logo
Введение в педагогическую деятельность

85. Сущность проблемного обучения

Основная задача современного образования состоит в оснащении специалистов методологией творческого преобразования мира. Процесс творчества состоит прежде всего из открытия нового: новых объектов, новых знаний, новых проблем, новых методов их решения. Таким образом, проблемное обучение как творческий процесс является решением нестандартных научно-учебных задач нестандартными же методами. Если тренировочные задачи даются учащимся для закрепления знаний и отработки навыков, то проблемные задачи предназначаются для поиска нового способа решения.

Суть проблемной интерпретации учебного материала заключается в том, что учитель не сообщает знаний в готовом виде, но ставит перед учащимися проблемные задачи, инициируя искать путь и средства их решения. Проблема сама проделывает путь к новым знаниям и способам действия.

Особенно важен тот факт, что новые знания подаются не для сведений, а для решения проблемы или ряда проблем. В случае традиционной педагогической стратегии - от знаний к проблеме - ученики не способны выработать умений и навыков самостоятельного научного поиска, так как им даются для усвоения его готовые результаты. Для решения проблемы требуется включение творческого мышления. Репродуктивные психические процессы, которые связаны с воспроизведением усвоенных шаблонов, в проблемной ситуации неэффективны.

Проблемное обучение не является абсолютно новым явлением в педагогике, в прошлом с ним связаны известные имена - Сократ, Руссо, Дистервег, Ушинский и др.

Если человека всегда приучать усваивать знания и умения в готовом виде, можно и ограничить его природные творческие способности - "разучить" думать самостоятельно. В наибольшей степени процесс мышления проявляется и развивается в случае решения проблемных задач.

Психологический механизм случающихся процессов при проблемном обучении такой: встречая противоречивую, новую, непонятную проблему, у человека появляется состояние недоумения, удивления, появляется вопрос: в чем суть? Затем мыслительный процесс осуществляется по схеме: выдвижение гипотез, их обоснование и проверка. И человек или самостоятельно производит мыслительный поиск, открытие неизвестного, или с помощью учителя.

Активизации творческого мышления содействуют субъект-объект-субъектные отношения, появляющиеся при коллективном решении проблемы.

Очень важной чертой содержательного аспекта проблемного обучения служит отражение объективных противоречий, закономерно появляющихся в процессе научного познания, учебной или любой другой деятельности, которые и представляют собой источник движения и развития в любой сфере. Именно в связи с этим проблемное обучение называют развивающим, так как его цель - формирование знания, гипотез, их разработки и решения. При проблемном обучении в мышление включается только с целью разрешения проблемной ситуации.

Проблемная ситуация представляет педагогическую ценность только в том случае, когда она позволяет разграничить известное и неизвестное и наметить пути решения, когда человек точно знает, что именно ему неизвестно.