logo
Введение в педагогическую деятельность

88. Педагогическое проектирование

Педагогическое проектирование представляет собой предварительную разработку основных деталей предстоящей работы учащихся и педагогов, иногда и родителей. Педагогическое проектирование представляется функцией каждого учителя не менее значимой, чем организационная функция, коммуникационная или гностическая (выбор содержания, методов и средств взаимодействия с учениками).

Педагогическое проектирование заключается в том, что образуется предположительный вариант предстоящей деятельности.

Объекты педагогического проектирования

1. Педагогическая ситуация.

2. Педагогический процесс.

3. Педагогическая система.

Педагогическая ситуация является объектом проектирования. Она всегда существует в рамках педагогического процесса, а через него - и в педагогической системе (например, предстоящий разговор с учеником, родителями, коллегами). Педагогическая ситуация является составной частью педагогического процесса. Она характеризует его состояние в определенное время; она всегда конкретна. Педагогические ситуации или появляются, или создаются на уроке, экзамене, экскурсии и сразу же должны разрешиться. Строение педагогических ситуаций всегда просто. В ней находятся два или несколько субъектов деятельности и способы их взаимодействия. Внешне педагогическая ситуация проста, в действительности в ней всегда клубок внутренней энергии, эмоций. Сложность клубка зависит от уровня внутренней и духовной культуры людей и их воспитанности. Педагогические ситуации могут появиться стихийно или заранее планироваться. В каждом случае они должны разрешаться обдуманно.

Проектирование педагогического процесса и системы является более сложной, многоступенчатой деятельностью.

Проектирование педагогического процесса включает в себя три этапа:

- моделирование;

- собственно проектирование;

- конструирование.

Педагогическое моделирование (создание модели) является разработкой целей (общей идеи) создания педагогических систем, процессов или ситуаций и основных путей их достижения.

Педагогическое проектирование (создание проекта) заключается в дальнейшей разработке созданной модели и доведении ее до уровня практического использования.

Педагогическое конструирование (создание конструкта) является дальн. детализацией созд. проекта, приближающей его для применения в конкр. условиях реал. участниками воспит. отношений.

Можно дать краткую характеристику этапам пед. проектирования. Каждая пед. деятельность, как известно, начинается с цели. Целью может являться идея, взгляд и даже убеждение, по кот. далее строятся пед. системы, процессы или ситуации.

Пост. цель вынуждает задуматься о том, где и когда восп. у учеников качества будут востребованы, в каких условиях и как осуществлены. Данная цель рождает идеи о путях ее реализации в конкр. условиях урока. Устанавливаются нек. теор. основы формирования техн. мышления: теория поэтапного формирования умств. действий, осн. признаки техн. мышления, методы его диагностики.