logo
Введение в педагогическую деятельность

2. Педагогическое творчество

Педагогическое творчество состоит в многообр. формах и способах творч. самореализации личности и может раскрыться как процесс развертывания и проявления унив. способностей и сущн. сил педагога. Гум. психология изучает потребность в самоактуализации и самореализации как осн. баз. потребность личности (А. Маслоу, К. Роджерс), кот. проявляется в стремлении к пост. актуализации ее потенций, способностей и талантов, к установлению своей сущности, осознанию и принятию своей уникальности, к осуществлению своего чел. призвания и предназначения.

В пед. труде много такого, что сближает его с творчеством артиста, режиссера, дирижера, скульптора и представителей др. творч. профессий. Выд. русский педагог XIX в. К.Д. Ушинский считал педагогику наукой и искусством воспитания. Пед. деятельность приближена к худ. не только своей соз. сущностью, но и творч. процессами, в кот. вовлечен учитель и кот. требуют от него вдохновения, озарения, спонтанности, артистичности, владения своей личностью как главным ее инструментом. Ведь самая изв. книга А.С. Макаренко называется "Педагогическая поэма".

Самореализация педагога может происходить 2мя путями: прогрессивным, творч., кот. направляет его деятельность на созидание себя, саморазвитие, и регрессивным, кот. ведет к самодовольству, успокоенности, иллюзии бескон. прошлого опыта, отсутствию стремления к движению вперед. Какой путь самореализации выберет педагог, определяется его проф. позицией и установками, направленностью его личности.

Осознание общ. смысла своего труда является мощной предпосылкой развития пед. творчества. А достижение даже неб. результатов в воспитании и обучении детей приводит к чувству удовлетворения, эмоц. подъему, наслаждению трудом.

Творч. характер пед. деятельности образует предпосылки для удовлетворения мор. -псих. потребности учителя в достижении успеха, проф. – личн. росте, кот. определяется не столько кар. ростом, сколько продвижением к высшему уровню мастерства и жизн. мудрости, т. е. реализации своего чел.предназначения.