logo
Ответы на вопросы по гос

30. Задачи коррекционно-педагогической помощи и коррекционно-воспитательной работы с детьми с различной степенью интеллектуальной недостаточности.

Вопрос № 47

http://www.libma.ru/pedagogika/pedagogicheskie_sistemy_obuchenija_i_vospitanija_detei_s_otklonenijami_v_razvitii/p5.php#metkadoc8

http://pedlib.ru/Books/3/0185/index.shtml?from_page=1

http://pedlib.ru/Books/4/0329/index.shtml?from_page=57

Коррекционно-развивающее обучение– это система мер дифференцированного образования, позволяющая решать задачи своевременной помощи детям, испытывающим трудности в обучении и школьной адаптации.

Основная задача данной работы – систематизация знаний, направленных на повышение общего уровня развития ребенка, восполнение пробелов его предшествующего развития и обучения, развитие недостаточно сформированных умений и навыков, коррекцию отклонений в познавательной сфере ребенка, подготовку его к адекватному восприятию учебного материала.

Цель коррекционно – воспитательной работы с глубоко умственно отсталыми детьми, в конечном счете, – их социальная адаптация, трудоустройство и дальнейшее приспособление к жизни, в том числе в условиях, когда они не выключены из окружающей социальной среды.

Коррекционно-воспитательная работа с детьми дошкольного возраста с нарушениями интеллекта

Развитие ребенка осуществляется в процессе деятельности. Для каждого возрастного периода характерны свои, определенные виды деятельности, в которых наиболее полно выражаются присущие ему потребности и мотивы поведения. Для наиболее эффективного развития ребенка необходимо, чтобы обучающее воздействие было включено в контекст конкретной деятельности, имеющей понятное и интересное для ребенка содержание. При этом обеспечивается наибольшая мотивация деятельности, решающим образом влияющая на результаты обучения.

В дошкольном возрасте у ребенка в норме ведущей деятельностью является игра. Но у детей с тяжелой интеллектуальной недостаточностью она не может развиваться в этом возрасте, если своевременно у них не была сформирована предметная деятельность. У таких детей главными коррекционно-воспитательными задачамистановятся в это время формирование предметной деятельности, формирование предпосылок к игре и целенаправленное обучение предметно-игровым действиям.

Развитию предметных действий у этих детей осуществляется на занятиях по привитию санитарно-гигиенических навыков и самообслуживания, на которых детей учат одеваться, умываться, есть и т.д., на занятиях по развитию движений, где используются мячи, воздушные шары, обручи, флажки и т.д., на занятиях рисованием в действиях с мелом, краской, карандашом, бумагой.

Специальная работа по развитию предметных действий проводится на занятиях предметно-практической деятельностью по программе, в которой предусмотрено выполнение постепенно усложняющихся заданий с использованием разнообразных предметов, игрушек.

Формирование игровых возможностей детей осуществляется на специальных занятиях по обучению игре, используются также игровые моменты на всех других занятиях: по ознакомлению с окружающим миром, развитию речи, развитию движений на музыкально-ритмических занятиях.

Занятиям предметно-практической деятельностью и работе по обучению игре в программе посвящены специальные разделы.

Важнейшее значение в работе с дошкольниками с интеллектуальной недостаточностью имеет также организация общения детей со взрослым, которое тоже не сформировалось в раннем детстве. Значительное снижение адаптационных возможностей детей с тяжелой интеллектуальной недостаточностью, несформированность их эмоционально-волевой сферы проведение такой работы делает необходимым.

Все психическое развитие ребенка — это процесс усвоения им социального опыта, который он может получить только во взаимодействии со взрослым человеком. Стремление к контакту со взрослым, желание подражать ему, обратиться за помощью присуще нормально развивающемуся ребенку. У детей с тяжелыми нарушениями интеллекта в силу несформированности познавательного интереса такое стремление неразвито, что резко затрудняет возможности направленной работы с ним. Начальный, чрезвычайно важный аспект работы с этими детьми — побуждение их к общению со взрослыми (педагогом, воспитателем, родителями), формирование положительного эмоционального отношения ко взрослым, стремление к контакту с ними.

Важно, чтобы общение со взрослым приносило ребенку радость, было приятно ему, вызывало положительные эмоции, воспитателю же следует даже самый незначительный успех отмечать похвалой. Работа по развитию способности к общению со взрослым должна осуществляться в обыденной обстановке, на протяжении всего дня, эту работу рекомендуется проводить также и в специально организованных ситуациях. Побуждать детей к контакту со взрослым надо ласково, поощряя, одобряя ребенка, легонько прикасаясь к нему, обнимая.

