logo
9 семестрДокумент Microsoft Office Word

Тема 3.1. Звуковысотность (продолжение темы). Звукоряд. Основные ступени звукоряда. Ключ. Нота. Обозначение звуков на нотном стане. Название октав. Диапазон. Регистр. Тон и полутон. Знаки альтерации

Цель: ознакомление с основными элементами музыкальной грамоты, записью нот.

План-задание:

  1. Подберите предложенную или другую подходящую литературу по данной теме.

  2. Внимательно прочтите материал, разберитесь в терминологии, поработайте со словарём.

  3. Выпишите основные термины темы в рабочую тетрадь.

  4. Составьте план, законспектируйте изученный материал.

  5. Проконтролируйте себя.

Вопросы и задания для самоконтроля:

  1. Дайте определение следующим понятиям:

- звукоряд; - диапазон;

- нота; - знаки альтерации;

- полутон; - диез;

- тон; - бемоль;

- октава; - бекар.

  1. Перечислите названия всех октав. Какие из них полные?

  2. Перечислите регистры диапазона.

  3. Найдите на клавиатуре следующие звуки: до-1, фа, си, ми, ля, до-2, соль.

  4. Запишите эти звуки в такой же последовательности в скрипичном ключе на нотном стане.

  5. Запишите на нотном стане ноты от «до»-1 до «до»-2 с диезами.

  6. Запишите эти же ноты с бемолями.

  7. Обозначьте цифрой клавишу, соответствующую данной ноте:

  1. Определите тоновую величину между соседними белыми и чёрными клавишами.

  2. Определите диапазон в нотном тексте:

Студент должен

Знать:

- терминологию по теме;

- принцип записи нот на нотном стане в пределах 1-ой октавы, знаков альтерации;

- порядок расположения звуков на клавиатуре фортепиано и тоновое расстояние между ними.

Уметь:

- читать и записывать ноты на нотном стане в пределах 1-ой октавы и знаки альтерации;

- определять диапазон.

Литература:

  1. Вахромеев В. Элементарная теория музыки. – М., 1975. – С. 5-26.

  2. Виноградов Г. Занимательная теория музыки. – М.: Советский композитор, 1991. – С. 5-11; 29-38.

  3. Зильберквит М. Мир музыки. – М.: Детская литература, 1988. – С. 31-39.

  4. Максимов С. Музыкальная грамота. – М.: Музыка, 1984. – С. 4-10.

  5. Осеннева М., Безбородова Л. Методика музыкального воспитания младших школьников. – М.: «Академия», 2001. – С. 5-20.