47. Организация и содержание образования учащихся с умеренной и тяжелой интеллектуальной недостаточностью
По книге Лауткиной С.В.
В России, Белоруссии и ряде других стран в течение последних десятилетий успешно проводится работа по обучению и воспитанию детей с тяжелой степенью интеллектуальной недостаточности с целью их дальнейшей социальной адаптации.
Целью коррекционно-воспитательной работы с детьми с тяжелой степеньюинтеллектуальной недостаточности является максимальное приспособление их к жизни в условиях окружающей социальной среды. Достижение обозначенной цели достигается решениемследующих основных задач работы с такими детьми.
Развитие всех психических функций и познавательной деятельности детей в процессе их обучения и коррекция их недостатков. Основное внимание в этой работе направлено на умственное развитие учащихся.
Формирование правильного поведения.
Трудовое обучение и подготовка к посильным видам труда. Самообслуживание.
Бытовая ориентировка и социальная адаптация.
Коррекционно-воспитательная работа включает в себя три этапа.
От 4 до 8 лет. Проводится работа по формированию санитарно-гигиенических навыков. Дети обучаются адекватному поведению в условиях дома. Большое внимание уделяется развитию речи, моторики, познавательной деятельности. Осуществляется подготовка к школьному обучению.
От 8 до 16 лет. Продолжается закрепление навыков самообслуживания и личной гигиены. Проводится работа по обучению хозяйственно-бытовому труду. По-прежнему уделяется большое внимание развитию речи. Дети обучаются элементарной грамоте, овладевают навыками счета.
От 16 до 18 лет. В этот период основной задачей коррекционно-воспитательной работы является социальная адаптация.
Обучение детей с тяжелой степенью умственной отсталости должно быть максимально индивидуализировано. Основной задачей обучения и воспитания таких детей является подготовка их к самостоятельной жизни, что предполагает развитие умения ориентироваться в окружающей обстановке, конструктивно общаться с людьми, овладение простейшими трудовыми навыками.
Учебный план II отделения представлен предметами: элементы грамоты и развитие речи, элементы арифметики, ориентировка в окружающем, социальная адаптация, санитарно-гигиенические умения и самообслуживание, человек и мир, изобразительная деятельность, музыкально-ритмические занятия, адаптивная физическая культура, предметно-практическая деятельность, хозяйственно-бытовой труд, трудовое обучение, коррекционные занятия.
_____________________________________________________________________________________
Задачи коррекционно-педагогической помощи детям с умеренной и тяжелой интеллектуальной недостаточностью в раннем и дошкольном возрасте (психолого-педагогическое изучение детей):
Цели, которые стоят перед специальным учреждением и семьей, — включение детей раннего и дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями развития в специально организованную образовательно-развивающую среду, организация своевременного квалифицированного обучения детей, учитывающего их психофизические и возрастные особенности и направленного на предупреждение и преодоление дефектов развития, адекватное включение их в окружающую социальную среду и подготовка детей к школьному и трудовому обучению.
Исходя из этой цели можно определить следующие конкретные задачи коррекционно-педагогической работы с детьми этой категории в раннем и дошкольном возрасте.
1. Тщательное психолого-педагогическое изучение индивидуальных особенностей и возможностей ребенка с учетом клинико-этиологических данных и диагноза.
2. Организация сотрудничества с родителями детей по совместно разработанному индивидуальному плану для каждого ребенка.
3. Сохранение и укрепление физического и нервно-психического здоровья.
4. Развитие положительной эмоциональной контактности, коммуникативности, собственной активности детей, их интереса к окружающему.
5. Формирование навыков адекватного поведения и общения со взрослым. Формирование первых контактов между детьми. Привитие первых навыков личной и коллективной организованности.
6. Физическое воспитание ребенка, развитие общей моторики. Развитие психомоторики. Развитие движений рук. Коррекция недостатков двигательной сферы.
7. Привитие элементарных санитарно-гигиенических навыков и простейших навыков самообслуживания.
