Методические рекомендации по руководству музыкально-дидактическими играми с дошкольниками
Младший дошкольный возраст
Внимание малыша неустойчиво, он быстро отвлекается, поэтому, преодолеть ребёнку трудности при решении мыслительной задачи поможет занимательность, использование разнообразных игровых приёмов, игрушек («кто-то принёс…», «…постучал в дверь» и т.д.).
Большое значение имеет в игре сочетание умственной задачи с активными действиями, движениями самого ребёнка.
Ребёнку следует преодолеть чувственное познание окружающего мира, поэтому необходимо подбирать такой наглядный (раздаточный) материал, чтобы каждый мог с ним действовать, играть.
Детям младшего возраста педагог объясняет правила по ходу игры. Для того чтобы игра проходила успешно, надо обязательно познакомить детей с предметами, которые будут использоваться (музыкальные игрушки, инструменты, атрибуты), их свойствами (формой, звучанием и т.д.), с изображением на картинке. Если в игре должно прозвучать стихотворение, загадка – воспитатель заучивает наизусть.
При подведении итогов отмечаются только положительные, позитивные стороны («играли дружно», «научились узнавать…, слушать, петь» и т.д.); настраивают на последующую игру («сегодня хорошо играли с бубенчиками, а в следующий раз к нам в гости придёт музыкальная матрёшка, будем узнавать, как она ходит по лесенке» и др.). Целесообразно предложить детям поиграть в музыкальные игрушки, атрибуты, музыкальные инструменты, которые использовались в музыкально-дидактической игре.
Средний дошкольный возраст
Для детей этого возраста характерно более устойчивое внимание, произвольность запоминания, слуховое, зрительное и осязательное восприятие. Ребёнок 4-5 лет учится:
- различать музыкальные звуки по высоте (высокий – низкий в пределах октавы); динамику музыкальных произведений;
- узнавать песню по мелодии;
- петь выразительно и без напряжения, протяжно, подвижно и согласованно (в пределах «ре» - «си» 1-ой октавы); брать дыхание между короткими музыкальными фразами; произносить слова чётко, смягчать концы фраз;
- передавать правильно мелодию, вместе начинать и заканчивать песню, петь с инструментальным сопровождением и без него (с помощью воспитателя).
В музыкально-дидактических играх всё чаще роль ведущего поручается детям, однако необходимо активное участие воспитателя – наблюдение, своевременная поддержка, помощь.
Правила музыкально-дидактической игры в средней группе объясняют до её начала. Их преподносят чётко, понятно, эмоционально.
При первом проведении музыкально-дидактической игры воспитатель берёт на себя роль наблюдателя, следит за тем, чтобы дети не ошибались. В следующий раз проверка правильности выполнения задания поручается кому-то из детей.
При подведении итогов игры необходимо заострять внимание детей на их успехах, даже незначительных. Отмечать правильность исполнения, старательность, настойчивость, умение договариваться.
Старший дошкольный возраст
В этом возрасте детям свойственна познавательность, наблюдательность, интерес ко всему новому, необычному: ребёнку самому хочется «отгадать», найти правильное решение, высказать собственное решение, продемонстрировать свои исполнительские умения.
При отборе музыкально-дидактических игр обращайте внимание на степень трудности игровых правил и действий. Основные «музыкальные признаки» должны быть скрыты за внешней сложностью. Большое место в играх имеют соревнования, детям старшего дошкольного возраста предоставляется большая самостоятельность.
Роль воспитателя в самой игре тоже меняется:
- педагог чётко, эмоционально знакомит детей с правилами игры и игровыми действиями;
- проверяет, как поняты детьми правила игры;
- играет вместе с детьми для закрепления правил;
- предлагает детям поиграть самостоятельно, сам выступает в качестве арбитра в спорных, конфликтных ситуациях.
Закончить игру следует эмоционально, организованно, чтобы детям захотелось вернуться к ней. По окончании музыкально-дидактической игры следует оценить правильное исполнение, решение детьми игровых задач; нравственное поведение и успехи; вселить детям уверенность в своих силах; отметить умение ребят подчинять своё поведение правилам игры.
Приложение № 6
ИЛЛЮСТРАЦИИ
ДЕТСКИХ МУЗЫКАЛЬНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ
Музыкальные игрушки
Неозвученные (Рис.1)
С фиксированной мелодией (Рис.2)
Игрушки-инструменты, издающие звук только одной высоты (Рис.3)
Музыкальные инструменты
Валдайские колокольчики (Рис.4)
Ударные инструменты (Рис.5-7)
Ударно-мелодические (Рис.8)
Ударно-клавишные (Рис.9)
Струнные (Рис.10)
Духовые (Рис.11)
Клавишно-язычковые (Рис.12)
Электромузыкальные инструменты (Рис.13)
Схемы расположения инструментов в ансамбле, оркестрах
|
Рис.1 Музыкальные игрушки (неозвученные): 1. (а, б, в) - лесенки; 2. проигрыватель с набором пластинок; 3. (а, б) - балалайки; 4. гармошка; 5. звуковая книжка.
|
-
Рис.2
Игрушки с фиксированной
мелодией:
1. (а, б) - неваляшки;
2. (а, б, в, г) - органчики;
3. музыкальные волчки.
