logo
Введение в педагогическую деятельность

18. Личностно-творческий компонент

Личностно-творческий компонент профессиональной культуры учителя определяет творческую направленность и оригинальность его личности. В основе его находится потребность педагога в творческой самореализации, проявлении собственной индивидуальности, которая, по мнению А.К. Марковой, представляет собой самое позднее новообразование в профессиональной сфере человека и выражается в его неповторимости, целостности, уникальности, в творчестве как высшем ее уровне.

При профессиональном становлении есть опасность нивелировки личности, подравнивания ее под существующие профессиональные нормы и стандарты. Е.М. Борисова считает, что в науке и практике существуют воззрения, которые сводят профессиональное формирование к адаптации, приспособлению человека к требованиям профессии, ориентации на общие, сходные черты и свойства, характеризующие "профессиональный тип личности". Вне поля зрения был вопрос об общем развитии личности, обнаружении ее индивидуальности, о ее самовыражении.

В настоящий момент педагогика и психология считают становление самобытности личности, ее самореализацию и самоактуализацию важнейшими условиями успешной профессиональной деятельности. При этом наблюдается слияние общественного и личностного смыслов: обществу нужно развитие индивидуальности учителя в своих целях, а следовательно, в целях самой личности, так как она испытывает удовлетворение, является обретением смысла своей жизни в процессах самоопределения, самоактуализации и самореализации. То есть ее личностные цели и смыслы будут общественно значимыми, а индивидуальность считается не только как личностная, но и социальная, в том числе профессиональная ценность.

Кроме того, уникальность человека как природного существа и уникальность личности как существа социального - различные понятия.

Гуманистическая психология считает, что сущность и средоточие индивидуальности личности не в ее несходстве, а в ее уникальном внутреннем мире, в системе ценностей и смыслов, в ее отношении к миру и самому себе (Б.Г. Ананьев, А.Г. Асмолов, И.И. Рез-вицкий, В.И. Слободчиков, Е.И. Исаев, Е.Л. Яковлева). Богатство и глубина данного внутреннего мира определяются не столько способностью личности защищать свою индивидуальность, выходить за пределы социокультурных норм, но и степенью присоединения к ним и присвоения ценностей общечеловеческой культуры, олицетворенных в культуре профессиональной. Так как бессмысленно и невозможно выходить за пределы, которые человек не знает и не установил для себя, без совершения актов самоопределения.

Наличие профессиональных стереотипов и норм не отрицает присутствия в педагогической культуре общества альтернативных норм и ценностей, которые не только не мешают развитию индивидуальности, но обогащают личность, способствуют образованию и открытию своего Я, проектированию самобытного жизненного и профессионального пути.

Можно сделать вывод, что творческая индивидуальность педагога складывается из его самобытного профессионального мировоззрения, поиска особого предназначения и смысла жизни.