8. Поэтапное формирование элементарной предметной деятельности. Сенсорное воспитание. Формирование целенаправленной деятельности как интегративного показателя психического развития.
9. Расширение практического опыта детей, объема их знаний и представлений об окружающем мире и развитие речи.
10. Формирование игровой деятельности.
11. Развитие эмоционально-эстетических и творческих возможностей детей средствами искусства (музыка, изобразительная деятельность, ручное творчество, арттерапия).
12. Пропедевтическая подготовка к школьному обучению.
При изучении маленького ребенка с тяжелым нарушением развития необходимо обратить внимание на следующие стороны его состояния:
- сохранность эмоциональной сферы;
- правильность восприятия интонаций речи взрослого и дифференцирование близких;
- поведение, контакт с окружающими, способы общения (речь, жесты);
- состояние двигательной сферы;
- игру;
- возможность включения в целенаправленную деятельность и уровень развития разных видов деятельности (предметной, изобразительной, конструктивной и др.);
- состояние речи:
а) понимание обращенной речи;
б) понимание и выполнение ряда несложных инструкций;
в) активная речь (содержание, произношение);
- уровень представлений ребенка о себе и об окружающем мире;
- владение, хотя бы частичное, навыками самообслуживания, опрятности;
- состояние пространственных и временных ориентировок.
В дальнейшем эти сведения пополняются наблюдениями за состоянием внимания, работоспособностью и истощаемостью ребенка, его памятью, свойствами его характера и интересами.
Изучение ребенка в первое время работы с ним должно проводиться совместно педагогом, логопедом, врачом и родителями (или лицами, их заменяющими, близкими ребенку), которые должны тесно контактировать между собой. В результате углубленного изучения ребенка через 1—3 месяца должно быть принято и зафиксировано в истории болезни (личном деле ребенка) решение о дальнейшем порядке работы с ним: зачисление в определенную группу (подгруппу), индивидуальные занятия. К этому времени должен быть составлен индивидуальный коррекционный план, по которому в дальнейшем ведется работа.
Со временем, по мере продвижения ребенка в развитии, индивидуальный план занятий с ним изменяется и дополняется.
Особенности содержания образования (коррекционно-воспитательной работы) с детьми с тяжелыми нарушениями развития:
Содержание обучения и воспитания детей с тяжелыми нарушениями развития построено так, чтобы обеспечивать в каждый возрастной период выполнение задач, как общеобразовательных, так и специфических коррекционных. В структуру программ входят разделы, направленные на эмоциональное, физическое, интеллектуальное, социокультурное развитие детей.
Контингент детей с выраженной интеллектуальной недостаточностью в раннем и дошкольном возрасте характеризуется большими различиями по уровню нарушения познавательной деятельности, умений и навыков, по структуре психофизических дефектов, по клиническим проявлениям органических нарушений центральной нервной системы, поэтому коррекционно-воспитательное воздействие на них не может жестко определяться возрастом детей и годом их обучения.
Придавая решающее значение в развитии аномального ребенка его воспитанию и обучению, французские ученые А. и. Ф. Броне призывают «создавать индивидуальные умственные способности, которые не возникли и не могут возникнуть спонтанно». Они считают, что никакое лекарство не может этому помочь, ребенка надо обучать, и, обращаясь к родителям таких детей, подчеркивают, что ждать умственного прогресса от ребенка лишь потому, что он получает пилюли или порошки, это все равно, что ждать урожая с поля после того, как в него внесли удобрение — надо ведь также и сеять.
Одно из основных положений специальной психологии и специальной педагогики, выдвинутое Л.C. Выготским, говорит о том, что в развитии аномальных детей при всем его своеобразии наблюдаются те же основные закономерности, что и в развитии нормального ребенка. В этом процессе выделяется ряд последовательных этапов: младенческий возраст (от 1,5 — 2 месяцев до 1 года), ранний возраст (от 1 года до 3 лет), дошкольный возраст (от 3 до 7 лет). Дети с тяжелыми нарушениями развития проходят эти этапы в иные возрастные сроки, уровень развития этих детей лишь ориентировочно соответствует определенному возрастному уровню нормально развивающихся детей. Так, уровень развития ребенка с тяжелыми нарушениями в возрасте 3 — 5 лет по ряду параметров можно сопоставить с развитием здорового ребенка 6—12 месяцев, причем соответствие будет приблизительным, неполным и неточным, уровень развития отдельных сторон его психики может быть выше и ниже.
