Организация коррекционно-развивающих занятий.
Главная идея обучения и воспитания "особых" детей - это развитие личности в целом, а не коррекция и тренировка отдельных психических процессов и способностей.
Цель коррекционных занятий– повышение уровня общего развития учащихся, восполнение пробелов предшествующего развития и обучения, индивидуальная работа по развитию и формированию недостаточно освоенных учебных умений и навыков, коррекция отклонений в развитии познавательной сферы и речи, направленная подготовка к восприятию нового учебного материала.
На основании диагностических данных, учета особенностей темпа развития каждого ребенка, уровня его речевого развития учитель-дефектолог определяет направления коррекционно-педагогической работы.
Коррекционная работа осуществляется в форме групповых или индивидуальных занятий.
Все занятия носят комбинированный характер: учитель-дефектолог, чувствуя, что внимание детей истощается, гибко переключает их на другой вид деятельности с учетом индивидуальных особенностей. Учебная и развивающая нагрузки гибко сочетаются с отдыхом, релаксацией.
Общим правилом проведения коррекционных занятий является доброжелательность. От эмоциональной обстановки, в которой проводится работа, зависит ее эффективность.
Любое задание, которое предлагается ребенку, должно лежать в зоне умеренной трудности и при этом быть доступным. В. А. Сухомлинский считал, что положительные эмоции, связанные с переживанием успеха,- это основа веры ребенка в себя. По его мнению, успех в работе должен быть не концом работы, а ее началом. Ребенку надо сразу дать почувствовать вкус успеха, а потом он придет реально.
Проводить коррекционные занятия при безразличном или отрицательном отношении детей невозможно. Необходимо личностно включать ребенка в занятия, а этого можно добиться, организовав работу так, чтобы у него была большая вероятность успеха. Ребенок испытывает радость от занятия в том случае:
Если ему интересно;
Если у него что-то получается;
Если его понимают;
Если его принимают таким, каков он есть.
Как известно одним из самых сильных подкреплений любой деятельности является oцeнкa. В школе такой оценкой служит oтметкa. Но понятия "оценка" и "отметка" не тождественны. Как отмечает Ш.А. Амонашвили, оценка - это процесс, а отметка является результатом этого процесса, его условно-формальным отражением в баллах.
В коррекционно-развивающей работе; где должен быть создан климат доверия, психологической безопасности, следует отказаться от школьной отметки, а использовать содержательную оценку, т. е. в развернутой форме показывать, что ребенок может, чего не может, что умеет, чему должен еще научиться. Указание на наметившийся прогресс, успех является обязательным компонентом такой оценки.
Практика показывает, что коррекционные занятия лучше всего проводить в форме свободного общения, включать в них игровые моменты, следить за тем, чтобы. реакции детей на ошибки соучеников не были обидными.
Во время занятий вовсе не обязательно требовать. Чтобы никто ни с кем не переговаривался: пусть спрашивают, пусть советуются, делятся своими соображениями.
У детей с интеллектуальной недостаточностью школа может вызывать негативное отношение, потому что крайне неприятно делать то, в чем беспрерывно терпишь неудачу.
Добиться положительной мотивации, настроить ребенка на коррекционную работу можно, используя следующие методы:
1. Следует учитывать предпочтение ребенком того или иного содержания обучения и строить коррекционную работу на том учебном материале, который ему интересен.
2. Учитель-дефектолог должен уметь точно и тщательно оценивать возможности ребенка. Нужно отбирать те задания, котopыe ребенок объективно может выполнить хорошо. Это повысит его самооценку, улучшит настроение, повысит желание участвовать в выполнении заданий, что способствует формированию положительного отношение к занятиям. Задания при этом не должны быть слишком легкими, не требующими от ребенка определенных усилий по преодолению трудностей, иначе они могут вызвать скуку, а их выполнение никоим образом не отразится на повышении самооценки.
3. Очень важно отношение к ребенку других людей. Ребенок быстро понимает, как его оценивают. Поэтому не следует давать низкую оценку "особенным" детям, их способностям.
