logo
Ответы на вопросы по гос

Хронологические сроки прохождения периодов эволюции отношения общества и государства к липам с отклонениями в развитии в Западной Европе и в России

Период

Западная Европа

Россия

I

IX – VIII вв. до н.э. начало XII в.

996 – 1715

II

XIIв. – конецXVIIIв.

1706 – 1806

III

конец XVIIIв.началоXXв.

1806 – 1927

IV

начало XXв. – 70-е гг.XXв.

1927 – 1991

V

70-е гг. – ?

1991 – ?

Первый период от агрессии и нетерпимости к осознанию необходимости заботиться о людях с отклонениями в развитии. Условная граница периода в Западной Европе первый прецедент государственной заботы об инвалидах – открытие в Баварии первого приюта для слепых в 1198 г. Нижней границей в России условно можно считать время христианизации Киевской Руси в X в. и возникновения первых монастырских приютов. Верхняя граница указы Петра I, запрещавшие умерщвлять детей с врожденными дефектами (1704), повелевавшие повсеместно открывать церковные приюты и госпитали для оказания помощи сиротам, нищим и убогим (1715).Окончание периода обусловлено знакомством монарха с западноевропейским государственным устройством и его стремлением реформировать страну по зарубежному образцу, в контексте которого, и возникает прецедент государственной заботы об инвалидах.

Второй период от осознания необходимости призрения лиц с отклонениями в развитии к осознанию возможности обучения хотя бы части из них. Условной границей периода в Западной Европе является переосмысление во Франции гражданских прав людей с сенсорными нарушениями и первые прецеденты открытия в Париже специальных школ: для глухонемых (1770) и для слепых (1784). В России прецеденты открытия первых специальных школ. Первое специальное учебно-воспитательное учреждение в России (опытное училище для 12 глухонемых) было открыто 14 октября 1806 г. в г. Павловске по указанию Императрицы Марии Федоровны. Первая школа для слепых учреждена по инициативе Александра I в 1807 г. и связана с приглашением французского тифлопедагога Валентина Гаюи для работы в Россию.

Третий период от осознания возможности к осознанию целесообразности обучения трех категорий детей: с нарушениями слуха, зрения, умственно отсталых. Условной границей периода в Западной Европе можно считать последнюю четверть XIX века – время принятия в западноевропейских странах законов об обязательном всеобщем начальном образовании и на их основезаконов об обучении глухих, слепых и умственно отсталых детей. Это время создания параллельной образовательной системы – системы специального образования для трех категорий детей. В России оформление параллельной образовательной системыс теми же тремя типами специальных школ приходится на советский период 1927 – 1935-е гг. и связано с Законом о всеобуче.

На протяжении этого периода в России, как и в Европе, развиваются три основных направления помощи детям с отклонениями в развитии: христианско-благотворительное (организационные формы –приют, богадельня, дом призрения), лечебно-педагогическое (отделение при больнице, школа-санаторий) и педагогическое (школа, детский сад, колония).

Четвертый период от осознания необходимости обучения части аномальных детей к пониманию необходимости обучения всех аномальных детей. Он приходится в Западной Европе на период от начала XX в. до конца 70-х гг. и характеризуется там развитием законодательной базы специального образования, структурным совершенствованием национальных систем (в некоторых странах имеется до 20 типов спецшкол). Существенно расширяется охват специальным обучением нуждающихся детей. К концу 70-х гг. специальным образованием в странах Западной Европы охватывается от 5 до 15 % детей школьного возраста. В России же дифференциация системы, ее структурное совершенствование, переход от 3 к 8 типам спецшкол и 15 типам специального обучения осуществляется в 50 90-е гг. Однако специальным образованием на территории СССР было охвачено не более 3% детей школьного возраста, а специальные образовательные учреждения и дефектологические кадры крайне неравномерно распределялись по территории страны.

Пятый период эволюции от изоляции к интеграции. Интеграция инвалидов в общество является в Западной Европе ведущей тенденцией этого периода эволюции, базирующейся на их полном гражданском равноправии и новой философии общества. Период характеризуется в западноевропейских странах перестройкой в 80 90-е гг. организационных основ специального образования, сокращением числа специальных школ и резким увеличением количества специальных классов в общеобразовательных школах, перестройкой взаимоотношений массового и специального образования. Россияже в 1991 г. была только на границе перехода к этому периоду эволюции отношения к лицам с отклонениями в развитии.