Исходя из этого, программный материал подбирается ориентировочно, адаптируется к конкретному составу данной обучающейся группы или к конкретному ребенку, последовательность этапов обучения при этом должна соблюдаться. Учитываются особенности развития детей с тяжелой интеллектуальной недостаточностью, их возможности к обучению и воспитанию, актуальный уровень развития, зона ближайшего развития и основные виды деятельности в данный возрастной период.
Работа с детьми дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями интеллекта:
Развитие ребенка осуществляется в процессе деятельности. Для каждого возрастного периода характерны свои, определенные виды деятельности, в которых наиболее полно выражаются присущие ему потребности и мотивы поведения. Для наиболее эффективного развития ребенка необходимо, чтобы обучающее воздействие было включено в контекст конкретной деятельности, имеющей понятное и интересное для ребенка содержание. При этом обеспечивается наибольшая мотивация деятельности, решающим образом влияющая на результаты обучения.
В дошкольном возрасте у ребенка в норме ведущей деятельностью является игра. Но у детей с тяжелой интеллектуальной недостаточностью она не может развиваться в этом возрасте, если своевременно у них не была сформирована предметная деятельность. У таких детей главными коррекционно-воспитательными задачамистановятся в это время формирование предметной деятельности, формирование предпосылок к игре и целенаправленное обучение предметно-игровым действиям.
Развитию предметных действий у этих детей осуществляется на занятиях по привитию санитарно-гигиенических навыков и самообслуживания, на которых детей учат одеваться, умываться, есть и т.д., на занятиях по развитию движений, где используются мячи, воздушные шары, обручи, флажки и т.д., на занятиях рисованием в действиях с мелом, краской, карандашом, бумагой.
Специальная работа по развитию предметных действий проводится на занятиях предметно-практической деятельностью по программе, в которой предусмотрено выполнение постепенно усложняющихся заданий с использованием разнообразных предметов, игрушек.
Формирование игровых возможностей детей осуществляется на специальных занятиях по обучению игре, используются также игровые моменты на всех других занятиях: по ознакомлению с окружающим миром, развитию речи, развитию движений на музыкально-ритмических занятиях.
Занятиям предметно-практической деятельностью и работе по обучению игре в программе посвящены специальные разделы.
Важнейшее значение в работе с дошкольниками с интеллектуальной недостаточностью имеет также организация общения детей со взрослым, которое тоже не сформировалось в раннем детстве. Значительное снижение адаптационных возможностей детей с тяжелой интеллектуальной недостаточностью, несформированность их эмоционально-волевой сферы проведение такой работы делает необходимым.
Организация общения со взрослым не является отдельным разделом обучения. Оно происходит в повседневной жизни детей, в учреждении и в семье. Вместе с тем независимо от особенностей и возможностей ребенка в специальном учреждении воспитатель должен находить время для индивидуальной работы по установлению эмоционального контакта с ним.
Основным показателем способности детей к обучению является возможность включения их в какую-либо целенаправленную деятельность. Уровень сформированности целенаправленной деятельности служит интегративным показателем психического развития ребенка.
Учебно-воспитательный процесс осуществляется с группой из восьми дошкольников с интеллектуальной недостаточностью. Детьми занимаются педагог, воспитатель и няня.
Обучение ведется на протяжении всего времени бодрствования детей: в процессе выполнения режимных моментов, в различного рода играх и на специальных занятиях.
В каждую конкретную деятельность (игру, лепку, рисование и др.) ребенок с тяжелой интеллектуальной недостаточностью должен включаться не под давлением педагога, а только по желанию ему подражать, под воздействием собственных импульсов к деятельности.