Так, взрослый может привлечь внимание ребенка к яркой игрушке, показать ее, дать ее потрогать, подержать, они вместе ее рассматривают, любуются ею. Необходимо добиваться, чтобы ребенок, если сам не может достать игрушку, обращался за помощью ко взрослому (хотя бы при помощи жестов). Взрослый же обращается к ребенку с простейшими фразами: «Возьми игрушку», «Дай Мне игрушку», «Дай ручку, поздороваемся». Если ребенок в определенной степени владеет речью, нужно разговаривать с ним, выслушивать его, одобрительно реагировать на его высказывания.

Организация общения со взрослым не является отдельным разделом обучения. Оно происходит в повседневной жизни детей, в учреждении и в семье. Вместе с тем независимо от особенностей и возможностей ребенка в специальном учреждении воспитатель должен находить время для индивидуальной работы по установлению эмоционального контакта с ним.

Основным показателем способности детей к обучению является возможность включения их в какую-либо целенаправленную деятельность. Уровень сформированности целенаправленной деятельности служит интегративным показателем психического развития ребенка.

Учебно-воспитательный процесс осуществляется с группой из восьми дошкольников с интеллектуальной недостаточностью. Детьми занимаются педагог, воспитатель и няня.

Обучение ведется на протяжении всего времени бодрствования детей: в процессе выполнения режимных моментов, в различного рода играх и на специальных занятиях.

Внимание обслуживающего персонала в первую очередь должно быть обращено на организацию быта детей, соблюдение охранительного режима, сохранение спокойного, доброжелательного тона, максимальной внимательности к каждому ребенку, использование любой ситуации для общения с ребенком и оказания ему помощи. Воспитатель, проводя все режимные моменты с детьми, прививая им санитарно-гигиенические навыки, организуя игры детей, их досуг, кроме того, проводит занятия по расписанию, закрепляет материал, который дают педагог-дефектолог, логопед.

Эти специалисты проводят занятия с детьми по подгруппам и индивидуально.

Успех воспитательного процесса зависит не только от занятий, на которых применяются специальные методы, но и от умелого построения дня, от рационального сочетания различных видов занятий.

Дошкольники с тяжелой интеллектуальной недостаточностью по своим психофизическим возможностям не могут долго заниматься одним и тем же видом деятельности. На I этапе обучения длительность занятий составляет 10— 15 минут, на II этапе – 15 – 20 минут, на III этапе – 20 – 30 минут (I этап – от 6 месяцев до 1 года, II этап – 1 – 1,5 и III этап – 1,5 года.). Однако режимные моменты, свободные (организуемые) игры, занятия, прогулки в течение дня воспитатель использует для непрерывного воспитания и обучения детей.

В каждую конкретную деятельность (игру, лепку, рисование и др.) ребенок с тяжелой интеллектуальной недостаточностью должен включаться не под давлением педагога, а только по желанию ему подражать, под воздействием собственных импульсов к деятельности.

Очень часто негативизм ребенка объясняется его неготовностью принять задачи взрослого. Воспитательный процесс должен быть построен так, чтобы, с одной стороны, ребенок свободно действовал по своему желанию, с другой – чтобы педагог мог умело направлять эти желания и включать детей в организованную им деятельность.

Занятия в дошкольной группе проводятся в утренние и вечерние часы. Особенно эффективно должно использоваться время между завтраком и обедом, до прогулки.

В первой половине дня целесообразно выстроить такой порядок занятий: игры в игровом уголке с обязательным участием взрослого; ритмические занятия, сочетающиеся с речевой работой; работа за столом — занятия различными видами ручной продуктивной деятельности; подвижная игра или хоровод с песней; рассказывание сказки.

После дневного сна планируется проведение игр, занятий по формированию навыков самообслуживания, досуговых мероприятий (показ кукольного театра, пение и танцы с воспитателем и др.).

Большое значение для развития дошкольников с тяжелой интеллектуальной недостаточностью и коррекции их недостатков имеет применение адекватных методов и приемов работы с ними.

Поскольку отсутствие у детей устойчивого и направленного внимания является серьезнейшим препятствием, мешающим обучению, на каждом занятии специальное время следует уделять упражнениям на развитие этой психической функции. Это могут быть специальные занятия, но их элементы необходимо включать в разные виды деятельности, прежде всего в игры и упражнения по психомоторике, развивающие зрительное и слуховое внимание. Во многие упражнения и игры, направленные на развитие внимания, включается компонент моторики. В упражнениях на внимание используют возможности детей подражать взрослому (во всех этих упражнениях и играх демонстрация сигнала всякий раз сопровождается речью педагога). На начальных этапах речь играет лишь вспомогательную роль, но постепенно она должна становиться основным стимулом, вызывающим действия детей, а роль неречевых, чувственных сигналов должна отходить на второй план.

