87. Инновационное обучение и его необходимость
Сейчас осознается необходимость замены образовательной парадигмы.
Основное противоречие современной системы образования - это противоречие между быстрым темпом приращения знаний в современном мире и ограниченными возможностями их усвоения индивидом. Это противоречие заставляет педагогическую теорию отказаться от абсолютного образовательного идеала (всесторонне развитой личности) и перейти к новому идеалу - максимальному развитию способностей человека к саморегуляции и самообразованию.
Итак, первое в инновационном обучении состоит в развитии способностей на основе образования и самообразования.
Фундаментальность вместе с целостностью и направленностью на удовлетворение интересов личности создает основные черты новой парадигмы образования.
"Фундаментальное естественно-научное и гуманитарное образование должно давать целостное представление о современной естественно-научной картине мира, заложить научный фундамент для оценки последствий профессиональной деятельности, способствовать творческому развитию личности и верному выбору индивидуальной программы жизни на базе познания особенностей, потребностей и возможностей человека" (Меморандум международного симпозиума ЮНЕСКО).
Если в 60-80-е гг. использовалась формула образования: "Знать все о немногом и немного обо всем", то в 90-е гг. появилась новая формула: "Знать о сущности всего, чтобы познать новую сущность".
Познать сущность, самую суть из большинства дисциплин и обилия информации в любой дисциплине является целью современного ученика.
При сущностном подходе необходим синтез естественных, гуманитарных и технических наук.
Сущностный подход представляет собой системный, синергетический подход ("синергия" (греч.) - содружественная, совместная работа двух или нескольких органов в одном и том же направлении), который означает, что все учителя должны действовать в одном направлении развития способностей учеников на основе образования сущностных системных знаний с учреждением межпредметных связей и целостных представлений.
Акмеологический подход тесно объединен с сущностным подходом при осуществлении инновационного образования. Акмеология (от греческого "акме" - пик, вершина, высшая ступень чего-либо) представляет собой новую область научного знания, комплекс научных дисциплин, объектом изучения которых служит человек в динамике его саморазвития, самосовершенствования, самоопределения в разных жизненных сферах самореализации.
Предмет акмеологии представляет собой творческий потенциал человека, закономерности и условия достижения человеком деятельности различных уровней раскрытия творческого потенциала, вершин самореализации.
Задачей акмеологии является вооружение субъекта деятельности знаниями и технологиями, которые дают возможность его успешной самореализации в разных сферах деятельности, в том числе в избранной профессии. "Акме" - вершина профессионализма, представляет собой стабильность высоких результатов работы, далее - надежность. Работать профессионально - означает не иметь срывов, грубых ошибок, промахов.
- 1. Гуманистическая природа учителя
- 2. Педагогическое творчество
- 3. Социальная миссия
- 4. Профессиональные функции педагога
- 5. Педагогическая деятельность как система
- 6. Профессионально-педагогическая направленность
- 7. Педагогическое призвание учителя
- 8. Профессиональная этика
- 9. Педагогический такт учителя
- 10. Общие и педагогические способности
- 11. Профессиональная компетентность педагога и ее структура
- 12. Требования к теоретической готовности педагога
- 13. Требования к практической готовности педагога
- 14. Общая и профессиональная культура педагога
- 15. Профессионально-педагогическая культура
- 16. Аксиологическай компонент профессионально-педагогической культуры
- 17. Технологическая культура
- 18. Личностно-творческий компонент
- 19. Система профессиональной подготовки педагогических кадров
- 20. Непрерывность и гуманитаризация образования
- 21. Интеграция, демократизация образования
- 22. Интенсификация
- 23. Профессионально-личностное самоопределение, самосовершенствование
- 24. Самоопределение
- 25. Саморазвитие. Самосовершенствование
- 26. Смысложизненное самоопределение учителя
- 27. Философия долженствования
- 28. Философия существования (экзистенциализм)
- 29. Философия космизма
- 30. Концепция этической духовности
- 31. Осознание и осмысление внутреннего мира личности
- 32. Способы самопознания и саморегуляции
- 33. Я-концепция учителя
- 34. Принятие себя
- 35. Самораскрытие
- 36. Эмоциональное развитие учителя
- 37. Слагаемые профессионально-личностного самосовершенствования
- 38. Основные виды профессиональной деятельности педагога
- 39. Основные категории педагогики
- 40. Понятие образования
- 41. Задачи педагогической науки
- 42. Система педагогических наук
- 43. Связь педагогической науки с другими науками
- 44. Методы исследований в педагогике
- 45. Методологическая структура деятельности педагога
- 46. Педагогический акт как организационно-управленческая деятельность
- 47. Самосознание педагога
- 48. Психологическая структура педагогической деятельности
- 49. Профессия педагога
- 50. Направленность личности педагога и типы педагогов
- 51. Педагогика в древней греции
- 52. Проблемы педагогики в средние века и в эпоху возрождения
- 53. Педагогика XVIII в
- 54. Основные идеи педагогики XIX в
- 55. Становление педагогики в россии
- 56. Педагоги-новаторы
- 57. Закономерности воспитания
- 58. Становление, формирование, социализация
- 59. Основные идеи зарубежных концепций воспитания
- 60. Принципы воспитания
- 61. Метод косвенного воздействия на учащихся
- 62. Подходы к воспитанию
- 63. Направления воспитательной работы
- 64. Принципы и содержание семейного воспитания
- 65. Структура педагогического процесса
- 66. Цели педагогического процесса
- 67. Содержание образования
- 68. Теории образования и их влияние на педагогический процесс
- 69. Основные дидактические концепции
- 70. Законы и закономерности обучения
- 71. Сущность обучения и его структура
- 72. Основные педагогические принципы
- 73. Педагогические принципы в средней школе
- 74. Методы обучения и воспитания
- 75. Педагогические средства и формы организации учебно-воспитательного процесса
- 76. Концепция обучения в науке
- 77. Особенности воспитания детей различных возрастных категорий
- 78. Стили педагогического общения
- 79. Уровни педагогического общения и их последствия
- 80. Этапы педагогического общения
- 81. Индивидуальный стиль деятельности учителя
- 82. Коммуникативные педагогические приемы
- 83. Функции педагогического взаимодействия
- 84. Качества, необходимые для общения с аудиторией
- 85. Сущность проблемного обучения
- 86. Понятие игровых технологий
- 87. Инновационное обучение и его необходимость
- 88. Педагогическое проектирование
- 89. Требования к уроку
- 90. Приемы и формы воспитания