Очень часто негативизм ребенка объясняется его неготовностью принять задачи взрослого. Воспитательный процесс должен быть построен так, чтобы, с одной стороны, ребенок свободно действовал по своему желанию, с другой – чтобы педагог мог умело направлять эти желания и включать детей в организованную им деятельность.
Занятия в дошкольной группе проводятся в утренние и вечерние часы. Особенно эффективно должно использоваться время между завтраком и обедом, до прогулки.
В первой половине дня целесообразно выстроить такой порядок занятий: игры в игровом уголке с обязательным участием взрослого; ритмические занятия, сочетающиеся с речевой работой; работа за столом — занятия различными видами ручной продуктивной деятельности; подвижная игра или хоровод с песней; рассказывание сказки.
После дневного сна планируется проведение игр, занятий по формированию навыков самообслуживания, досуговых мероприятий (показ кукольного театра, пение и танцы с воспитателем и др.).
Большое значение для развития дошкольников с тяжелой интеллектуальной недостаточностью и коррекции их недостатков имеет применение адекватных методов и приемов работы с ними.
Поскольку отсутствие у детей устойчивого и направленного внимания является серьезнейшим препятствием, мешающим обучению, на каждом занятии специальное время следует уделять упражнениям на развитие этой психической функции. Это могут быть специальные занятия, но их элементы необходимо включать в разные виды деятельности, прежде всего в игры и упражнения по психомоторике, развивающие зрительное и слуховое внимание. Во многие упражнения и игры, направленные на развитие внимания, включается компонент моторики. В упражнениях на внимание используют возможности детей подражать взрослому (во всех этих упражнениях и играх демонстрация сигнала всякий раз сопровождается речью педагога). На начальных этапах речь играет лишь вспомогательную роль, но постепенно она должна становиться основным стимулом, вызывающим действия детей, а роль неречевых, чувственных сигналов должна отходить на второй план.
В программе обучения и воспитания детей с тяжелой интеллектуальной недостаточностью дошкольного возраста указаны направления, по которым организуется работа. Весь процесс специфичен по содержанию и методам и осуществляется с учетом особенностей познавательной деятельности и личностного развития детей, а также коррекционно-компенсаторной направленности психолого-педагогического воздействия.
Развитие движений
В эти занятия включаются различные упражнения, направленные на укрепление опорно-двигательного аппарата, сердечно-сосудистой системы, органов дыхания, на развитие основных движений (вырабатываются целенаправленность движений, скорость, ловкость, сила, точность, соразмерность двигательных актов), с тем чтобы занимающийся мог достигнуть наиболее оптимальной для его возраста физической подготовленности. Эти занятия на доступном этим детям материале направлены также на развитие ориентировки в пространстве: дети учатся ощущать свое тело, его положение в пространстве, мышечную силу.
Формирование навыков самообслуживания
Основной целью этого важного раздела программы является формирование у ребенка навыков, обеспечивающих его бытовую независимость от окружающих, а также овладение элементами бытового труда, что в дальнейшем станет предпосылкой трудового обучения. Специфика и задачи данного раздела на каждом из этапов обучения определяются возможностями детей, прежде всего уровнем развития предметной деятельности. Предусматривает привитие навыков и умений, связанных с личной гигиеной ребенка, которые прививаются в бытовых ситуациях во время умывания, принятия пищи, в ходе одевания и раздевания. Для отработки того или иного умения нужно проводить короткие занятия с частной целью, например научить вытирать полотенцем руки или брать ложку со стола, уметь ее держать во время еды.
Ознакомление с окружающим и развитие речи
Развитие речи дошкольников с тяжелой интеллектуальной недостаточностью происходит в общении со взрослым, через организацию совместной с ним деятельности, посредством овладения действиями с предметами, игрушками. К активной речи ребенок перейдет тогда, когда у него накопятся необходимые впечатления и возникнет потребность что-то сказать. Педагог стремится вызвать у ребенка к окружающим предметам, игрушкам эмоциональное отношение, привлекает к ним его внимание и постепенно включает предметы в совместные манипуляции, тем самым обеспечивая знакомство с ними и их свойствами. Занятия по развитию речи с детьми с тяжелой интеллектуальной недостаточностью дошкольного возраста должны тесно переплетаться с занятиями по ознакомлению с окружающим, с одной стороны, и занятиями по овладению действиями с игрушками, предметами окружающего мира — с другой. Игра всегда вызывает интерес и радость у детей, они стараются хорошо выполнять свои роли, стараются говорить.
