logo
Введение в педагогическую деятельность

87. Инновационное обучение и его необходимость

Сейчас осознается необходимость замены образовательной парадигмы.

Основное противоречие современной системы образования - это противоречие между быстрым темпом приращения знаний в современном мире и ограниченными возможностями их усвоения индивидом. Это противоречие заставляет педагогическую теорию отказаться от абсолютного образовательного идеала (всесторонне развитой личности) и перейти к новому идеалу - максимальному развитию способностей человека к саморегуляции и самообразованию.

Итак, первое в инновационном обучении состоит в развитии способностей на основе образования и самообразования.

Фундаментальность вместе с целостностью и направленностью на удовлетворение интересов личности создает основные черты новой парадигмы образования.

"Фундаментальное естественно-научное и гуманитарное образование должно давать целостное представление о современной естественно-научной картине мира, заложить научный фундамент для оценки последствий профессиональной деятельности, способствовать творческому развитию личности и верному выбору индивидуальной программы жизни на базе познания особенностей, потребностей и возможностей человека" (Меморандум международного симпозиума ЮНЕСКО).

Если в 60-80-е гг. использовалась формула образования: "Знать все о немногом и немного обо всем", то в 90-е гг. появилась новая формула: "Знать о сущности всего, чтобы познать новую сущность".

Познать сущность, самую суть из большинства дисциплин и обилия информации в любой дисциплине является целью современного ученика.

При сущностном подходе необходим синтез естественных, гуманитарных и технических наук.

Сущностный подход представляет собой системный, синергетический подход ("синергия" (греч.) - содружественная, совместная работа двух или нескольких органов в одном и том же направлении), который означает, что все учителя должны действовать в одном направлении развития способностей учеников на основе образования сущностных системных знаний с учреждением межпредметных связей и целостных представлений.

Акмеологический подход тесно объединен с сущностным подходом при осуществлении инновационного образования. Акмеология (от греческого "акме" - пик, вершина, высшая ступень чего-либо) представляет собой новую область научного знания, комплекс научных дисциплин, объектом изучения которых служит человек в динамике его саморазвития, самосовершенствования, самоопределения в разных жизненных сферах самореализации.

Предмет акмеологии представляет собой творческий потенциал человека, закономерности и условия достижения человеком деятельности различных уровней раскрытия творческого потенциала, вершин самореализации.

Задачей акмеологии является вооружение субъекта деятельности знаниями и технологиями, которые дают возможность его успешной самореализации в разных сферах деятельности, в том числе в избранной профессии. "Акме" - вершина профессионализма, представляет собой стабильность высоких результатов работы, далее - надежность. Работать профессионально - означает не иметь срывов, грубых ошибок, промахов.