Музыкальное занятие
в подготовительной группе ДОУ
Оборудование:
портрет В.А.Моцарта
журнальный столик
книга Г.Цыферова «Тайна запечного Сверчка»
свеча
цилиндры (мальчикам)
шляпы и веера (девочкам)
костюм Сверчка
кресло и плед
парик (для маленького «Моцарта»)
Музыкальный материал:
- А. Моцарт. Маленькая ночная серенада - слушание.
- А. Моцарт на сл. А. Овербека «Тоска по весне» - исполнение
- Скрипичная музыка (любая) – слушание
- А. Моцарт. Турецкое рондо - исполнение на ДМИ (оркестр)
- А. Моцарт. Мазурка, Менуэт, Полонез (по выбору музыкального руководителя) - слушание
- Танец. Менуэт - исполнение
- А. Моцарт. Колыбельная - слушание
- Игра «Весёлые шляпы» – исполнение
Литература:
А. Моцарт на сл. А.Овербека «Тоска по весне» // Дошкольное воспитание. – 1998. – №9. – С. – 120.
Музыка в детском саду: Подготовительная к школе группа /Сост. Н.А.Ветлугина. – М., 1988. – С. – 199.
Стоцкая М. Маленькие сказки о детстве Моцарта //Дошкольное воспитание. – 2003. – №3.
Цыферов Г. Тайна запечного Сверчка. – М.: Малыш, 1989.
Ход занятия
Этапы |
Содержание | Методические пометки |
Организационный В.Моцарт «Маленькая ночная серенада» (аудиозапись)
Основной этап
Фонограмма «Голоса птиц»
«Тоска по весне», муз. В. Моцарта, сл. А. Овербека
Сценка «Моцарт и сверчок»
Звучит любая скрипичная музыка
Снова звучит эта же скрипичная музыка
В.А.Моцарт Турецкое рондо
Мазурка, Менуэт, Полонез (фрагменты по выбору М.р.)
Менуэт А. Моцарт «Колыбельная»
Игра «Весёлые шляпы»
Музыка А. Моцарта
|
Музыкальный руководитель (далее М.р.) - Мои маленькие друзья, книга «Тайны запечного Сверчка» писателя Г. Цыферова вам уже знакома, мы начинали её читать. М.р. (читает) - Как ни сказочно это, но в славном городе Зальцбурге каждый второй житель плясал, каждый третий пел, и каждый четвёртый обязательно играл на музыкальном инструменте... В один из весенних дней родился Вольфганг Амадей Моцарт. Судьба нежно коснулась рукой колыбели новорожденного: «Знаменитый музыкальный городок будет иметь своего знаменитого композитора!» - Слышите?! Это весна к нам заглянула! Именно в такой же радостный весенний день Моцарт написал нежную весеннюю песню. М.р. - Я обещала рассказать вам о сказочной тайне маленького Моцарта. Перевернём страницу, и... М.р. - В тот вечерний час в доме Моцартов было тихо. Вольфганг дремал в кресле... И вдруг, что бы это могло быть?! Такой долгий и странный звук. Малыш встал, чтобы посмотреть, и тут... Сверчок - Добрый вечер, маленький сударь! Моцарт - Добрый вечер… М.р. - Запечный Сверчок поднял свою волшебную скрипочку, вскинул смычок и заиграл... Он играл так прекрасно, что, не выдержав, мальчик воскликнул... Моцарт - Какая прелесть! Никто в Зальцбурге не играет так хорошо! Вот если бы мне стать таким музыкантом! Сверчок - А что же вам мешает, маленький сударь? По-моему, у вас есть и слух, и сердце! Моцарт (топнув ногой) - Но я ещё маленький! Сверчок (рассердившись) - Стыдитесь! Я же меньше вас! Мне всего годик, а вам — четыре! И уже давно пора стать настоящим маэстрино! Моцарт (смущённо) - Вы правы... Но ноты! Ах, эти ноты! Я всегда их забываю! Сверчок (улыбнувшись) - Затем-то я и пришёл! Сейчас я сыграю одну волшебную мелодию. Запомните её, и тогда вы будете помнить и все остальные! Слушайте! М.р. - И Сверчок заиграл. Никогда раньше не приходилось Вольфгангу слушать музыку, подобную этой. Умолк последний звук... Сверчок - Прощайте, маэстрино! Надеюсь, со временем, когда вы станете знаменитым музыкантом, вы вспомните обо мне! М.р. - Откланявшись, Сверчок удалился... Как известно, взрослый Моцарт потом не раз с благодарностью вспоминал своего Сверчка. Моцарт выступал на сцене концертного зала - такой маленький, в серебряном паричке... В самом начале он волновался. Ведь на концерт пришло так много зрителей! Однако все сомнения оказались напрасными! Маленький музыкант покорил всех своей игрой на клавесине. Зал ожил, затрепетал, словно огромная бабочка. Взлетели вверх кружевные манжеты. Все говорили, вздыхали и повторяли без конца: «Прелестно! Прелестно!» - А почему бы и вам, мои маленькие музыканты, не исполнить «Турецкое рондо» В.