Ориентировка в задаче является необходимым условием ее выполнения: ребенок должен понять задание, его цель, знать, что надо сделать, каков должен быть результат. Дошкольники с тяжелой интеллектуальной недостаточностью испытывают здесь особые затруднения.

Ориентировочный этап деятельности для ребенка состоит в достаточно полном разностороннем ознакомлении с предлагаемым дидактическим материалом. Ожидаемый результат — формирование у детей обобщенных способов обследования свойств предметов, т.е. способов, обеспечивающих ориентировку в окружающем мире. Умение обследовать предмет не возникнет у ребенка спонтанно, поэтому задача педагога на этом этапе — стимулировать деятельность детей: обратить внимание ребенка на ту или иную деталь предмета или его свойство, предложить выявить какое-либо свойство и т.д. и руководить этой деятельностью.

Итак, развернутая схема ориентировочного этапа может быть представлена в следующем виде:

- свободное ознакомление ребенка с дидактическим материалом;

- деятельность по обследованию материала, организуемая педагогом;

- направление внимания на предлагаемую задачу (обеспечение сильной мотивации);

- наглядно-действенно-словесное объяснение задачи;

- первичное обучение и оказание помощи;

- предложение задачи для выполнения.

В процессе выполнения задания выявляются особенности организации деятельности детей и способов действий, используемых ими. У детей с с тяжелой интеллектуальной недостаточностью основные трудности при решении умственных задач заключаются в том, что они не могут правильно организовать свои действия, т.е. последовательно переходить от действия к действию, осуществляя связь между ними.

В программе обучения и воспитания детей с тяжелой интеллектуальной недостаточностью дошкольного возраста указаны направления, по которым организуется работа. Весь процесс специфичен по содержанию и методам и осуществляется с учетом особенностей познавательной деятельности и личностного развития детей, а также коррекционно-компенсаторной направленности психолого-педагогического воздействия.

Развитие движений

В эти занятия включаются различные упражнения, направленные на укрепление опорно-двигательного аппарата, сердечно-сосудистой системы, органов дыхания, на развитие основных движений (вырабатываются целенаправленность движений, скорость, ловкость, сила, точность, соразмерность двигательных актов), с тем чтобы занимающийся мог достигнуть наиболее оптимальной для его возраста физической подготовленности. Эти занятия на доступном этим детям материале направлены также на развитие ориентировки в пространстве: дети учатся ощущать свое тело, его положение в пространстве, мышечную силу.

Формирование навыков самообслуживания

Основной целью этого важного раздела программы является формирование у ребенка навыков, обеспечивающих его бытовую независимость от окружающих, а также овладение элементами бытового труда, что в дальнейшем станет предпосылкой трудового обучения. Специфика и задачи данного раздела на каждом из этапов обучения определяются возможностями детей, прежде всего уровнем развития предметной деятельности. Предусматривает привитие навыков и умений, связанных с личной гигиеной ребенка, которые прививаются в бытовых ситуациях во время умывания, принятия пищи, в ходе одевания и раздевания. Для отработки того или иного умения нужно проводить короткие занятия с частной целью, например научить вытирать полотенцем руки или брать ложку со стола, уметь ее держать во время еды.

Ознакомление с окружающим и развитие речи

Развитие речи дошкольников с тяжелой интеллектуальной недостаточностью происходит в общении со взрослым, через организацию совместной с ним деятельности, посредством овладения действиями с предметами, игрушками. К активной речи ребенок перейдет тогда, когда у него накопятся необходимые впечатления и возникнет потребность что-то сказать. Педагог стремится вызвать у ребенка к окружающим предметам, игрушкам эмоциональное отношение, привлекает к ним его внимание и постепенно включает предметы в совместные манипуляции, тем самым обеспечивая знакомство с ними и их свойствами. Занятия по развитию речи с детьми с тяжелой интеллектуальной недостаточностью дошкольного возраста должны тесно переплетаться с занятиями по ознакомлению с окружающим, с одной стороны, и занятиями по овладению действиями с игрушками, предметами окружающего мира — с другой. Игра всегда вызывает интерес и радость у детей, они стараются хорошо выполнять свои роли, стараются говорить.

