1. Методическое направление
Центром на территории района осуществляется методическая работа с целью координации деятельности работников системы образования по вопросам использования диагностической и научно-методической базы, применения педагогических технологий обучения в отношении детей с особенностями психофизического развития.
Регулярно проводятся методические объединения для специалистов районных учреждений образования, осуществляющих работу с детьми с ОПФР.
Педагоги Центра принимают активное участие в районных и областных семинарах, инструктивно-методических совещаниях, методических объединениях для руководителей и специалистов ЦКРОиР Гомельской области.
Ведется работа по оснащению кабинетов методической литературой, дидактическими и наглядными пособиями и материалами; осуществляется подборка литературы, публикаций, методических и учебных пособий, необходимых для практической работы с детьми, посещающими коррекционно-развивающие занятия в Центре.
Специалисты Центра разрабатывают методические рекомендации по работе с детьми с различными нарушениями и осуществляют методические выезды в учреждения образования района с целью оказания методической помощи педагогам, по работе с детьми с ОПФР, консультативной помощи ученикам интегрированных классов и их родителям.
- Вопросы
- «Методика коррекционно-развивающей работы при интеллектуальной недостаточности»
- 2012-2013 Учебный год
- Ответы на вопросы
- 1. Развитие представлений об интеллектуальной недостаточности с древних времен до наших дней
- История становления специальной педагогики в России
- Актуальные проблемы специального образования на современном этапе
- История становления и развития национальных систем специального образования (социокультурный контекст)
- Первый период эволюции: от агрессии и нетерпимости к осознанию необходимости призрения инвалидов
- Третий период эволюции: от осознания возможности обучения детей с сенсорными нарушениями к признанию права аномальных детей на образование. Становление системы специального образования
- Пятый период эволюции: от равных прав к равным возможностям; от «институциализации» к интеграции
- Хронологические сроки прохождения периодов эволюции отношения общества и государства к липам с отклонениями в развитии в Западной Европе и в России
- 2. Выдающиеся ученые-дефектологи их вклад в теорию и практику специального образования
- 3. Понятие «коррекционное образование», структурные компоненты
- 4. Понятие психологической коррекции, предмет и задачи
- 5. Принципы психологической коррекции, особенности их реализации на различных возрастных этапах
- 6. Виды и формы психокоррекции
- 1. По характеру направленности выделяют коррекцию:
- 2. По содержанию различают коррекцию:
- 7. По масштабу решаемых задач различают психокоррекцию:
- 7. Условия эффективности коррекционно-развивающей работы при интеллектуальной недостаточности требования, предъявляемые к специалисту, осуществляющему психокоррекционные мероприятия
- 8. Определение целей, задач, содержания и методов коррекционно-развивающей работы при интеллектуальной недостаточности
- Содержание образования
- 9. Особенности работы учителя-дефектолога с детьми с интеллектуальной недостаточностью в различных типах специальных учреждений и в условиях интегрированного обучения
- 10. Понятие, признаки, структура педагогических технологий
- 11. Цель и основные направления коррекционной работы с детьми с интеллектуальной недостаточностью.
- 12. Научно-методические основы планирования коррекционной работы с детьми с интеллектуальной недостаточностью.
- 13. Проблемы планирования коррекционно-развивающей работы в педагогической практике.
- 14. Коррекционно-развивающие задачи к занятию, их основные характеристики, способы формулирования.
- 15. Разработка технологической карты коррекционного занятия с учащимися с легкой степенью умственной отсталости.
- Технологическая карта коррекционного занятия
- 16. Нормативная документация, регламентирующая организацию коррекционно-развивающей работы при интеллектуальной недостаточности.
- 17. Психологические особенности младенческого возраста.
- 1. Кризис новорожденности
- 2. Психологическая характеристика периода новорожденности
- 3. Эмоциональное общение со взрослым как ведущая деятельность младенца
- 4. Основные линии психического развития ребенка
- 5. Новообразования младенческого возраста
- 18. Стимуляция эмоционально-коммуникативного поведения ребенка первого года жизни.