А.Моцарта? М.р. - Вот так же аплодировали и маленькому Моцарту! Так было вечером. А утром... Утром произошло ещё одно удивительное событие! Едва маленький Моцарт проснулся, едва открыл глаза, как вдруг распахнулась дверь, и на пороге появился императорский лакей. Он склонился в торжественном поклоне: «За вашу прелестную музыку Её Императорское Величество жалует вам шпагу и платье принца!» Маленький Моцарт не мог этому поверить. Но его папа рассеял все сомнения и воскликнул сквозь слёзы: «Это всё правда, правда, Вольфганг! Исполнилась наша мечта. Сегодня ты уже не какой-то неизвестный музыкант! Отныне ты - маленький принц австрийской музыки. Поздравляю тебя, мой маленький мальчик!» С тех пор маленький музыкант покорял своей игрой людей многих стран. Италия... Папа Римский наградил Моцарта орденом «Золотой шпоры», которым награждали самых знаменитых и самых старых композиторов! А Моцарту едва минуло 12 лет... Потом маленький музыкант отправился покорять Францию. Во Франции есть город Париж! Наверное, это самый удивительный, самый сказочный город на свете! Возьмите хотя бы названия парижских улиц. Улица Старой Голубятни... Улица Кошки, играющей в мяч! Парижане уверяют, что на этой самой улице родился знаменитый Кот в сапогах! Он и теперь приходит ночью на эту узкую улочку, чтобы поиграть в золотой мячик. А люди открывают окна и ждут... Куда влетит мячик, к тому придёт счастье! Ну, не сказочно ли это?! Вот в этом самом Париже после концерта король Франции пригласил мальчика на новогодний ужин. Горели свечи, дамы блистали в своих роскошных платьях! Как вы думаете, мои маленькие друзья, какие танцы исполнялись на этом балу? М.р. - Не хотелось бы и вам побывать на этом балу? (Ответы). В таком случае я зажигаю свечи и приглашаю вас на менуэт. М.р. - Бал был поистине сказочным! Вольфганг шёл и от счастья тихо напевал. Но вдруг остановился. На набережной Сены, возле моста, стоял нищий мальчик и, кутаясь в лохмотья, протягивал к нему посиневшую от холода руку... Вольфганг стал торопливо шарить по карманам, но денег у него не было. И тогда, решительно сдёрнув с себя бархатный плащ, накинул его на плечи нищего мальчугана и бросился бежать! Ему было нестерпимо стыдно за то, что у него был такой успех на сцене, цветы, подарки, тёплый дом, а у этого мальчика - ничего... Много позже, вспоминая о Париже, о маленьком нищем, Моцарт сочинил колыбельную песню - воплощение любви и нежности. В ней была радость и грусть, печаль и надежда... М.р. - Маленький Моцарт не только покорял публику своей игрой на концертах, не только ходил на праздники к королям... Он, как и вы, любил играть! М.р. - Как вы думаете, понравилась бы эта игра маленькому Моцарту? «Сказочный гномик» - так называли Моцарта придворные. Гномик - потому что он был ещё ребёнком, а сказочный -потому что он, такой маленький мальчик, мог великолепно играть на клавесине. И не только на клавесине, а на скрипке, позднее - на органе. Но время шло. Гномик рос, становился старше. И однажды после игры он встал и сказал: «Гномика больше нет! Взгляните, я совсем уже взрослый!» И так кончилось детство... М.р. - У Моцарта началась взрослая жизнь, жизнь гениального композитора. И сегодня звучит эта музыка, написанная им более 200 лет назад! И если вы успели полюбить Моцарта, если вам не хочется с ним расставаться, послушайте его прекрасную музыку ещё раз...
| Под музыку входят дети, свободно общаясь между собой, приветствуя музыкального руководителя. Мальчики - в цилиндрах, девочки - в шляпках, с веерами. Дети садятся вокруг журнального столика.
Листает страницы книги
Воспитатель включает фонограмму.
Дети исполняют песню.
2 мальчика инсценируют роли Моцарта и Сверчка. М.р. читает книгу. «Моцарт» садится в кресло, укрывается пледом.
Мальчик, исполняющий роль Сверчка, имитирует игру на скрипке
Мальчик-Сверчок изображает игру на скрипке.