Обучение игре
Обучение игре является важным разделом программы. Известно, что через овладение ребенком ведущими видами детской деятельности осуществляется развитие психических процессов и формируется личность ребенка. Но поскольку у детей с тяжелой интеллектуальной недостаточностью игра в дошкольном возрасте спонтанно не развивается, одной из главных коррекционно-воспитательных задач обучения и воспитания становится формирование предпосылок к развитию игры и целенаправленное обучение ей. При обучении игре дошкольника с тяжелой интеллектуальной недостаточностью педагог подчиняет свою работу решению следующих задач: упорядочение активности детей; установление взаимодействия ребенка и взрослого через овладение несложными действиями с предметами; формирование совместных с педагогом игровых действий; создание ситуаций сотрудничества детей и взрослого, побуждающих к развитию игры.
Предметно-практическая деятельность
Занятия предметно-практической деятельностью у детей с тяжелой интеллектуальной недостаточностью дошкольного возраста имеют целью восполнить недоразвитие у них предметных действий и корригировать нарушения их восприятия, внимания, зрительно-двигательной координации, пространственных представлений, наглядно-действенного и наглядно-образного мышления в организуемых педагогом практических действиях с предметами. Эти занятия проводятся в тех видах деятельности, которые характерны для детей раннего возраста: в предметной, игровой, ручной продуктивной деятельности (с использованием сборных игрушек, разрезных картинок, мозаики, с обучением элементарному конструированию, простейшим видам ручного труда).
На занятиях педагогу следует оказывать внимание каждому ребенку и работать с каждым индивидуально. Любое задание выполняется всеми детьми. При этом педагог оказывает ребенку ту помощь, какая ему требуется, в зависимости от его возможностей и трудностей, положительно оценивая малейшее достижение ребенка.
Рисование
Изобразительная деятельность детей тесно связана с развитием восприятия, моторики, воображения, образного мышления, речи, т.е. с развитием разных сторон психической деятельности ребенка. Изобразительные действия сопровождаются игрой и речью.
Во время занятий педагог рисует для детей и вместе с ними, сопровождая рисование речью, обучая правильным приемам работы с предметами и орудиями рисования (карандаш, кисть, бумага, мел и т.д.).
Лучшей формой занятий можно считать комбинированные занятия с переходом от конструирования и лепки к рисованию, от обучения действиям с предметами к их фиксированию в рисунке.
Постепенно намечается переход к самостоятельному рисованию.
Обучение рисованию, как и музыкально-ритмические занятия, способствуют эстетическому воспитанию детей.
В разрабатываемых в последнее время различных авторских программах и методиках содержатся интересные новаторские предложения, описания таких направлений работы с детьми данной категории, как арттерапия, музыкотерапия, рисование под музыку, сказкотерапия, использование компьютерных технологий и др. Применение различных методик и форм реабилитационной работы с детьми с тяжелой интеллектуальной недостаточностью позволит по возможности максимально способствовать социокультурному развитию этих детей.
Содержание и организация образования (коррекционно-воспитательного процесса) с детьми с тяжелыми нарушениями развития:
Обучение детей с тяжелой интеллектуальной недостаточностью следует построить иначе, чем обучение детей с легкой и средней степенью интеллектуальной недостаточностью. Школьная работа с этими, детьми ведется по особому учебному плану, своим программам и методикам.
В настоящее время действуют программы обучения детей с умеренной и тяжёлой интеллектуальной недостаточностью: «Предметно-практическая деятельность» (2008), «Музыкально-ритмические задания» (под ред. О.В. Клезович, 2007), «Социальная адаптация» (В.И. Олешкевич, С.П. Самуйлик, 2005), «Элементы грамоты и развития речи» (Л.А. Новикова, Л.М. Сахар, 2004), «Формирование санитарно-гигиенических умений и самообслуживание» (2010), «Элементы арифметики» (Т.В. Лисовская, 2003).
