logo
Ответы на вопросы по гос

41. Особенности психолого-педагогического сопровождения семей, воспитывающих детей с интеллектуальной недостаточностью.

ЦЕЛЬ психолого-педагогическое сопровождение семей, воспитывающих ребенка с интеллектуальными нарушениями оказание комплексной научно-методической, организационной и психологической помощи, обеспечивающей сохранение психологического здоровья учащихся с проблемами в развитии в процессе адаптации к школе.

Целенаправленное, специально организованное психолого-педагогическое сопровождение родителей школьников-инвалидов способствует процессу их эффективной адаптации.

Решает задачи:

• создание доброжелательного климата, доверительных отношений, организация эффективного психолого-педагогического сопровождения детей в наиболее острые периоды адаптации;

• выработка стратегии индивидуального (личностно-ориентированного) подхода к учащимся;

• формирование комфортной образовательной среды;

• индивидуальное консультирование;

• повышение психолого-педагогической компетентности родите­лей в тех вопросах, которые наиболее актуальны с точки зрения переживае­мого детьми периода развития;

• создание доброжелательного климата, доверительных отношений с родителями;

• развитие у детей когнитивных умений и способностей, необхо­димых для успешного обучения в школе;

• развитие у детей социальных и коммуникативных умений, необ­ходимых для установления межличностных отношений со сверстниками и соответствующих ролевых отношений с педагогами;

• формирование устойчивой учебной мотивации на фоне позитив­ной «Я - концепции» детей, устойчивой самооценки и низкого уровня школьной тревожности»;

• способствование развития творческого потенциала и установле­ния норм во взаимоотношениях со сверстниками и педагогом.

Задачи психолого-педагогического сопровождения семей, воспитывающих детей с особенностями, обучающихся в школе:

• создание условий для социально-психологической адаптации детей в школе (создание сплоченного классного коллектива, предъявление детям единых обоснованных и последовательных требований, установление норм взаимоотношений со сверстниками и педагогами и др.);

• повышение психологической компетентности педагогов в работе с родителями и детьми-инвалидами.

• адаптация учебной программы, нагрузки, образовательных технологий к возрастным и индивидуально личностным возможностям и потребностям учеников с ограниченными возможностями;

• повышение уровня психологической готовности родителей и детей-инвалидов к успешному обучению, усвоению знаний, познавательному развитию.

Решение этих задач предполагает взаимную адаптацию семьи и ребенка с интеллектуальными нарушениями, пришедшего учиться, и социально-педагогической среды, в которой происходит его обучение. С одной стороны, предпринимаются специальные усилия для того, чтобы повысить уровень готовности родителей и ребенка обучаться, включаться в систему педагогического взаимодействия. С другой стороны, само взаимодействие, его формы и содержание модифицируются в соответствии с особенностями ребенка и его возможностями.

В целом, прогнозируемый результат комплексного психолого-педагогического сопровождения семей и самих школьников с ограниченными возможностями включает в себя следующие показатели:

• уменьшение факторов риска, которые приводят к нарушению психологического здоровья в процессе адаптации к школе;

• формирование комфортной образовательной среды;

• снижение уровня тревожности родителей и детей;

• эмоциональное благополучие ребенка в классе;

• развитие коммуникативных навыков и творческих способностей учащихся с ограниченными возможностями;

• выработка учителем стратегий индивидуального (личностно-ориентированного) подхода к учащимся;

• включение родителей в образовательный процесс.

Этапы психолого-педагогического сопровождения:

1. Диагностика (подготовительная работа – формирование банка данных о детях с ограниченными возможностями здоровья, оказание методической помощи специалистам при выявлении детей с ограниченными возможностями здоровья; комплексная диагностика ребенка).

На этапе диагностики изучаются индивидуальные особенности познавательной деятельности и эмоционально-волевой сферы, состояния здоровья, условий семейного воспитания путем наблюдения за ребенком в разных видах деятельности (на уроке и во внеклассных мероприятиях).

Изучением занимается учитель, затем привлекает педагога-психолога (педагог-психолог ведет карту наблюдений). Особенности развития учащегося рассматриваются на школьном консилиуме.

Направить или нет ребенка на психолого-медико-педагогическую комиссию, принимает решение консилиум. После комплексной диагностики на ПМПК ребенку ставится диагноз.