logo
9 семестрДокумент Microsoft Office Word

Тема 3.5. Структура музыкальной речи. Понятие о мелодии. Расчленённость музыкальной речи: интонация, мотив, фраза, предложение, период. Простая одно-, двух-, трёхчастная форма

Цель: ознакомление со структурой музыкальной речи, её элементами.

План-задание:

  1. Подберите предложенную или другую подходящую литературу по данной теме.

  2. Внимательно прочтите материал, разберитесь в терминологии, поработайте со словарём.

  3. Выпишите основные термины в рабочую тетрадь.

  4. Составьте план, законспектируйте изученный материал.

  5. Проконтролируйте себя.

Вопросы и задания для самоконтроля:

  1. Дайте определение следующим понятиям:

- мелодия; - предложение;

- мелодический рисунок; - период;

- музыкальная форма; - одночастная форма;

- музыкальное построение; - двухчастная форма;

- мотив; - трёхчастная форма.

- фраза;

  1. Назовите виды мелодии.

  2. Какие существуют основные направления движения мелодии?

  3. Вспомните русскую народную песню «Во поле берёза стояла», напойте её. Пользуясь предложенной схемой, определите в песне структурные элементы формы: мотив, фраза, предложение, период:

ПЕРИОД

V

1-е предложение

2-е предложение

фраза

фраза

фраза

фраза

мотив

мотив

мотив

мотив

мотив

мотив

мотив

мотив

  1. Найдите следующие музыкальные произведения в записи:

    • Кабалевский Д. «Клоуны»

    • Островский А.И. Песня «Пусть всегда будет солнце» («Солнечный круг»)

    • Чайковский П. «Утренняя молитва», «Старинная французская песенка» из «Детского альбома»

    • Шаинский В. «Песенка про улыбку» из мультфильма «Крошка Енот»

    • Шопен Ф. Прелюдия № 7

    • Шуман Р. «Смелый наездник».

Послушайте эти произведения, определите форму каждого из них.

Студент должен

Знать:

- терминологию по теме;

- виды мелодии;

- структурные элементы музыкальной формы.

Уметь:

- слышать и определять направление движения мелодии;

- делить песню на фразы;

- определять форму музыкального произведения.

Литература:

  1. Вахромеев В. Элементарная теория музыки. – М., 1975. – С. 189-191.

  2. Осеннева М., Безбородова Л. Методика музыкального воспитания младших школьников. – М.: «Академия», 2001. – С. 62-68, 86-95.

  3. Островская Я., Фролова Л. Музыкальная литература в определениях и нотных примерах: 1-й год обучения. – СПб.: Валерии СПД, 1998. – С. 59-112.

  4. Энциклопедический словарь юного музыканта /Сост. В.В.Медушевский, О.О.Очаковская. – М.: Педагогика, 1985. – С. 328-329.