logo
9 семестрДокумент Microsoft Office Word

Методические рекомендации по руководству музыкально-дидактическими играми с дошкольниками

Младший дошкольный возраст

  1. Внимание малыша неустойчиво, он быстро отвлекается, поэтому, преодолеть ребёнку трудности при решении мыслительной задачи поможет занимательность, использование разнообразных игровых приёмов, игрушек («кто-то принёс…», «…постучал в дверь» и т.д.).

  2. Большое значение имеет в игре сочетание умственной задачи с активными действиями, движениями самого ребёнка.

  3. Ребёнку следует преодолеть чувственное познание окружающего мира, поэтому необходимо подбирать такой наглядный (раздаточный) материал, чтобы каждый мог с ним действовать, играть.

  4. Детям младшего возраста педагог объясняет правила по ходу игры. Для того чтобы игра проходила успешно, надо обязательно познакомить детей с предметами, которые будут использоваться (музыкальные игрушки, инструменты, атрибуты), их свойствами (формой, звучанием и т.д.), с изображением на картинке. Если в игре должно прозвучать стихотворение, загадка – воспитатель заучивает наизусть.

  5. При подведении итогов отмечаются только положительные, позитивные стороны («играли дружно», «научились узнавать…, слушать, петь» и т.д.); настраивают на последующую игру («сегодня хорошо играли с бубенчиками, а в следующий раз к нам в гости придёт музыкальная матрёшка, будем узнавать, как она ходит по лесенке» и др.). Целесообразно предложить детям поиграть в музыкальные игрушки, атрибуты, музыкальные инструменты, которые использовались в музыкально-дидактической игре.

Средний дошкольный возраст

Для детей этого возраста характерно более устойчивое внимание, произвольность запоминания, слуховое, зрительное и осязательное восприятие. Ребёнок 4-5 лет учится:

- различать музыкальные звуки по высоте (высокий – низкий в пределах октавы); динамику музыкальных произведений;

- узнавать песню по мелодии;

- петь выразительно и без напряжения, протяжно, подвижно и согласованно (в пределах «ре» - «си» 1-ой октавы); брать дыхание между короткими музыкальными фразами; произносить слова чётко, смягчать концы фраз;

- передавать правильно мелодию, вместе начинать и заканчивать песню, петь с инструментальным сопровождением и без него (с помощью воспитателя).

  1. В музыкально-дидактических играх всё чаще роль ведущего поручается детям, однако необходимо активное участие воспитателя – наблюдение, своевременная поддержка, помощь.

  2. Правила музыкально-дидактической игры в средней группе объясняют до её начала. Их преподносят чётко, понятно, эмоционально.

  3. При первом проведении музыкально-дидактической игры воспитатель берёт на себя роль наблюдателя, следит за тем, чтобы дети не ошибались. В следующий раз проверка правильности выполнения задания поручается кому-то из детей.

  4. При подведении итогов игры необходимо заострять внимание детей на их успехах, даже незначительных. Отмечать правильность исполнения, старательность, настойчивость, умение договариваться.

Старший дошкольный возраст

В этом возрасте детям свойственна познавательность, наблюдательность, интерес ко всему новому, необычному: ребёнку самому хочется «отгадать», найти правильное решение, высказать собственное решение, продемонстрировать свои исполнительские умения.

  1. При отборе музыкально-дидактических игр обращайте внимание на степень трудности игровых правил и действий. Основные «музыкальные признаки» должны быть скрыты за внешней сложностью. Большое место в играх имеют соревнования, детям старшего дошкольного возраста предоставляется большая самостоятельность.

  2. Роль воспитателя в самой игре тоже меняется:

- педагог чётко, эмоционально знакомит детей с правилами игры и игровыми действиями;

- проверяет, как поняты детьми правила игры;

- играет вместе с детьми для закрепления правил;

- предлагает детям поиграть самостоятельно, сам выступает в качестве арбитра в спорных, конфликтных ситуациях.

  1. Закончить игру следует эмоционально, организованно, чтобы детям захотелось вернуться к ней. По окончании музыкально-дидактической игры следует оценить правильное исполнение, решение детьми игровых задач; нравственное поведение и успехи; вселить детям уверенность в своих силах; отметить умение ребят подчинять своё поведение правилам игры.

Приложение № 6

ИЛЛЮСТРАЦИИ

ДЕТСКИХ МУЗЫКАЛЬНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ

Музыкальные игрушки

Музыкальные инструменты

Рис.1

Музыкальные игрушки

(неозвученные):

1. (а, б, в) - лесенки;

2. проигрыватель с набором пластинок;

3. (а, б) - балалайки;

4. гармошка;

5. звуковая книжка.

Рис.2

Игрушки с фиксированной

мелодией:

1. (а, б) - неваляшки;

2. (а, б, в, г) - органчики;

3. музыкальные волчки.

Рис. 3

Игрушки-инструменты, издающие звук только одной высоты:

1. свирель;

2. свистулька;

3. дудочка.

Рис. 4

«Валдайские

колокольчики"

Рис.5

Ударные инструменты:

1. (а, б, в) - бубны;

2. (а, б) - ритмические палочки;

3. (а, б) - ритмические кубики;

4. ложки;

5. тарелки.

Рис. 6

Ударные инструменты:

1. (а, б, в) - трещотки;

2. (а, б, в, г) - погремушки;

3. маракасы;

4. румба;

5. кастаньеты.

Рис.7

Ударные инструменты:

1. барабан;

2. (а, б) - бубенцы;

3. (а, б) - коробочки;

4. треугольник;

5. музыкальный молоток;

6. (а, б) - колотушки.

Рис.10

Струнные инструменты:

  1. арфа

  2. цимбалы

  3. цитра

Рис.11

Духовые инструменты:

1. "Мелодия - 3";

2. "Баянито";

3. "Симона";

4. "Коска";

5. триола;

7. кларнет;

8. флейта

Рис.12

Клавишно-язычковые инструменты:

  1. аккордеон;

  2. баян;

  3. гармонь;

  4. Саратовская гармонь с колокольчиками

Рис.13

Электромузыкальные инструменты

  1. «Пилле»;

  2. «Чижик»;

  3. «Фаэми»

Схема

расположения

инструментов

в ансамбле

ложкарей

Схема

расположения

инструментов

в оркестре

Схема

расположения

инструментов

в шумовом

оркестре

Приложение № 7