Обучение игре

Обучение игре является важным разделом программы. Известно, что через овладение ребенком ведущими видами детской деятельности осуществляется развитие психических процессов и формируется личность ребенка. Но поскольку у детей с тяжелой интеллектуальной недостаточностью игра в дошкольном возрасте спонтанно не развивается, одной из главных коррекционно-воспитательных задач обучения и воспитания становится формирование предпосылок к развитию игры и целенаправленное обучение ей. При обучении игре дошкольника с тяжелой интеллектуальной недостаточностью педагог подчиняет свою работу решению следующих задач: упорядочение активности детей; установление взаимодействия ребенка и взрослого через овладение несложными действиями с предметами; формирование совместных с педагогом игровых действий; создание ситуаций сотрудничества детей и взрослого, побуждающих к развитию игры.

Предметно-практическая деятельность

Занятия предметно-практической деятельностью у детей с тяжелой интеллектуальной недостаточностью дошкольного возраста имеют целью восполнить недоразвитие у них предметных действий и корригировать нарушения их восприятия, внимания, зрительно-двигательной координации, пространственных представлений, наглядно-действенного и наглядно-образного мышления в организуемых педагогом практических действиях с предметами. Эти занятия проводятся в тех видах деятельности, которые характерны для детей раннего возраста: в предметной, игровой, ручной продуктивной деятельности (с использованием сборных игрушек, разрезных картинок, мозаики, с обучением элементарному конструированию, простейшим видам ручного труда).

На занятиях педагогу следует оказывать внимание каждому ребенку и работать с каждым индивидуально. Любое задание выполняется всеми детьми. При этом педагог оказывает ребенку ту помощь, какая ему требуется, в зависимости от его возможностей и трудностей, положительно оценивая малейшее достижение ребенка.

Рисование

Изобразительная деятельность детей тесно связана с развитием восприятия, моторики, воображения, образного мышления, речи, т.е. с развитием разных сторон психической деятельности ребенка. Изобразительные действия сопровождаются игрой и речью.

Во время занятий педагог рисует для детей и вместе с ними, сопровождая рисование речью, обучая правильным приемам работы с предметами и орудиями рисования (карандаш, кисть, бумага, мел и т.д.).

Лучшей формой занятий можно считать комбинированные занятия с переходом от конструирования и лепки к рисованию, от обучения действиям с предметами к их фиксированию в рисунке.

Постепенно намечается переход к самостоятельному рисованию.

Обучение рисованию, как и музыкально-ритмические занятия, способствуют эстетическому воспитанию детей.

В разрабатываемых в последнее время различных авторских программах и методиках содержатся интересные новаторские предложения, описания таких направлений работы с детьми данной категории, как арттерапия, музыкотерапия, рисование под музыку, сказкотерапия, использование компьютерных технологий и др. Применение различных методик и форм реабилитационной работы с детьми с тяжелой интеллектуальной недостаточностью позволит по возможности максимально способствовать социокультурному развитию этих детей.

Содержание и организация коррекционно-воспитательного процесса для детей с тяжелыми нарушениями развития

Обучение детей с тяжелой интеллектуальной недостаточностью следует построить иначе, чем обучение детей с легкой и средней степенью интеллектуальной недостаточностью. Школьная работа с этими, детьми ведется по особому учебному плану, своим программам и методикам.

В настоящее время действуют программы обучения детей с умеренной и тяжёлой интеллектуальной недостаточностью: «Предметно-практическая деятельность» (2008), «Музыкально-ритмические задания» (под ред. О.В. Клезович, 2007), «Социальная адаптация» (В.И. Олешкевич, С.П. Самуйлик, 2005), «Элементы грамоты и развития речи» (Л.А. Новикова, Л.М. Сахар, 2004), «Формирование санитарно-гигиенических умений и самообслуживание» (2010), «Элементы арифметики» (Т.В. Лисовская, 2003).

К каждой из программ разработан специальный учебный план. В I — IV классах обучение направлено на достижение оптимального для каждого ребенка уровня развития в физическом, интеллектуальном, эмоциональном, социокультурном планах. При этом можно полностью согласиться со следующим положением: «Для большинства "особых" детей наиболее значимыми являются не академические навыки, а овладение навыками самообслуживания, общения, приспособление к ежедневной жизни людей, к стилю жизни в обществе». Необходимо отметить, что это положение и прежде неоднократно утверждалось такими специалистами в области олигофренопедагогики, как А. А. Ватажина, М.И.Кузьмицкая, Г. М.Дульнев.

