logo
Введение в педагогическую деятельность

89. Требования к уроку

Рассмотрим сначала осн. дидактические требования, пред. к совр. уроку:

- отч. формулирование образ. задач в целом и их элементов, их связь с разв. и восп. задачами. Установление места в общей системе уроков;

- установление оптим. содержания урока в соотв. с требованием учебной программы и целями урока. При этом важно учитывать уровень подготовки и подготовленности учеников;

- прогнозирование уровня усвоения учениками научных знаний, сформированности умений и навыков как на уроке, так и на разл. его этапах;

- выбор самых рац. методов, приемов и средств обучения, стимулирования и проверки, опт. их воздействия на любом этапе урока, выбор, кот. обеспечивает позн. активность, сочетание разных форм кол. и инд. работы на уроке и макс. самостоятельность в учении учащихся;

- осуществление на уроке всех дидакт. принципов;

- сотворение условий усп. учения учащихся.

Очень важными являются и псих. требования к уроку.

Психол. цели включают в себя:

1) проектирование развития учеников в изучении конкр. уч. предмета и конкр. урока;

2) учет в цел. установке урока псих. задачи изучения темы и итогов, дост. в предш. работе;

3) предусмотрение некоторых средств псих. - пед. воздействия, метод. приемов, обесп. развитие учеников.

Стиль урока имеет такие сост. моменты: 1)определение содержания и структуры урока по принципам разв. обучения:

- соотношение нагрузки на память учеников и их мышление;

- установление объема воспроизв. и творч. деятельности учеников;

- планирование усвоения знаний в гот. виде (со слов учителя, из учебника, пособия и т. п.) и в процессе сам. поиска;

- выполнение учителем и учениками пробл. - эврист. обучения (кто ставит проблему, формулирует ее, кто решает);

- учет контроля, анализа и оценки деятельности учеников, кот. осуществляются учителем, и взаимной крит. оценки, самоконтроля и самоанализа учащихся;

- соотношение побуждения учеников к деятельности (комментарии, выз. пол. чувства в связи с прод. работой, установки, стим. интерес, волевые усилия к преодолению трудностей и т. д.) и принуждения (напоминание об отметке, резкие замечания, нотации и т. п.);

2) особенности самоорганизации учителя:

- подготовка к уроку и осн. - осознание псих. цели и внутр. готовность к ее реализации;

- рабочее самочувствие в начале урока и в его ходе;

- педагогический такт (случаи проявления);

- псих. климат на уроках (установление атмосферы радостного, искр. общения, дел. контакт и др.).

Организация позн. деятельности учащихся представляет собой:

1) определение мер для предоставления условий продукт. работы мышления и воображения учащихся;

2) организация работы мышления и воображения учеников при формировании новых знаний и умений;

3) закрепление результатов работы.