Рис. 3
Игрушки-инструменты, издающие звук только одной высоты:
1. свирель;
2. свистулька;
3. дудочка.
-
Рис. 4
«Валдайские
колокольчики"
-
Рис.5
Ударные инструменты:
1. (а, б, в) - бубны;
2. (а, б) - ритмические палочки;
3. (а, б) - ритмические кубики;
4. ложки;
5. тарелки.
-
Рис. 6
Ударные инструменты:
1. (а, б, в) - трещотки;
2. (а, б, в, г) - погремушки;
3. маракасы;
4. румба;
5. кастаньеты.
Ударные инструменты:
1. барабан;
2. (а, б) - бубенцы;
3. (а, б) - коробочки;
4. треугольник;
5. музыкальный молоток;
6. (а, б) - колотушки.
-
Рис.10
Струнные инструменты:
арфа
цимбалы
цитра
Рис.11
Духовые инструменты:
1. "Мелодия - 3";
2. "Баянито";
3. "Симона";
4. "Коска";
5. триола;
7. кларнет;
8. флейта
|
Рис.12 Клавишно-язычковые инструменты:
|
Рис.13 Электромузыкальные инструменты
|
|
-
Схема
расположения
инструментов
в ансамбле
ложкарей
-
Схема
расположения
инструментов
в оркестре
-
Схема
расположения
инструментов
в шумовом
оркестре
Приложение № 7
- Самостоятельная работа студентов 5 курса специальности 050704 «Дошкольное образование» к 9 семестру (к зимней сессии)
- 9Семестр Педагогика
- Тест самопроверки
- 5.Соотнесите:
- Выполните задания:
- Тест самопроверки
- 1.Дополните определение:
- 2.Отметьте правильный ответ:
- 4. Соотнесите:
- Выполните задания:
- Выполните задания:
- Тест самопроверки
- Выполните задания:
- 9 Семестр спец. 050704 «Дошкольное образование»
- Самостоятельная деятельность студентов в межсессионный период Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы.
- Тема 1. Дети со сложными дефектами развития План
- Тема 2. Психолого-медико-педагогическая консультация (пмпк) развития План
- Литература
- Тема 3.Система помощи детям с нарушениями в развитии в россии развития План
- Литература
- 9Семестр/ домашняя контрольная работа в межсессионный период
- 3.Умственная отсталость. Понятие ''умственная отсталость'' в отечественной и зарубежной литературе. Причины и классификация умственной отсталости.
- Задание для контрольной работы.
- Домашняя контрольная работа сдается до сессии и проверяется преподавателем.
- 9 Семестр «психолого-педагогический практикум»
- 9 Семестр Методика развития детской речи
- Раздел IX. Планирование и учет по развитию речи детей
- 9 Семестр «Музыка» Методические рекомендации для самостоятельного изучения дисциплины Наименование тем для самостоятельного изучения
- I. Изучите самостоятельно следующие темы:
- II. Представьте отчёт о проделанной работе:
- Раздел II музыкальные жанры
- Тема 2.1-2.5.
- Музыкальные жанры. Классификация музыкальных жанров
- Раздел III элементы музыкальной грамоты
- Тема 3.1.
- Звуковысотность. Звук и его свойства
- Тема 3.1. Звуковысотность (продолжение темы). Звукоряд. Основные ступени звукоряда. Ключ. Нота. Обозначение звуков на нотном стане. Название октав. Диапазон. Регистр. Тон и полутон. Знаки альтерации
- Тема 3.2. Метр. Ритм. Обозначение длительностей. Размер. Такт. Затакт. Темп
- Тема 3.3. Понятие об интервалах. Ступеневая и тоновая величина
- Тема 3.4. Лад и тональность. Мажор. Минор. Тоника. Тонические трезвучия
- Тема 3.5. Структура музыкальной речи. Понятие о мелодии. Расчленённость музыкальной речи: интонация, мотив, фраза, предложение, период. Простая одно-, двух-, трёхчастная форма
- Раздел IV детская музыкальная литература
- Тема 4.1.
- Народная, классическая и современная музыка для детей. Анализ сборников музыкального репертуара для детей дошкольного возраста
- Раздел V народное музыкальное творчество
- Тема 5.1.
- Народная музыка. Характерные черты народной музыки. Основные виды музыкального фольклора – песенный и инструментальный. Жанровые разновидности песни. Взаимосвязь народной и профессиональной музыки
- Тест «Проверь себя»
- Раздел I
- Тема 1.1.
- Раздел II музыкальные жанры
- Тема 2.1-5.
- Музыкальные жанры. Классификация музыкальных жанров
- Раздел III эементы музыкальной грамоты
- Тема 3.1.
