66. Цели педагогического процесса
- 67. Содержание образования
- 68. Теории образования и их влияние на педагогический процесс
- 69. Основные дидактические концепции
- 70. Законы и закономерности обучения
- 71. Сущность обучения и его структура
- 72. Основные педагогические принципы
- 73. Педагогические принципы в средней школе
- 74. Методы обучения и воспитания
- 75. Педагогические средства и формы организации учебно-воспитательного процесса
- 76. Концепция обучения в науке
- 77. Особенности воспитания детей различных возрастных категорий
- 78. Стили педагогического общения
- 79. Уровни педагогического общения и их последствия
- 80. Этапы педагогического общения
- 81. Индивидуальный стиль деятельности учителя
- 82. Коммуникативные педагогические приемы
- 83. Функции педагогического взаимодействия
- 84. Качества, необходимые для общения с аудиторией
- 85. Сущность проблемного обучения
- 86. Понятие игровых технологий
- 87. Инновационное обучение и его необходимость
- 88. Педагогическое проектирование
- 89. Требования к уроку
- 90. Приемы и формы воспитания