Исходя из этого положения в начальных классах работа с детьми ведется по следующим направлениям коррекционного обучения:

- самообслуживание и гигиена;

- физкультура;

- музыка, ритмика, пение;

- предметно-практическая деятельность, конструирование, ручной труд;

- рисование;

- развитие речи и ознакомление с окружающим;

- обучение грамоте (чтение и письмо);

- элементарный счет.

В последние годы неотъемлемой частью коррекционно-воспитательной работы в специальных учреждениях стало психологическое сопровождение процесса обучения детей. Роль психолога в специальном образовательном учреждении определяется необходимостью психолого-педагогической диагностики детей, постоянного психологического контроля за уровнем и динамикой их развития, психолог участвует в разработке индивидуальных программ развития и обучения детей, проводит индивидуальные и групповые занятия с учащимися, оказывает консультативную психологическую помощь педагогам и родителям.

Специфика организации учебно-воспитательной работы с детьми данной категории в младшем школьном возрасте обусловлена их психофизическими особенностями.

Наполняемость класса (группы) — не более 10 учащихся. В реабилитационных центрах и других специализированных учреждениях, где условия позволяют это делать, наполняемость группы —6 человек.

Обучение проводится ежедневно, преимущественно в первую половину дня, и состоит, как правило, из четырех уроков-занятий, продолжительность которых в подготовительном и I классах—35 минут, во II — IV классах — 45 минут. Режим занятий может варьироваться, если этого требует психофизическое состояние того или иного ребенка.

Оборудование и обстановка помещения для начальных классов (групп) несколько отличается от общепринятых. В качестве рабочего места учащихся приняты столы с горизонтальной поверхностью, так как на тех удобнее располагать дидактический материал и работать с ним.

В классе оставлено свободное пространство для организации двигательных упражнений и подвижных игр. Для того чтобы дети могли играть самостоятельно, оборудуется специальная игровая комната или игровой уголок, обстановка которых по возможности приближается к домашней (игровой шкаф или стенд, диван, ковер на полу, игрушки, в количестве, позволяющем играть всем детям).

Особое значение для организации учебно-воспитательной работы с детьми с умеренной и тяжёлой интеллектуальной недостаточностью имеет обеспечение наглядными дидактическими пособиями, раздаточным материалом, специальным оборудованием для физкультурных занятий. Полноценная работа без достаточного количества нужного оборудования в данных классах невозможна. Пособия приобретаются учреждением и, если необходимо, приспосабливаются учителем (воспитателем) для использования данным контингентом детей, а также изготовляются самими учителями (воспитателями). В подготовке пособий принимают участие и родители детей с умеренной и тяжёлой интеллектуальной недостаточностью, детское учреждение постоянно поддерживает с ними контакт, привлекая их к помощи во всех вопросах воспитания и обучения детей.

Если ребенок неконтактен, беспокоен, плаксив, не понимает ситуации и требований учителя, не подчиняет своего поведения элементарным нормам, приходится прибегать к такой форме обучения его, когда кто-либо из его близких, чаще мать или бабушка, сидят с ним вместе за партой и направляют всю его деятельность, сообразуясь с указаниями учителя. Такая работа может продолжаться месяц и два. Переход ребенка к самостоятельной деятельности происходит очень постепенно: мать садится не за парту, а на стул рядом с ней и руководит ребенком больше взглядом и словом, а не управляет действиями, удерживая его руки в своих, как вначале; постепенно мать отсаживается все дальше и дальше; наступает момент, когда она может оставить ребенка. Благотворно влияет на такого трудного ребенка другой, более организованный ученик, посаженный с ним за одну парту. Он как бы выполняет роль ушедшей матери.

В середине школьного дня организуется перерыв на завтрак, что обеспечивает детям переключение и необходимый отдых. Это время используется для воспитания санитарно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания учащихся: аккуратного самостоятельного пользования туалетом, мытья рук, правильного

Навыки одевания и раздевания закрепляются ежедневно и при приходе детей в специальное учреждение и при уходе домой, а также при переодевании для уроков физкультуры. В детском доме-интернате санитарно-гигиенические навыки воспитываются при проведении всех режимных моментов систематически; в школе, реабилитационном центре и детском доме-интернате проводятся специальные уроки по этому разделу программы.

Особенность организации каждого урока с детьми с умеренной и тяжёлой интеллектуальной недостаточностью — проведение подвижных игр и физкультурных, ритмических упражнений, выполняемых под песенку. Недопустимо, чтобы умственно отсталые дети весь урок сидели за своими партами, как бы интересно ни было построено занятие. Двигательные упражнения и игры должны проводиться либо в середине урока, либо к концу его.