- Звуковысотность. Звук и его свойства
- Тема 3.2. Метр. Ритм. Обозначение длительностей. Размер. Такт. Затакт. Темп
- Тема 3.3. Понятие об интервалах. Ступеневая и тоновая величина
- Тема 3.4. Лад и тональность. Мажор. Минор. Тоника. Тонические трезвучия
- Тема 3.5. Структура музыкальной речи. Понятие о мелодии. Расчленённость музыкальной речи: интонация, мотив, фраза, предложение, период. Простая одно-, двух-, трёхчастная форма
- Раздел IV детская музыкальная литература
- Тема 4.1.
- Народная, классическая и современная музыка для детей. Анализ сборников музыкального репертуара для детей дошкольного возраста
- Раздел V народное музыкальное творчество
- Тема 5.1.
- Народная музыка. Характерные черты народной музыки. Основные виды музыкального фольклора – песенный и инструментальный. Жанровые разновидности песни. Взаимосвязь народной и профессиональной музыки
- Литература
- Методические рекомендации для самостоятельного изучения дисциплины Наименование тем для самостоятельного изучения
- I. Самостоятельное изучение следующих тем:
- II. Отчёт о проделанной работе:
- Выполнить домашнюю контрольную работу (дкр) по теме 1.5. «Методы и приёмы музыкального воспитания дошкольников»
- Дкр представить в учебную часть в виде конспекта, предложенного в методических рекомендациях (работу сдать не позднее указанных сроков).
- Раздел I общие вопросы музыкального развития детей в дошкольных образовательных учреждениях
- Тема 1.1.
- Значение музыки в воспитании детей. Цель и задачи музыкально-эстетического развития детей на разных возрастных этапах. Возрастные особенности музыкального развития детей
- Тема 1.2. Развитие у детей музыкальных способностей
- Тема 1.3. Формирование основ музыкальной культуры детей
- Тема 1.4. Виды и формы музыкальной деятельности. Музыкальный репертуар
- Тема 1.5. Методы и приёмы музыкального воспитания детей
- Раздел II содержание музыкальной деятельности
- Тема 2.1.
- Восприятие музыки
- Студент должен
- Тема 2.2. Детское музыкальное исполнительство
- 2.2.1. Пение
- 2.2.2. Музыкально-ритмические движения
- 2.2.3. Игра на детских музыкальных инструментах (дми)
- Тема 2.3. Детское музыкальное творчество
- Тема 2.4. Музыкально-образовательная деятельность
- Раздел III формы организации музыкальной деятельности
- Тема 3.1.
- Музыкальные занятия
- Тема 3.2. Музыка в повседневной жизни детского сада
- Тема 3.3-3.4. Развлечения. Праздничные утренники
- Тема 3.5. Самостоятельная музыкальная деятельность
- Раздел IV Деятельность педагогического коллектива по музыкальному воспитанию детей
- Тема 4.1.- 4.2.
- Функции заведующей детским садом, старшего воспитателя, музыкального руководителя и воспитателя. Формы организации музыкальной деятельности
- Тест «Проверь себя»
- I. Тест
- 1. Назовите основные музыкальные способности по б.М.Теплову:
- 3. Укажите виды музыкальной деятельности:
- Критерии оценки:
- Параметры и критерии диагностики музыкальных способностей
- Диагностика музыкальных способностей детей
- Компоненты в структуре музыкальной культуры ребёнка
- Методические рекомендации по написанию конспекта музыкально-дидактической игры
- Методические рекомендации по руководству музыкально-дидактическими играми с дошкольниками
- Практическая работа «Игра на детских музыкальных инструментах»
- I этап (подготовительный).
- II этап.
- Небо синее
- III этап.
- Гармошка
- Спите, куклы
- Цирковые собачки
- IV этап.
- V этап.
- Лабораторная работа Наблюдение музыкального занятия в доу
- Музыкальное занятие
- Раздел I
- Тема 1.1.
- Тема 1.2. Развитие у детей музыкальных способностей
- Тема 1.3.
- Тема 1.4. Виды и формы музыкальной деятельности. Музыкальный репертуар
- Тема 1.5. Методы и приёмы музыкального воспитания детей
- Раздел II содержание музыкальной деятельности
- Тема 2.1.
- Восприятие музыки
- Тема 2.2. Детское музыкальное исполнительство
- 2.2.1. Пение
- 2.2.2. Музыкально-ритмические движения
- 2.2.3. Игра на детских музыкальных инструментах (дми)
- Тема 2.3. Детское музыкальное творчество
- Раздел III формы организации музыкальной деятельности
- Тема 3.1.
- Музыкальные занятия
- Тема 3.2. Музыка в повседневной жизни детского сада
- Тема 3.3-3.4. Развлечения. Праздничные утренники
- Тема 3.5. Самостоятельная музыкальная деятельность
- Литература
- 9 Семестр «Теоретические основы содержания и организации дошкольного образования» Домашняя самостоятельная работа
- (Домашняя контрольная работа Темы № 3, 4) Тема№3 «Зарубежный опыт дошкольного образования»
- Домашняя контрольная работа
- 1 Вариант
- 2 Вариант
- 3 Вариант
- Список литературы
- Памятка студенту-практиканту, выходящему на преддипломную практику по специальности 050704 «дошкольное образование»
- 050704 «Дошкольное образование»
- 050704 «Дошкольное образование»