46. Содержание коррекционных и развивающих занятий, реализация принципов психокоррекции.
(Можно остановиться на принципах (вопрос № 5))
Коррекционно-развивающая работа в учреждении образования представляет собой совокупность психолого-педагогических воздействий, предполагающих либо исправление, либо профилактику недостатков и отклонений в развитии ребенка. Соответственно, коррекционно-развивающая работа с детьми в период адаптации детей к школе представляет собой совокупность психолого-педагогических воздействий, предполагающих профилактику и преодоление школьной дезадаптации, которая может проявляться на физиологическом, познавательном, социально-психологическом и личностном уровне.
Подчеркивая специфику психокоррекционного процесса, специалисты нередко склонны отграничивать его от развивающего процесса. При этом отмечают, что психокоррекция имеет дело с уже сформированными чертами и направлена на их исправление, основная же задача развития состоит в том, чтобы сформировать у человека отсутствующие или недостаточно развитые психологические качества. Коррекционная работа помогает преодолевать трудности развития, развивающая направлена на профилактику и предупреждение проблем развития.
Однако в реальном процессе психологической помощи оба вида воздействия тесно переплетаются между собой, поэтому применительно к психолого-педагогическому сопровождению адаптации ребенка к школе уместно пользоваться понятием "коррекционно-развивающая работа".
Выбор целей и направленности коррекционно-развивающей работы, то есть стратегия ее осуществления, определяется тремя основными принципами:
- нормативности развития,
- коррекции"сверху вниз",
- системности развития психической деятельности.
Тактика коррекционно-развивающей работы, т.е. выбор средств и способов достижения поставленных целей, вытекает из так называемого деятельностного принципа коррекции и развития.
Принцип нормативностиоснован на закономерностях психического развития, значении последовательности его стадий для формирования личности ребенка. "Возрастные нормы" первоклассника (младшего школьника) могут быть представлены например, в виде "Психологических характеристик идеального первоклассника" (см.Приложение 1) и/или "Психолого-педагогических требований к содержанию статуса школьника" (см. методическое пособие "Адаптация к школе. Диагностика, предупреждение и преодоление дезадаптации").
Принцип коррекции "сверху вниз"ставит в центр внимания создание зоны ближайшего развития личности и деятельности ребенка. Воплощение данного принципа требует учета двух моментов. Во-первых, такая коррекционно-развивающая работа должна строиться как целенаправленное формирование психических новообразований, составляющих сущностную характеристику возраста. Во-вторых, в отличие от коррекции "снизу вверх", имеющей своей целью упражнение и упрочение того, что уже достигнуто ребенком, она носит опережающий, предвосхищающий характер, активно формирует то, что должно быть достигнуто ребенком в ближайшей перспективе.
Принцип системности коррекционных, профилактических и развивающих задачобусловливает необходимость учета сложного системного характера психического развития в онтогенезе. Системность задач отражает взаимосвязанность развития различных сторон личности ребенка и неравномерность их развития.
Это значит, что каждый ребенок находится как бы на различных уровнях развития в отношении разных его аспектов:
а) на уровне благополучия, соответствующего нормативам развития;
б) на уровне "риска", то есть угрозы возникновения потенциальных трудностей развития, выражающихся в различных отклонениях от нормативного хода развития.
Деятельностный принцип, коррекционно-развивающей работы,во-первых, определяет сам предмет приложения коррекционно-развивающих воздействий и, во-вторых, задает их способы через организацию соответствующих видов деятельности ребенка путем формирования обобщенных способов ориентировки.
Коррекционно-развивающая работа должна строиться не как простая тренировка умений и навыков, не как отдельные упражнения по совершенствованию психической деятельности, а как целостная осмысленная деятельность ребенка, органически вписывающаяся в систему его повседневных жизненных отношений.
Коррекционно-развивающий процесс, как правило, осуществляется на основе программы, решающей задачи разного уровня:
- развивающего – оптимизация, стимулирование и обогащение содержания развития;
- профилактического – предупреждение отклонений и трудностей в развитии;
- коррекционного – исправление отклонений и нарушений развития, разрешение трудностей развития.
При составлении коррекционно-развивающих программ необходимо опираться на следующие принципы: единства диагностики, коррекции и развития; приоритетности коррекции причин отклонений перед симптоматической коррекцией; учета возрастных и индивидуально-типологических особенностей личности; активного привлечения ближайшего социального окружения; комплексности методов, постепенного возрастания сложности, увеличения уровня субъектности ребенка.
- Вопросы
- «Методика коррекционно-развивающей работы при интеллектуальной недостаточности»
- 2012-2013 Учебный год
- Ответы на вопросы
- 1. Развитие представлений об интеллектуальной недостаточности с древних времен до наших дней
- История становления специальной педагогики в России
- Актуальные проблемы специального образования на современном этапе
- История становления и развития национальных систем специального образования (социокультурный контекст)
- Первый период эволюции: от агрессии и нетерпимости к осознанию необходимости призрения инвалидов
- Третий период эволюции: от осознания возможности обучения детей с сенсорными нарушениями к признанию права аномальных детей на образование. Становление системы специального образования
- Пятый период эволюции: от равных прав к равным возможностям; от «институциализации» к интеграции
- Хронологические сроки прохождения периодов эволюции отношения общества и государства к липам с отклонениями в развитии в Западной Европе и в России
- 2. Выдающиеся ученые-дефектологи их вклад в теорию и практику специального образования
- 3. Понятие «коррекционное образование», структурные компоненты
- 4. Понятие психологической коррекции, предмет и задачи
- 5. Принципы психологической коррекции, особенности их реализации на различных возрастных этапах
- 6. Виды и формы психокоррекции
- 1. По характеру направленности выделяют коррекцию:
- 2. По содержанию различают коррекцию:
- 7. По масштабу решаемых задач различают психокоррекцию:
- 7. Условия эффективности коррекционно-развивающей работы при интеллектуальной недостаточности требования, предъявляемые к специалисту, осуществляющему психокоррекционные мероприятия
- 8. Определение целей, задач, содержания и методов коррекционно-развивающей работы при интеллектуальной недостаточности
- Содержание образования
- 9. Особенности работы учителя-дефектолога с детьми с интеллектуальной недостаточностью в различных типах специальных учреждений и в условиях интегрированного обучения
- 10. Понятие, признаки, структура педагогических технологий
- 11. Цель и основные направления коррекционной работы с детьми с интеллектуальной недостаточностью.