К каждой из программ разработан специальный учебный план. В I — IV классах обучение направлено на достижение оптимального для каждого ребенка уровня развития в физическом, интеллектуальном, эмоциональном, социокультурном планах. При этом можно полностью согласиться со следующим положением: «Для большинства "особых" детей наиболее значимыми являются не академические навыки, а овладение навыками самообслуживания, общения, приспособление к ежедневной жизни людей, к стилю жизни в обществе». Необходимо отметить, что это положение и прежде неоднократно утверждалось такими специалистами в области олигофренопедагогики, как А. А. Ватажина, М.И.Кузьмицкая, Г. М.Дульнев.
Исходя из этого положения работа с детьми ведется по следующим направлениям коррекционного обучения:
- самообслуживание и гигиена;
- физкультура;
- музыка, ритмика, пение;
- предметно-практическая деятельность, конструирование, ручной труд;
- рисование;
- развитие речи и ознакомление с окружающим;
- обучение грамоте (чтение и письмо);
- элементарный счет.
Специфика организации учебно-воспитательной работы с детьми данной категории в младшем школьном возрасте обусловлена их психофизическими особенностями.
Наполняемость класса (группы) — не более 10 учащихся. В реабилитационных центрах и других специализированных учреждениях, где условия позволяют это делать, наполняемость группы —6 человек.
Обучение проводится ежедневно, преимущественно в первую половину дня, и состоит, как правило, из четырех уроков-занятий, продолжительность которых в подготовительном и I классах—35 минут, во II — IV классах — 45 минут. Режим занятий может варьироваться, если этого требует психофизическое состояние того или иного ребенка.
Оборудование и обстановка помещения для начальных классов (групп) несколько отличается от общепринятых. В качестве рабочего места учащихся приняты столы с горизонтальной поверхностью, так как на тех удобнее располагать дидактический материал и работать с ним.
В классе оставлено свободное пространство для организации двигательных упражнений и подвижных игр. Для того чтобы дети могли играть самостоятельно, оборудуется специальная игровая комната или игровой уголок, обстановка которых по возможности приближается к домашней (игровой шкаф или стенд, диван, ковер на полу, игрушки, в количестве, позволяющем играть всем детям).
Особое значение для организации учебно-воспитательной работы с детьми с умеренной и тяжёлой интеллектуальной недостаточностью имеет обеспечение наглядными дидактическими пособиями, раздаточным материалом, специальным оборудованием для физкультурных занятий. Полноценная работа без достаточного количества нужного оборудования в данных классах невозможна. Пособия приобретаются учреждением и, если необходимо, приспосабливаются учителем (воспитателем) для использования данным контингентом детей, а также изготовляются самими учителями (воспитателями). В подготовке пособий принимают участие и родители детей с умеренной и тяжёлой интеллектуальной недостаточностью, детское учреждение постоянно поддерживает с ними контакт, привлекая их к помощи во всех вопросах воспитания и обучения детей.
Если ребенок неконтактен, беспокоен, плаксив, не понимает ситуации и требований учителя, не подчиняет своего поведения элементарным нормам, приходится прибегать к такой форме обучения его, когда кто-либо из его близких, чаще мать или бабушка, сидят с ним вместе за партой и направляют всю его деятельность, сообразуясь с указаниями учителя. Такая работа может продолжаться месяц и два. Переход ребенка к самостоятельной деятельности происходит очень постепенно: мать садится не за парту, а на стул рядом с ней и руководит ребенком больше взглядом и словом, а не управляет действиями, удерживая его руки в своих, как вначале; постепенно мать отсаживается все дальше и дальше; наступает момент, когда она может оставить ребенка. Благотворно влияет на такого трудного ребенка другой, более организованный ученик, посаженный с ним за одну парту. Он как бы выполняет роль ушедшей матери.
