15. Разработка технологической карты коррекционного занятия с учащимися с легкой степенью умственной отсталости.
Таблица ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ С УЧАЩИМИСЯ 1 «А» КЛАССА
Направления коррекционной работы | Задачи коррекционной работы | Учащиеся |
Развитие зрительного восприятия, пространственной ориентировки | 1) Уточнять знания об основных эталонах цвета, развивать умение дифференцировать цвета и их оттенки | Владик, Егор |
2) Формировать, уточнять представления о форме предметов | Владик, Егор, Саша | |
3) Уточнять представления о величине предметов (высокий-низкий, тонкий-толстый, широкий-узкий и др.) | Влад, Саша, Павел | |
4) Формировать умение ориентироваться на листе бумаги | Владик, Виталик | |
5) Формировать временные представления: | Саша, Павел | |
|
| |
|
|
Хотелось бы отметить, что для другой группы учащихся с трудностями в обучении такой же возрастной категории (первоклассников) данное направление коррекционной работы - «развитие зрительного восприятия, пространственной ориентировки» - может оказаться неактуальным вовсе либо спектр задач в его рамках будет иным. Задачи коррекционной работы определяются только на диагностической основе, поэтому единого планакоррекционной работы с детьми той или иной возрастной группы быть не может.
Таким образом, планирование коррекционной работы должно содержать ответы на следующие вопросы: «Над чем нужно работать с данной группой детей (на пункте, в классе)?» и «В какой последовательности осуществлять эту работу?»
Четвертый этап. Цель - решение задач коррекционной работы, что реализуется через систему коррекционных занятий и организацию коррекционно направленного учебно-воспитательного процесса. Продуктом данного этапа деятельности учителя-дефектолога в отношении каждого ребенка является устранение неблагополучий в развитии, влияющих на успешность учебной деятельности ученика.
Предусмотреть заранее, на перспективу, сколько занятий понадобится ребенку для устранения в его развитии тех или иных проблем представляется достаточно сложным, а возможно и ненужным, так как в этом случае усиливается формализм в планировании коррекционной работы.
Широко распространены в практике работы дефектологов ситуации, когда в журнал записываются темы, представленные в перспективном плане коррекционной работы, однако реально специалист осуществляет иную деятельность, ориентированную на актуальные на данный момент проблемы и потребности ребенка. На наш взгляд, при неформальном подходе определение темы каждого последующего коррекционного занятия осуществляется на основе оценки результативности предыдущего.
Предлагаем вариант технологической карты коррекционного занятия, позволяющий педагогу-дефектологу отслеживать реализацию поставленных коррекционно-педагогических задач и неформально подходить к планированию своей повседневной деятельности.
Отражение содержания коррекционного занятия в такой технологической карте соответствует следующей логике:
1) над чем буду работать (задачи в последовательности их решения),
2) как буду работать над решением каждой выделенной задачи, какие задания предлагать детям,
3) что мне для этого понадобится (оборудование),
4) какую помощь можно оказать ребенку при выполнении того или иного задания.
Пятая колонка технологической карты («примечания») заполняется после проведения занятия: отмечается, что для ребенка является уже неактуальной проблемой (с чем он уже справляется самостоятельно), какая помощь оказывается пока необходима при выполнении предлагавшихся заданий.
В результате такого самоанализа проведенного занятия перед педагогом вырисовывается дальнейшая перспектива работы - над чем надо еще работать и на каком уровне. Отсюда и вытекает тема следующего коррекционного занятия.
- Вопросы
- «Методика коррекционно-развивающей работы при интеллектуальной недостаточности»
- 2012-2013 Учебный год
- Ответы на вопросы
- 1. Развитие представлений об интеллектуальной недостаточности с древних времен до наших дней
- История становления специальной педагогики в России
- Актуальные проблемы специального образования на современном этапе
- История становления и развития национальных систем специального образования (социокультурный контекст)
- Первый период эволюции: от агрессии и нетерпимости к осознанию необходимости призрения инвалидов
- Третий период эволюции: от осознания возможности обучения детей с сенсорными нарушениями к признанию права аномальных детей на образование. Становление системы специального образования
- Пятый период эволюции: от равных прав к равным возможностям; от «институциализации» к интеграции
- Хронологические сроки прохождения периодов эволюции отношения общества и государства к липам с отклонениями в развитии в Западной Европе и в России
- 2. Выдающиеся ученые-дефектологи их вклад в теорию и практику специального образования
- 3. Понятие «коррекционное образование», структурные компоненты
- 4. Понятие психологической коррекции, предмет и задачи
- 5. Принципы психологической коррекции, особенности их реализации на различных возрастных этапах
- 6. Виды и формы психокоррекции
- 1. По характеру направленности выделяют коррекцию:
- 2. По содержанию различают коррекцию:
- 7. По масштабу решаемых задач различают психокоррекцию:
- 7. Условия эффективности коррекционно-развивающей работы при интеллектуальной недостаточности требования, предъявляемые к специалисту, осуществляющему психокоррекционные мероприятия
- 8. Определение целей, задач, содержания и методов коррекционно-развивающей работы при интеллектуальной недостаточности
- Содержание образования
- 9. Особенности работы учителя-дефектолога с детьми с интеллектуальной недостаточностью в различных типах специальных учреждений и в условиях интегрированного обучения
- 10. Понятие, признаки, структура педагогических технологий
- 11. Цель и основные направления коррекционной работы с детьми с интеллектуальной недостаточностью.