- 12. Научно-методические основы планирования коррекционной работы с детьми с интеллектуальной недостаточностью.
- 13. Проблемы планирования коррекционно-развивающей работы в педагогической практике.
- 14. Коррекционно-развивающие задачи к занятию, их основные характеристики, способы формулирования.
- 15. Разработка технологической карты коррекционного занятия с учащимися с легкой степенью умственной отсталости.
- Технологическая карта коррекционного занятия
- 16. Нормативная документация, регламентирующая организацию коррекционно-развивающей работы при интеллектуальной недостаточности.
- 17. Психологические особенности младенческого возраста.
- 1. Кризис новорожденности
- 2. Психологическая характеристика периода новорожденности
- 3. Эмоциональное общение со взрослым как ведущая деятельность младенца
- 4. Основные линии психического развития ребенка
- 5. Новообразования младенческого возраста
- 18. Стимуляция эмоционально-коммуникативного поведения ребенка первого года жизни.
- 19. Коррекционно-развивающая работа по формированию сенсорной сферы у детей первого года жизни.
- 20. Особенности развития двигательной сферы детей первого года жизни.
- 21. Организация ранней комплексной коррекционно-педагогической помощи детям с интеллектуальной недостаточностью.
- 22. Содержание коррекционно-развивающей работы по сенсорному развитию ребенка раннего возраста.
- 23. Содержание работы по формированию моторно-двигательной сферы детей раннего возраста.
- 24. Стимуляция эмоционально-коммуникативного поведения ребенка раннего возраста.
- 25. Взаимодействие олигофренопедагога с родителями. Основные направления в работе специалистов с семьей.
- 26. Направления коррекционно-развивающей работы с детьми дошкольного возраста.
- 27. Содержание коррекционной работы с детьми с интеллектуальной недостаточностью дошкольного возраста.
- 28. Приемы работы по формированию способностей понимать обращенную речь.
- 29. Педагогическая диагностика как основа организации коррекционно-развивающей работы с детьми дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью.
- Методы психолого-педагогической диагностики умственной отсталости
- 30. Задачи коррекционно-педагогической помощи и коррекционно-воспитательной работы с детьми с различной степенью интеллектуальной недостаточности.
- 31. Коррекционно-развивающая работа по формированию познавательной деятельности у детей с интеллектуальной недостаточностью.
- 32. Коррекционно-развивающая работа по формированию пространственной ориентировки у детей с интеллектуальной недостаточностью.
- 33. Коррекционно-развивающая работа по формированию социального поведения у детей с интеллектуальной недостаточностью.
- 34. Направления и содержание коррекционно-развивающей работы с детьми с интеллектуальной недостаточностью школьного возраста.
- 35. Особенности организации и проведения коррекционных занятий с детьми с интеллектуальной недостаточностью школьного возраста.
- 36. Психолого-педагогическое сопровождение лиц с интеллектуальной недостаточностью после окончания образовательного учреждения.
- 37. Виды помощи на коррекционном занятии, последовательность и правила ее оказания.
- 38. Основные направления психологической помощи и особенности ее реализации (психопрофилактика, просвещение, консультирование, психокоррекция).
- Психопрофилактика и психогигиена,
- 39. Организация взаимодействия педагога и ребенка с интеллектуальной недостаточностью в учебном процессе.
- 40. Семья как активный участник коррекционно-педагогического процесса.
- 41. Особенности психолого-педагогического сопровождения семей, воспитывающих детей с интеллектуальной недостаточностью.
- 2. Консультирование родителей (о дальнейшем маршруте обучения, о перспективах).
- 42. Психологическое изучение семей: цели, задачи, принципы и направления диагностической работы.
- 43. Психологическое сопровождение ребенка с интеллектуальной недостаточностью в учебно-воспитательном процессе.
- 44. Особенности проведения консультирования детей с интеллектуальной недостаточностью.
- Гностический блок
- Конструктивный блок
- Организационный блок
- Оценочный блок
- 45. Формы организации коррекционных занятий. Современные требования к проведению коррекционного занятия.
- Организация коррекционно-развивающих занятий.
- Современные требования к проведению коррекционного занятия.
- III.Примерная структура фронтального занятия.
- 46. Содержание коррекционных и развивающих занятий, реализация принципов психокоррекции.
- 47. Организация и содержание образования учащихся с умеренной и тяжелой интеллектуальной недостаточностью
- 48. Основные направления коррекционно-развивающей работы с детьми с интеллектуальной недостаточностью в условиях цкрОиР.
- 1. Методическое направление
- 2. Коррекционно-развивающая работа и социальная реабилитация
- 3. Диагностическое направление
- 4. Консультативное направление
- 5. Социально-психологическое направление.
- 6. Информационно-аналитическое направление
- 49. Основные направления коррекционно-развивающей работы с детьми с интеллектуальной недостаточностью в условиях надомного обучения.
- Общие принципы и правила работы педагогов надомного обучения:
- 50. Специфика организации педагогического общения с детьми, имеющими интеллектуальную недостаточность.
- 2. Повышение психической активности ребенка.