Оценивать можно только конкретную работу, выполнение отдельного задания, а не самого ребенка. Надо научиться уважать и ценить личность ребенка.
4. Реакция на ошибки ребенка должна быть формой помощи ему. Главное - не порицание, а разъяснение ошибки. Научиться самому и научить ребенка не делать из ошибок трагедию, считать их формальным явлением (ведь на ошибках учатся ) - это важная и трудная задача учителя дефектолога.
5. Следует тщательно отбирать содержание коррекционно-развивающего материала, чтобы, насколько это возможно, сделать его интересным, эмоциональным.
Kpoме всего, сказанного выше, от учителя-дефектолога во время проведения коррекционных занятий требуется:
Терпение;
Умение играть и верить в игру;
Умение принять ребенка таким, каков он есть;
Умение понять и принять любой ответ, предложение, решение ребенка;
Умение почувствовать ребенка с начала занятия (или раньше)
Умение импровизировать;
Умение подчеркивать неповторимость, индивидуальность каждого ребенка;
Умение не сравнивать одного ребенка с другим;
Артистизм;
Творчество.
Ответ на вопрос № 35
- Вопросы
- «Методика коррекционно-развивающей работы при интеллектуальной недостаточности»
- 2012-2013 Учебный год
- Ответы на вопросы
- 1. Развитие представлений об интеллектуальной недостаточности с древних времен до наших дней
- История становления специальной педагогики в России
- Актуальные проблемы специального образования на современном этапе
- История становления и развития национальных систем специального образования (социокультурный контекст)
- Первый период эволюции: от агрессии и нетерпимости к осознанию необходимости призрения инвалидов
- Третий период эволюции: от осознания возможности обучения детей с сенсорными нарушениями к признанию права аномальных детей на образование. Становление системы специального образования
- Пятый период эволюции: от равных прав к равным возможностям; от «институциализации» к интеграции
- Хронологические сроки прохождения периодов эволюции отношения общества и государства к липам с отклонениями в развитии в Западной Европе и в России
- 2. Выдающиеся ученые-дефектологи их вклад в теорию и практику специального образования
- 3. Понятие «коррекционное образование», структурные компоненты
- 4. Понятие психологической коррекции, предмет и задачи
- 5. Принципы психологической коррекции, особенности их реализации на различных возрастных этапах
- 6. Виды и формы психокоррекции
- 1. По характеру направленности выделяют коррекцию:
- 2. По содержанию различают коррекцию:
- 7. По масштабу решаемых задач различают психокоррекцию:
- 7. Условия эффективности коррекционно-развивающей работы при интеллектуальной недостаточности требования, предъявляемые к специалисту, осуществляющему психокоррекционные мероприятия
- 8. Определение целей, задач, содержания и методов коррекционно-развивающей работы при интеллектуальной недостаточности
- Содержание образования
- 9. Особенности работы учителя-дефектолога с детьми с интеллектуальной недостаточностью в различных типах специальных учреждений и в условиях интегрированного обучения
- 10. Понятие, признаки, структура педагогических технологий
- 11. Цель и основные направления коррекционной работы с детьми с интеллектуальной недостаточностью.
- 12. Научно-методические основы планирования коррекционной работы с детьми с интеллектуальной недостаточностью.
- 13. Проблемы планирования коррекционно-развивающей работы в педагогической практике.
- 14. Коррекционно-развивающие задачи к занятию, их основные характеристики, способы формулирования.
- 15. Разработка технологической карты коррекционного занятия с учащимися с легкой степенью умственной отсталости.
- Технологическая карта коррекционного занятия
- 16. Нормативная документация, регламентирующая организацию коррекционно-развивающей работы при интеллектуальной недостаточности.
- 17. Психологические особенности младенческого возраста.
- 1. Кризис новорожденности
- 2. Психологическая характеристика периода новорожденности
- 3. Эмоциональное общение со взрослым как ведущая деятельность младенца
- 4. Основные линии психического развития ребенка
- 5. Новообразования младенческого возраста
- 18. Стимуляция эмоционально-коммуникативного поведения ребенка первого года жизни.