Исполняет оркестр детских музыкальных инструментов. Зрители аплодируют.
Фрагменты звучат в записи
М.р. зажигает свечу. Дети исполняют менуэт. «Колыбельную» исполняют воспитатель и М.р. Дети слушают.
Проводится игра.
М.р. закрывает книгу. Гаснет свет. М.р. зажигает свечу. Дети садятся на ковёр. Звучит в записи какое-либо произведение Моцарта по выбору М.р. Снова звучит музыка. Дети выходят из зала. |
Терминологический словарь-справочник к темам дисциплины
«Методика музыкального развития»
Приложение № 10
- Самостоятельная работа студентов 5 курса специальности 050704 «Дошкольное образование» к 9 семестру (к зимней сессии)
- 9Семестр Педагогика
- Тест самопроверки
- 5.Соотнесите:
- Выполните задания:
- Тест самопроверки
- 1.Дополните определение:
- 2.Отметьте правильный ответ:
- 4. Соотнесите:
- Выполните задания:
- Выполните задания:
- Тест самопроверки
- Выполните задания:
- 9 Семестр спец. 050704 «Дошкольное образование»
- Самостоятельная деятельность студентов в межсессионный период Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы.
- Тема 1. Дети со сложными дефектами развития План
- Тема 2. Психолого-медико-педагогическая консультация (пмпк) развития План
- Литература
- Тема 3.Система помощи детям с нарушениями в развитии в россии развития План
- Литература
- 9Семестр/ домашняя контрольная работа в межсессионный период
- 3.Умственная отсталость. Понятие ''умственная отсталость'' в отечественной и зарубежной литературе. Причины и классификация умственной отсталости.
- Задание для контрольной работы.
- Домашняя контрольная работа сдается до сессии и проверяется преподавателем.
- 9 Семестр «психолого-педагогический практикум»
- 9 Семестр Методика развития детской речи
- Раздел IX. Планирование и учет по развитию речи детей
- 9 Семестр «Музыка» Методические рекомендации для самостоятельного изучения дисциплины Наименование тем для самостоятельного изучения
- I. Изучите самостоятельно следующие темы:
- II. Представьте отчёт о проделанной работе:
- Раздел II музыкальные жанры
- Тема 2.1-2.5.
- Музыкальные жанры. Классификация музыкальных жанров
- Раздел III элементы музыкальной грамоты
- Тема 3.1.
- Звуковысотность. Звук и его свойства
- Тема 3.1. Звуковысотность (продолжение темы). Звукоряд. Основные ступени звукоряда. Ключ. Нота. Обозначение звуков на нотном стане. Название октав. Диапазон. Регистр. Тон и полутон. Знаки альтерации
- Тема 3.2. Метр. Ритм. Обозначение длительностей. Размер. Такт. Затакт. Темп
- Тема 3.3. Понятие об интервалах. Ступеневая и тоновая величина
- Тема 3.4. Лад и тональность. Мажор. Минор. Тоника. Тонические трезвучия
- Тема 3.5. Структура музыкальной речи. Понятие о мелодии. Расчленённость музыкальной речи: интонация, мотив, фраза, предложение, период. Простая одно-, двух-, трёхчастная форма
- Раздел IV детская музыкальная литература
- Тема 4.1.
- Народная, классическая и современная музыка для детей. Анализ сборников музыкального репертуара для детей дошкольного возраста
- Раздел V народное музыкальное творчество
- Тема 5.1.
- Народная музыка. Характерные черты народной музыки. Основные виды музыкального фольклора – песенный и инструментальный. Жанровые разновидности песни. Взаимосвязь народной и профессиональной музыки
- Тест «Проверь себя»
- Раздел I
- Тема 1.1.
- Раздел II музыкальные жанры
- Тема 2.1-5.
- Музыкальные жанры. Классификация музыкальных жанров
- Раздел III эементы музыкальной грамоты
- Тема 3.1.
- Звуковысотность. Звук и его свойства
- Тема 3.2. Метр. Ритм. Обозначение длительностей. Размер. Такт. Затакт. Темп
- Тема 3.3. Понятие об интервалах. Ступеневая и тоновая величина
- Тема 3.4. Лад и тональность. Мажор. Минор. Тоника. Тонические трезвучия
- Тема 3.5. Структура музыкальной речи. Понятие о мелодии. Расчленённость музыкальной речи: интонация, мотив, фраза, предложение, период. Простая одно-, двух-, трёхчастная форма
- Раздел IV детская музыкальная литература
- Тема 4.1.
- Народная, классическая и современная музыка для детей. Анализ сборников музыкального репертуара для детей дошкольного возраста
- Раздел V народное музыкальное творчество
- Тема 5.1.