В середине школьного дня организуется перерыв на завтрак, что обеспечивает детям переключение и необходимый отдых. Это время используется для воспитания санитарно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания учащихся: аккуратного самостоятельного пользования туалетом, мытья рук, правильного
Навыки одевания и раздевания закрепляются ежедневно и при приходе детей в специальное учреждение и при уходе домой, а также при переодевании для уроков физкультуры. В детском доме-интернате санитарно-гигиенические навыки воспитываются при проведении всех режимных моментов систематически; в школе, реабилитационном центре и детском доме-интернате проводятся специальные уроки по этому разделу программы.
Особенность организации каждого урока с детьми с умеренной и тяжёлой интеллектуальной недостаточностью — проведение подвижных игр и физкультурных, ритмических упражнений, выполняемых под песенку. Недопустимо, чтобы умственно отсталые дети весь урок сидели за своими партами, как бы интересно ни было построено занятие. Двигательные упражнения и игры должны проводиться либо в середине урока, либо к концу его.
- Вопросы
- «Методика коррекционно-развивающей работы при интеллектуальной недостаточности»
- 2012-2013 Учебный год
- Ответы на вопросы
- 1. Развитие представлений об интеллектуальной недостаточности с древних времен до наших дней
- История становления специальной педагогики в России
- Актуальные проблемы специального образования на современном этапе
- История становления и развития национальных систем специального образования (социокультурный контекст)
- Первый период эволюции: от агрессии и нетерпимости к осознанию необходимости призрения инвалидов
- Третий период эволюции: от осознания возможности обучения детей с сенсорными нарушениями к признанию права аномальных детей на образование. Становление системы специального образования
- Пятый период эволюции: от равных прав к равным возможностям; от «институциализации» к интеграции
- Хронологические сроки прохождения периодов эволюции отношения общества и государства к липам с отклонениями в развитии в Западной Европе и в России
- 2. Выдающиеся ученые-дефектологи их вклад в теорию и практику специального образования
- 3. Понятие «коррекционное образование», структурные компоненты
- 4. Понятие психологической коррекции, предмет и задачи
- 5. Принципы психологической коррекции, особенности их реализации на различных возрастных этапах
- 6. Виды и формы психокоррекции
- 1. По характеру направленности выделяют коррекцию:
- 2. По содержанию различают коррекцию:
- 7. По масштабу решаемых задач различают психокоррекцию:
- 7. Условия эффективности коррекционно-развивающей работы при интеллектуальной недостаточности требования, предъявляемые к специалисту, осуществляющему психокоррекционные мероприятия
- 8. Определение целей, задач, содержания и методов коррекционно-развивающей работы при интеллектуальной недостаточности
- Содержание образования
- 9. Особенности работы учителя-дефектолога с детьми с интеллектуальной недостаточностью в различных типах специальных учреждений и в условиях интегрированного обучения
- 10. Понятие, признаки, структура педагогических технологий
- 11. Цель и основные направления коррекционной работы с детьми с интеллектуальной недостаточностью.
- 12. Научно-методические основы планирования коррекционной работы с детьми с интеллектуальной недостаточностью.
- 13. Проблемы планирования коррекционно-развивающей работы в педагогической практике.
- 14. Коррекционно-развивающие задачи к занятию, их основные характеристики, способы формулирования.
- 15. Разработка технологической карты коррекционного занятия с учащимися с легкой степенью умственной отсталости.
- Технологическая карта коррекционного занятия
- 16. Нормативная документация, регламентирующая организацию коррекционно-развивающей работы при интеллектуальной недостаточности.
- 17. Психологические особенности младенческого возраста.
- 1. Кризис новорожденности
- 2. Психологическая характеристика периода новорожденности
- 3. Эмоциональное общение со взрослым как ведущая деятельность младенца
- 4. Основные линии психического развития ребенка
- 5. Новообразования младенческого возраста
- 18. Стимуляция эмоционально-коммуникативного поведения ребенка первого года жизни.
- 19. Коррекционно-развивающая работа по формированию сенсорной сферы у детей первого года жизни.
