logo
Введение в педагогическую деятельность

57. Закономерности воспитания

При разговоре о специально организованной воспитательной деятельности имеется в виду деятельность с определенным влиянием на развиваемую личность. Поэтому воспитание можно определить как организованное педагогическое воздействие на личность с целью создания у нее назначаемых обществом социальных качеств.

Внешнее воспитательное воздействие может возбуждать у ученика не только положительную, но и отрицательную и нейтральную реакцию. Ясно, что положительное отношение к воспитанию возбуждает у личности активность к работе над собой.

Воспитание - это процесс, направленный на овладение личностью социальным опытом: знаниями, практическими умениями и навыками, общественными и духовными отношениями.

Под закономерностями воспитания понимаются постоянные, повторяющиеся отношения в воспитательном процессе, использование которых помогает получать эффективные результатов в формировании личности.

1. Воспитание в любую эпоху обусловливается потребностями производства и главенствующих классов общества.

2. Цели, методы и содержание воспитания всегда едины.

3. В едином педагогическом процессе обучение и воспитание (в узком смысле) неразрывны.

4. Воспитание личности совершается лишь при введении ее в какой-либо вид деятельности.

5. Воспитание - это стимулирование активности развиваемой личности в совершаемой деятельности.

6. При воспитании одновременно с максимальной требовательностью нужно показывать человечность и уважать личность воспитуемого.

7. При осуществлении воспитания нужно показывать ученикам перспективы их роста, оказывая посильную помощь в достижении радостей успеха.

8. В воспитании нужно находить все позитивные качества учеников с целью использования их в будущем.

9. В процессе воспитания нужно считаться с возрастными и индивидуальными качествами учащихся.

10. Процесс воспитания нужно осуществлять в коллективе и через коллектив.

11. На протяжении процесса воспитания нужно достигать того, чтобы педагогические усилия семьи, преподавателя и общества были согласованы и едины.

12. При воспитании важной является инициация воспитуемого к самовоспитанию.

13. Все требования, предъявляемые ребенку, должны быть сравнимы с его возможностями.

14. Содержание воспитания должно основываться на потребности ребенка, если этого не учитывать, можно столкнуться с инертностью детей.

15. Не стоит требовать большой активности от ребенка, так же как и не стоит самому педагогу быть слишком активным. Одинаковая активность ребенка и педагога дает шанс развиться личности в творческом плане.

16. В процессе воспитания следует проявлять к ребенку любовь, желание помогать ему, умение защищать и понимать его. Лишь при этих условиях ребенок может полноценно развиваться.

17. При организации деятельности ребенка нужно учитывать то, что она практически всегда должна оканчиваться ситуацией успеха, так как позитивное подкрепление является главным условием достижения поставленной цели.

18. Воспитание должно проходить незаметно для наиболее глубокого проникновения педагога в личность ребенка.

Все указанные закономерности воспитания должны являться основой при построении учебно-воспитательной деятельности.