- Народная музыка. Характерные черты народной музыки. Основные виды музыкального фольклора – песенный и инструментальный. Жанровые разновидности песни. Взаимосвязь народной и профессиональной музыки
- Литература
- Методические рекомендации для самостоятельного изучения дисциплины Наименование тем для самостоятельного изучения
- I. Самостоятельное изучение следующих тем:
- II. Отчёт о проделанной работе:
- Выполнить домашнюю контрольную работу (дкр) по теме 1.5. «Методы и приёмы музыкального воспитания дошкольников»
- Дкр представить в учебную часть в виде конспекта, предложенного в методических рекомендациях (работу сдать не позднее указанных сроков).
- Раздел I общие вопросы музыкального развития детей в дошкольных образовательных учреждениях
- Тема 1.1.
- Значение музыки в воспитании детей. Цель и задачи музыкально-эстетического развития детей на разных возрастных этапах. Возрастные особенности музыкального развития детей
- Тема 1.2. Развитие у детей музыкальных способностей
- Тема 1.3. Формирование основ музыкальной культуры детей
- Тема 1.4. Виды и формы музыкальной деятельности. Музыкальный репертуар
- Тема 1.5. Методы и приёмы музыкального воспитания детей
- Раздел II содержание музыкальной деятельности
- Тема 2.1.
- Восприятие музыки
- Студент должен
- Тема 2.2. Детское музыкальное исполнительство
- 2.2.1. Пение
- 2.2.2. Музыкально-ритмические движения
- 2.2.3. Игра на детских музыкальных инструментах (дми)
- Тема 2.3. Детское музыкальное творчество
- Тема 2.4. Музыкально-образовательная деятельность
- Раздел III формы организации музыкальной деятельности
- Тема 3.1.
- Музыкальные занятия
- Тема 3.2. Музыка в повседневной жизни детского сада
- Тема 3.3-3.4. Развлечения. Праздничные утренники
- Тема 3.5. Самостоятельная музыкальная деятельность
- Раздел IV Деятельность педагогического коллектива по музыкальному воспитанию детей
- Тема 4.1.- 4.2.
- Функции заведующей детским садом, старшего воспитателя, музыкального руководителя и воспитателя. Формы организации музыкальной деятельности
- Тест «Проверь себя»
- I. Тест
- 1. Назовите основные музыкальные способности по б.М.Теплову:
- 3. Укажите виды музыкальной деятельности:
- Критерии оценки:
- Параметры и критерии диагностики музыкальных способностей
- Диагностика музыкальных способностей детей
- Компоненты в структуре музыкальной культуры ребёнка
- Методические рекомендации по написанию конспекта музыкально-дидактической игры
- Методические рекомендации по руководству музыкально-дидактическими играми с дошкольниками
- Практическая работа «Игра на детских музыкальных инструментах»
- I этап (подготовительный).
- II этап.
- Небо синее
- III этап.
- Гармошка
- Спите, куклы
- Цирковые собачки
- IV этап.
- V этап.
- Лабораторная работа Наблюдение музыкального занятия в доу
- Музыкальное занятие
- Раздел I
- Тема 1.1.
- Тема 1.2. Развитие у детей музыкальных способностей
- Тема 1.3.
- Тема 1.4. Виды и формы музыкальной деятельности. Музыкальный репертуар
- Тема 1.5. Методы и приёмы музыкального воспитания детей
- Раздел II содержание музыкальной деятельности
- Тема 2.1.
- Восприятие музыки
- Тема 2.2. Детское музыкальное исполнительство
- 2.2.1. Пение
- 2.2.2. Музыкально-ритмические движения
- 2.2.3. Игра на детских музыкальных инструментах (дми)
- Тема 2.3. Детское музыкальное творчество
- Раздел III формы организации музыкальной деятельности
- Тема 3.1.
- Музыкальные занятия
- Тема 3.2. Музыка в повседневной жизни детского сада
- Тема 3.3-3.4. Развлечения. Праздничные утренники
- Тема 3.5. Самостоятельная музыкальная деятельность
- Литература
- 9 Семестр «Теоретические основы содержания и организации дошкольного образования» Домашняя самостоятельная работа
- (Домашняя контрольная работа Темы № 3, 4) Тема№3 «Зарубежный опыт дошкольного образования»
- Домашняя контрольная работа
- 1 Вариант
- 2 Вариант
- 3 Вариант
- Список литературы
- Памятка студенту-практиканту, выходящему на преддипломную практику по специальности 050704 «дошкольное образование»
- 050704 «Дошкольное образование»
- 050704 «Дошкольное образование»