- 19. Коррекционно-развивающая работа по формированию сенсорной сферы у детей первого года жизни.
- 20. Особенности развития двигательной сферы детей первого года жизни.
- 21. Организация ранней комплексной коррекционно-педагогической помощи детям с интеллектуальной недостаточностью.
- 22. Содержание коррекционно-развивающей работы по сенсорному развитию ребенка раннего возраста.
- 23. Содержание работы по формированию моторно-двигательной сферы детей раннего возраста.
- 24. Стимуляция эмоционально-коммуникативного поведения ребенка раннего возраста.
- 25. Взаимодействие олигофренопедагога с родителями. Основные направления в работе специалистов с семьей.
- 26. Направления коррекционно-развивающей работы с детьми дошкольного возраста.
- 27. Содержание коррекционной работы с детьми с интеллектуальной недостаточностью дошкольного возраста.
- 28. Приемы работы по формированию способностей понимать обращенную речь.
- 29. Педагогическая диагностика как основа организации коррекционно-развивающей работы с детьми дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью.
- Методы психолого-педагогической диагностики умственной отсталости
- 30. Задачи коррекционно-педагогической помощи и коррекционно-воспитательной работы с детьми с различной степенью интеллектуальной недостаточности.
- 31. Коррекционно-развивающая работа по формированию познавательной деятельности у детей с интеллектуальной недостаточностью.
- 32. Коррекционно-развивающая работа по формированию пространственной ориентировки у детей с интеллектуальной недостаточностью.
- 33. Коррекционно-развивающая работа по формированию социального поведения у детей с интеллектуальной недостаточностью.
- 34. Направления и содержание коррекционно-развивающей работы с детьми с интеллектуальной недостаточностью школьного возраста.
- 35. Особенности организации и проведения коррекционных занятий с детьми с интеллектуальной недостаточностью школьного возраста.
- 36. Психолого-педагогическое сопровождение лиц с интеллектуальной недостаточностью после окончания образовательного учреждения.
- 37. Виды помощи на коррекционном занятии, последовательность и правила ее оказания.
- 38. Основные направления психологической помощи и особенности ее реализации (психопрофилактика, просвещение, консультирование, психокоррекция).
- Психопрофилактика и психогигиена,
- 39. Организация взаимодействия педагога и ребенка с интеллектуальной недостаточностью в учебном процессе.
- 40. Семья как активный участник коррекционно-педагогического процесса.
- 41. Особенности психолого-педагогического сопровождения семей, воспитывающих детей с интеллектуальной недостаточностью.
- 2. Консультирование родителей (о дальнейшем маршруте обучения, о перспективах).
- 42. Психологическое изучение семей: цели, задачи, принципы и направления диагностической работы.
- 43. Психологическое сопровождение ребенка с интеллектуальной недостаточностью в учебно-воспитательном процессе.
- 44. Особенности проведения консультирования детей с интеллектуальной недостаточностью.
- Гностический блок
- Конструктивный блок
- Организационный блок
- Оценочный блок
- 45. Формы организации коррекционных занятий. Современные требования к проведению коррекционного занятия.
- Организация коррекционно-развивающих занятий.
- Современные требования к проведению коррекционного занятия.
- III.Примерная структура фронтального занятия.
- 46. Содержание коррекционных и развивающих занятий, реализация принципов психокоррекции.
- 47. Организация и содержание образования учащихся с умеренной и тяжелой интеллектуальной недостаточностью
- 48. Основные направления коррекционно-развивающей работы с детьми с интеллектуальной недостаточностью в условиях цкрОиР.
- 1. Методическое направление
- 2. Коррекционно-развивающая работа и социальная реабилитация
- 3. Диагностическое направление
- 4. Консультативное направление
- 5. Социально-психологическое направление.
- 6. Информационно-аналитическое направление
- 49. Основные направления коррекционно-развивающей работы с детьми с интеллектуальной недостаточностью в условиях надомного обучения.
- Общие принципы и правила работы педагогов надомного обучения:
- 50. Специфика организации педагогического общения с детьми, имеющими интеллектуальную недостаточность.
- 2. Повышение психической активности ребенка.