logo
Ответы на вопросы по гос

15. Разработка технологической карты коррекционного занятия с учащимися с легкой степенью умственной отсталости.

Таблица ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ С УЧАЩИМИСЯ 1 «А» КЛАССА

Направления коррекционной работы

Задачи коррекционной работы

Учащиеся

Развитие

зрительного

восприятия,

пространственной

ориентировки

1) Уточнять знания об основных эталонах цвета, развивать умение дифференцировать цвета и их оттенки

Владик, Егор

2) Формировать, уточнять представления о форме предметов

Владик, Егор, Саша

3) Уточнять представления о величине предметов (высокий-низкий, тонкий-толстый, широкий-узкий и др.)

Влад, Саша, Павел

4) Формировать умение ориентироваться на листе бумаги

Владик, Виталик

5) Формировать временные представления:

Саша, Павел

Хотелось бы отметить, что для другой группы учащихся с трудностями в обучении такой же возрастной категории (первоклассников) данное направление коррекционной работы - «развитие зрительного восприятия, пространственной ориентировки» - может оказаться неактуальным вовсе либо спектр задач в его рамках будет иным. Задачи коррекционной работы определяются только на диагностической основе, поэтому единого планакоррекционной работы с детьми той или иной возрастной группы быть не может.

Таким образом, планирование коррекционной работы должно содержать ответы на следующие вопросы: «Над чем нужно работать с данной группой детей (на пункте, в классе)?» и «В какой последовательности осуществлять эту работу?»

Четвертый этап. Цель - решение задач коррекционной работы, что реализуется через систему коррекционных занятий и организацию коррекционно направленного учебно-воспитательного процесса. Продуктом данного этапа деятельности учителя-дефектолога в отношении каждого ребенка является устранение неблагополучий в развитии, влияющих на успешность учебной деятельности ученика.

Предусмотреть заранее, на перспективу, сколько занятий понадобится ребенку для устранения в его развитии тех или иных проблем представляется достаточно сложным, а возможно и ненужным, так как в этом случае усиливается формализм в планировании коррекционной работы.

Широко распространены в практике работы дефектологов ситуации, когда в журнал записываются темы, представленные в перспективном плане коррекционной работы, однако реально специалист осуществляет иную деятельность, ориентированную на актуальные на данный момент проблемы и потребности ребенка. На наш взгляд, при неформальном подходе определение темы каждого последующего коррекционного занятия осуществляется на основе оценки результативности предыдущего.

Предлагаем вариант технологической карты коррекционного занятия, позволяющий педагогу-дефектологу отслеживать реализацию поставленных коррекционно-педагогических задач и неформально подходить к планированию своей повседневной деятельности.

Отражение содержания коррекционного занятия в такой технологической карте соответствует следующей логике:

1) над чем буду работать (задачи в последовательности их решения),

2) как буду работать над решением каждой выделенной задачи, какие задания предлагать детям,

3) что мне для этого понадобится (оборудование),

4) какую помощь можно оказать ребенку при выполнении того или иного задания.

Пятая колонка технологической карты («примечания») заполняется после проведения занятия: отмечается, что для ребенка является уже неактуальной проблемой (с чем он уже справляется самостоятельно), какая помощь оказывается пока необходима при выполнении предлагавшихся заданий.

В результате такого самоанализа проведенного занятия перед педагогом вырисовывается дальнейшая перспектива работы - над чем надо еще работать и на каком уровне. Отсюда и вытекает тема следующего коррекционного занятия.