- 19. Коррекционно-развивающая работа по формированию сенсорной сферы у детей первого года жизни.
- 20. Особенности развития двигательной сферы детей первого года жизни.
- 21. Организация ранней комплексной коррекционно-педагогической помощи детям с интеллектуальной недостаточностью.
- 22. Содержание коррекционно-развивающей работы по сенсорному развитию ребенка раннего возраста.
- 23. Содержание работы по формированию моторно-двигательной сферы детей раннего возраста.
- 24. Стимуляция эмоционально-коммуникативного поведения ребенка раннего возраста.
- 25. Взаимодействие олигофренопедагога с родителями. Основные направления в работе специалистов с семьей.
- 26. Направления коррекционно-развивающей работы с детьми дошкольного возраста.
- 27. Содержание коррекционной работы с детьми с интеллектуальной недостаточностью дошкольного возраста.
- 28. Приемы работы по формированию способностей понимать обращенную речь.
- 29. Педагогическая диагностика как основа организации коррекционно-развивающей работы с детьми дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью.
- Методы психолого-педагогической диагностики умственной отсталости
- 30. Задачи коррекционно-педагогической помощи и коррекционно-воспитательной работы с детьми с различной степенью интеллектуальной недостаточности.
- 31. Коррекционно-развивающая работа по формированию познавательной деятельности у детей с интеллектуальной недостаточностью.
- 32. Коррекционно-развивающая работа по формированию пространственной ориентировки у детей с интеллектуальной недостаточностью.
- 33. Коррекционно-развивающая работа по формированию социального поведения у детей с интеллектуальной недостаточностью.
- 34. Направления и содержание коррекционно-развивающей работы с детьми с интеллектуальной недостаточностью школьного возраста.
- 35. Особенности организации и проведения коррекционных занятий с детьми с интеллектуальной недостаточностью школьного возраста.
- 36. Психолого-педагогическое сопровождение лиц с интеллектуальной недостаточностью после окончания образовательного учреждения.
- 37. Виды помощи на коррекционном занятии, последовательность и правила ее оказания.
- 38. Основные направления психологической помощи и особенности ее реализации (психопрофилактика, просвещение, консультирование, психокоррекция).
- Психопрофилактика и психогигиена,
- 39. Организация взаимодействия педагога и ребенка с интеллектуальной недостаточностью в учебном процессе.
- 40. Семья как активный участник коррекционно-педагогического процесса.
- 41. Особенности психолого-педагогического сопровождения семей, воспитывающих детей с интеллектуальной недостаточностью.
- 2. Консультирование родителей (о дальнейшем маршруте обучения, о перспективах).
- 42. Психологическое изучение семей: цели, задачи, принципы и направления диагностической работы.
- 43. Психологическое сопровождение ребенка с интеллектуальной недостаточностью в учебно-воспитательном процессе.
- 44. Особенности проведения консультирования детей с интеллектуальной недостаточностью.
- Гностический блок
- Конструктивный блок
- Организационный блок
- Оценочный блок
- 45. Формы организации коррекционных занятий. Современные требования к проведению коррекционного занятия.
- Организация коррекционно-развивающих занятий.
- Современные требования к проведению коррекционного занятия.
- III.Примерная структура фронтального занятия.
- 46. Содержание коррекционных и развивающих занятий, реализация принципов психокоррекции.
- 47. Организация и содержание образования учащихся с умеренной и тяжелой интеллектуальной недостаточностью
- 48. Основные направления коррекционно-развивающей работы с детьми с интеллектуальной недостаточностью в условиях цкрОиР.
- 1. Методическое направление
- 2. Коррекционно-развивающая работа и социальная реабилитация
- 3. Диагностическое направление
- 4. Консультативное направление
- 5. Социально-психологическое направление.
- 6. Информационно-аналитическое направление
- 49. Основные направления коррекционно-развивающей работы с детьми с интеллектуальной недостаточностью в условиях надомного обучения.
- Общие принципы и правила работы педагогов надомного обучения:
- 50. Специфика организации педагогического общения с детьми, имеющими интеллектуальную недостаточность.
- 2. Повышение психической активности ребенка.