- 20. Особенности развития двигательной сферы детей первого года жизни.
- 21. Организация ранней комплексной коррекционно-педагогической помощи детям с интеллектуальной недостаточностью.
- 22. Содержание коррекционно-развивающей работы по сенсорному развитию ребенка раннего возраста.
- 23. Содержание работы по формированию моторно-двигательной сферы детей раннего возраста.
- 24. Стимуляция эмоционально-коммуникативного поведения ребенка раннего возраста.
- 25. Взаимодействие олигофренопедагога с родителями. Основные направления в работе специалистов с семьей.
- 26. Направления коррекционно-развивающей работы с детьми дошкольного возраста.
- 27. Содержание коррекционной работы с детьми с интеллектуальной недостаточностью дошкольного возраста.
- 28. Приемы работы по формированию способностей понимать обращенную речь.
- 29. Педагогическая диагностика как основа организации коррекционно-развивающей работы с детьми дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью.
- Методы психолого-педагогической диагностики умственной отсталости
- 30. Задачи коррекционно-педагогической помощи и коррекционно-воспитательной работы с детьми с различной степенью интеллектуальной недостаточности.
- 31. Коррекционно-развивающая работа по формированию познавательной деятельности у детей с интеллектуальной недостаточностью.
- 32. Коррекционно-развивающая работа по формированию пространственной ориентировки у детей с интеллектуальной недостаточностью.
- 33. Коррекционно-развивающая работа по формированию социального поведения у детей с интеллектуальной недостаточностью.
- 34. Направления и содержание коррекционно-развивающей работы с детьми с интеллектуальной недостаточностью школьного возраста.
- 35. Особенности организации и проведения коррекционных занятий с детьми с интеллектуальной недостаточностью школьного возраста.
- 36. Психолого-педагогическое сопровождение лиц с интеллектуальной недостаточностью после окончания образовательного учреждения.
- 37. Виды помощи на коррекционном занятии, последовательность и правила ее оказания.
- 38. Основные направления психологической помощи и особенности ее реализации (психопрофилактика, просвещение, консультирование, психокоррекция).
- Психопрофилактика и психогигиена,
- 39. Организация взаимодействия педагога и ребенка с интеллектуальной недостаточностью в учебном процессе.
- 40. Семья как активный участник коррекционно-педагогического процесса.
- 41. Особенности психолого-педагогического сопровождения семей, воспитывающих детей с интеллектуальной недостаточностью.
- 2. Консультирование родителей (о дальнейшем маршруте обучения, о перспективах).
- 42. Психологическое изучение семей: цели, задачи, принципы и направления диагностической работы.
- 43. Психологическое сопровождение ребенка с интеллектуальной недостаточностью в учебно-воспитательном процессе.
- 44. Особенности проведения консультирования детей с интеллектуальной недостаточностью.
- Гностический блок
- Конструктивный блок
- Организационный блок
- Оценочный блок
- 45. Формы организации коррекционных занятий. Современные требования к проведению коррекционного занятия.
- Организация коррекционно-развивающих занятий.
- Современные требования к проведению коррекционного занятия.
- III.Примерная структура фронтального занятия.
- 46. Содержание коррекционных и развивающих занятий, реализация принципов психокоррекции.
- 47. Организация и содержание образования учащихся с умеренной и тяжелой интеллектуальной недостаточностью
- 48. Основные направления коррекционно-развивающей работы с детьми с интеллектуальной недостаточностью в условиях цкрОиР.
- 1. Методическое направление
- 2. Коррекционно-развивающая работа и социальная реабилитация
- 3. Диагностическое направление
- 4. Консультативное направление
- 5. Социально-психологическое направление.
- 6. Информационно-аналитическое направление
- 49. Основные направления коррекционно-развивающей работы с детьми с интеллектуальной недостаточностью в условиях надомного обучения.
- Общие принципы и правила работы педагогов надомного обучения:
- 50. Специфика организации педагогического общения с детьми, имеющими интеллектуальную недостаточность.
- 2. Повышение психической активности ребенка.