18. Личностно-творческий компонент
Личностно-творческий компонент профессиональной культуры учителя определяет творческую направленность и оригинальность его личности. В основе его находится потребность педагога в творческой самореализации, проявлении собственной индивидуальности, которая, по мнению А.К. Марковой, представляет собой самое позднее новообразование в профессиональной сфере человека и выражается в его неповторимости, целостности, уникальности, в творчестве как высшем ее уровне.
При профессиональном становлении есть опасность нивелировки личности, подравнивания ее под существующие профессиональные нормы и стандарты. Е.М. Борисова считает, что в науке и практике существуют воззрения, которые сводят профессиональное формирование к адаптации, приспособлению человека к требованиям профессии, ориентации на общие, сходные черты и свойства, характеризующие "профессиональный тип личности". Вне поля зрения был вопрос об общем развитии личности, обнаружении ее индивидуальности, о ее самовыражении.
В настоящий момент педагогика и психология считают становление самобытности личности, ее самореализацию и самоактуализацию важнейшими условиями успешной профессиональной деятельности. При этом наблюдается слияние общественного и личностного смыслов: обществу нужно развитие индивидуальности учителя в своих целях, а следовательно, в целях самой личности, так как она испытывает удовлетворение, является обретением смысла своей жизни в процессах самоопределения, самоактуализации и самореализации. То есть ее личностные цели и смыслы будут общественно значимыми, а индивидуальность считается не только как личностная, но и социальная, в том числе профессиональная ценность.
Кроме того, уникальность человека как природного существа и уникальность личности как существа социального - различные понятия.
Гуманистическая психология считает, что сущность и средоточие индивидуальности личности не в ее несходстве, а в ее уникальном внутреннем мире, в системе ценностей и смыслов, в ее отношении к миру и самому себе (Б.Г. Ананьев, А.Г. Асмолов, И.И. Рез-вицкий, В.И. Слободчиков, Е.И. Исаев, Е.Л. Яковлева). Богатство и глубина данного внутреннего мира определяются не столько способностью личности защищать свою индивидуальность, выходить за пределы социокультурных норм, но и степенью присоединения к ним и присвоения ценностей общечеловеческой культуры, олицетворенных в культуре профессиональной. Так как бессмысленно и невозможно выходить за пределы, которые человек не знает и не установил для себя, без совершения актов самоопределения.
Наличие профессиональных стереотипов и норм не отрицает присутствия в педагогической культуре общества альтернативных норм и ценностей, которые не только не мешают развитию индивидуальности, но обогащают личность, способствуют образованию и открытию своего Я, проектированию самобытного жизненного и профессионального пути.
Можно сделать вывод, что творческая индивидуальность педагога складывается из его самобытного профессионального мировоззрения, поиска особого предназначения и смысла жизни.
- 1. Гуманистическая природа учителя
- 2. Педагогическое творчество
- 3. Социальная миссия
- 4. Профессиональные функции педагога
- 5. Педагогическая деятельность как система
- 6. Профессионально-педагогическая направленность
- 7. Педагогическое призвание учителя
- 8. Профессиональная этика
- 9. Педагогический такт учителя
- 10. Общие и педагогические способности
- 11. Профессиональная компетентность педагога и ее структура
- 12. Требования к теоретической готовности педагога
- 13. Требования к практической готовности педагога
- 14. Общая и профессиональная культура педагога
- 15. Профессионально-педагогическая культура
- 16. Аксиологическай компонент профессионально-педагогической культуры
- 17. Технологическая культура
- 18. Личностно-творческий компонент
- 19. Система профессиональной подготовки педагогических кадров
- 20. Непрерывность и гуманитаризация образования
- 21. Интеграция, демократизация образования
- 22. Интенсификация
- 23. Профессионально-личностное самоопределение, самосовершенствование
- 24. Самоопределение
- 25. Саморазвитие. Самосовершенствование
- 26. Смысложизненное самоопределение учителя
- 27. Философия долженствования
- 28. Философия существования (экзистенциализм)
- 29. Философия космизма
- 30. Концепция этической духовности
- 31. Осознание и осмысление внутреннего мира личности
- 32. Способы самопознания и саморегуляции
- 33. Я-концепция учителя
- 34. Принятие себя
- 35. Самораскрытие
- 36. Эмоциональное развитие учителя
- 37. Слагаемые профессионально-личностного самосовершенствования
- 38. Основные виды профессиональной деятельности педагога
- 39. Основные категории педагогики
- 40. Понятие образования
- 41. Задачи педагогической науки
- 42. Система педагогических наук
- 43. Связь педагогической науки с другими науками
- 44. Методы исследований в педагогике
- 45. Методологическая структура деятельности педагога
- 46. Педагогический акт как организационно-управленческая деятельность
- 47. Самосознание педагога
- 48. Психологическая структура педагогической деятельности
- 49. Профессия педагога
- 50. Направленность личности педагога и типы педагогов
- 51. Педагогика в древней греции
- 52. Проблемы педагогики в средние века и в эпоху возрождения
- 53. Педагогика XVIII в
- 54. Основные идеи педагогики XIX в
- 55. Становление педагогики в россии
- 56. Педагоги-новаторы
- 57. Закономерности воспитания
- 58. Становление, формирование, социализация
- 59. Основные идеи зарубежных концепций воспитания
- 60. Принципы воспитания
- 61. Метод косвенного воздействия на учащихся
- 62. Подходы к воспитанию
- 63. Направления воспитательной работы
- 64. Принципы и содержание семейного воспитания
- 65. Структура педагогического процесса
- 66. Цели педагогического процесса
- 67. Содержание образования
- 68. Теории образования и их влияние на педагогический процесс
- 69. Основные дидактические концепции
- 70. Законы и закономерности обучения
- 71. Сущность обучения и его структура
- 72. Основные педагогические принципы
- 73. Педагогические принципы в средней школе
- 74. Методы обучения и воспитания
- 75. Педагогические средства и формы организации учебно-воспитательного процесса
- 76. Концепция обучения в науке
- 77. Особенности воспитания детей различных возрастных категорий
- 78. Стили педагогического общения
- 79. Уровни педагогического общения и их последствия
- 80. Этапы педагогического общения
- 81. Индивидуальный стиль деятельности учителя
- 82. Коммуникативные педагогические приемы
- 83. Функции педагогического взаимодействия
- 84. Качества, необходимые для общения с аудиторией
- 85. Сущность проблемного обучения
- 86. Понятие игровых технологий
- 87. Инновационное обучение и его необходимость
- 88. Педагогическое проектирование
- 89. Требования к уроку
- 90. Приемы и формы воспитания