logo
9 семестрДокумент Microsoft Office Word

Тема 1.1.

Музыка как вид искусства

Жанр – понятие, определяющее содержание, характер, направленность музыкального произведения, например жанр оперной, симфонической, вокальной, камерной музыки. Жанровой обычно называют музыку, близко связанную с бытом (марш, танец и т.п.).

Интонация – в общем значении – характер произношения. 1. Обладающая самостоятельной выразительностью наименьшая частица музыкального произведения в её реальном звучании, «произнесением» исполнителем. 2. Мелодический оборот, то же, что мотив. 3. Качество исполнения музыкальных звуков в отношении их высоты, особенно при пении или игре на струнных инструментах; «чистая» или «нечистая» интонация означает верное или неверное (фальшивое) исполнение высоты музыкального звука.

Музыка (от греческого, буквально «искусство муз») – вид искусства, который отражает действительность в звуковых музыкальных образах.

Музыкальные способности – индивидуально-психологические особенности человека, отвечающие потребностям музыкальной деятельности и являющиеся условием успешного её выполнения. Основные музыкальные способности (по Б.М.Теплову): ладовое чувствоспособность чувствовать эмоциональную выразительность звуковысотного движения (у дошкольников проявляется интерес к музыке); музыкально-слуховые представленияспособность звуковысотного отражения мелодии (умение воспроизвести мелодию вверх, вниз, запомнить её); чувство ритмаспособность активного двигательного переживания музыки, ощущение его воспроизведения.

Музыкальный слух – это звуковысотный слух в его проявлении в одноголосной мелодии. Он характеризуется широким диапазоном, высокой чувствительностью восприятия отдельных качеств музыкальных звуков высоты, громкости, тембра и длительности. Отсюда различают звуковысотный слух, динамический, тембровый и ритмический (чувство ритма). В узком понимании музыкальный слух – это 2 разновидности: мелодический слух (звуковысотный слух в его проявлении в одноголосной мелодии) и гармонический слух (звуковысотный слух в его проявлении по отношению к созвучиям, т.е. к многоголосной музыке; у дошкольников он, как правило, мало развит). Специфические проявления музыкального слуха: абсолютный (врождённый; особый вид долговременной памяти на высоту и тембр звука: способность узнавать и определять его, не имея реального эталона для сравнения, используя названия нот, воспроизводить голосом, на инструменте) и относительный (способность узнавать, определять звуковысотные отношения между звуками, умение воспроизводить их голосом или инструменте).

Слух – 1.Одно из внешних чувств человека, органом которого служит ухо, способность воспринимать звуки. 2.Способность правильно воспринимать и воспроизводить музыкальные звуки.

Средства музыкальной выразительности – это те средства, которыми пользуется композитор для воплощения своего замысла. К ним относятся: мелодия, аккомпанемент, ритм, размер, лад, тембр, темп, динамика, штрихи, и мн.др.

Приложение 2