- 12. Научно-методические основы планирования коррекционной работы с детьми с интеллектуальной недостаточностью.
- 13. Проблемы планирования коррекционно-развивающей работы в педагогической практике.
- 14. Коррекционно-развивающие задачи к занятию, их основные характеристики, способы формулирования.
- 15. Разработка технологической карты коррекционного занятия с учащимися с легкой степенью умственной отсталости.
- Технологическая карта коррекционного занятия
- 16. Нормативная документация, регламентирующая организацию коррекционно-развивающей работы при интеллектуальной недостаточности.
- 17. Психологические особенности младенческого возраста.
- 1. Кризис новорожденности
- 2. Психологическая характеристика периода новорожденности
- 3. Эмоциональное общение со взрослым как ведущая деятельность младенца
- 4. Основные линии психического развития ребенка
- 5. Новообразования младенческого возраста
- 18. Стимуляция эмоционально-коммуникативного поведения ребенка первого года жизни.
- 19. Коррекционно-развивающая работа по формированию сенсорной сферы у детей первого года жизни.
- 20. Особенности развития двигательной сферы детей первого года жизни.
- 21. Организация ранней комплексной коррекционно-педагогической помощи детям с интеллектуальной недостаточностью.
- 22. Содержание коррекционно-развивающей работы по сенсорному развитию ребенка раннего возраста.
- 23. Содержание работы по формированию моторно-двигательной сферы детей раннего возраста.
- 24. Стимуляция эмоционально-коммуникативного поведения ребенка раннего возраста.
- 25. Взаимодействие олигофренопедагога с родителями. Основные направления в работе специалистов с семьей.
- 26. Направления коррекционно-развивающей работы с детьми дошкольного возраста.
- 27. Содержание коррекционной работы с детьми с интеллектуальной недостаточностью дошкольного возраста.
- 28. Приемы работы по формированию способностей понимать обращенную речь.
- 29. Педагогическая диагностика как основа организации коррекционно-развивающей работы с детьми дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью.
- Методы психолого-педагогической диагностики умственной отсталости
- 30. Задачи коррекционно-педагогической помощи и коррекционно-воспитательной работы с детьми с различной степенью интеллектуальной недостаточности.
- 31. Коррекционно-развивающая работа по формированию познавательной деятельности у детей с интеллектуальной недостаточностью.
- 32. Коррекционно-развивающая работа по формированию пространственной ориентировки у детей с интеллектуальной недостаточностью.
- 33. Коррекционно-развивающая работа по формированию социального поведения у детей с интеллектуальной недостаточностью.
- 34. Направления и содержание коррекционно-развивающей работы с детьми с интеллектуальной недостаточностью школьного возраста.
- 35. Особенности организации и проведения коррекционных занятий с детьми с интеллектуальной недостаточностью школьного возраста.
- 36. Психолого-педагогическое сопровождение лиц с интеллектуальной недостаточностью после окончания образовательного учреждения.
- 37. Виды помощи на коррекционном занятии, последовательность и правила ее оказания.
- 38. Основные направления психологической помощи и особенности ее реализации (психопрофилактика, просвещение, консультирование, психокоррекция).
- Психопрофилактика и психогигиена,
- 39. Организация взаимодействия педагога и ребенка с интеллектуальной недостаточностью в учебном процессе.
- 40. Семья как активный участник коррекционно-педагогического процесса.
- 41. Особенности психолого-педагогического сопровождения семей, воспитывающих детей с интеллектуальной недостаточностью.
- 2. Консультирование родителей (о дальнейшем маршруте обучения, о перспективах).
- 42. Психологическое изучение семей: цели, задачи, принципы и направления диагностической работы.
- 43. Психологическое сопровождение ребенка с интеллектуальной недостаточностью в учебно-воспитательном процессе.
- 44. Особенности проведения консультирования детей с интеллектуальной недостаточностью.
- Гностический блок
- Конструктивный блок
- Организационный блок
- Оценочный блок
- 45. Формы организации коррекционных занятий. Современные требования к проведению коррекционного занятия.
- Организация коррекционно-развивающих занятий.
- Современные требования к проведению коррекционного занятия.
- III.Примерная структура фронтального занятия.
- 46. Содержание коррекционных и развивающих занятий, реализация принципов психокоррекции.
- 47. Организация и содержание образования учащихся с умеренной и тяжелой интеллектуальной недостаточностью
- 48. Основные направления коррекционно-развивающей работы с детьми с интеллектуальной недостаточностью в условиях цкрОиР.
- 1. Методическое направление
- 2. Коррекционно-развивающая работа и социальная реабилитация
- 3. Диагностическое направление
- 4. Консультативное направление
- 5. Социально-психологическое направление.
- 6. Информационно-аналитическое направление
- 49. Основные направления коррекционно-развивающей работы с детьми с интеллектуальной недостаточностью в условиях надомного обучения.
- Общие принципы и правила работы педагогов надомного обучения:
- 50. Специфика организации педагогического общения с детьми, имеющими интеллектуальную недостаточность.
- 2. Повышение психической активности ребенка.