8. Определение целей, задач, содержания и методов коррекционно-развивающей работы при интеллектуальной недостаточности
ОБЩЕЕ:
Под психологической коррекциейпонимается определенная форма психолого-педагогической деятельности по исправлению таких особенностей психического развития, которые по принятой в возрастной психологии системе критериев не соответствуют гипотетической "оптимальной" модели этого развития, норме или, скорее, возрастному ориентиру как идеальному варианту развития ребенка на той или иной ступени онтогенеза.
Цели и задачи коррекционно-развивающей работы.
Контроль динамики психического развития детей, обучающихся и воспитывающихся в учебно-воспитательных учреждениях, позволяет своевременно прибегнуть к коррекции развития с целью создания оптимальных возможностей и условий для подтягивания слабых и средних учащихся до уровня сильных, наиболее развитых, а также для дальнейшего развития учащихся, обнаруживающих особые способности.
Основная задача– психолого-педагогическая коррекция отклонений в психическом развитии ребенка (интеллектуальном, эмоциональном, мотивационном, поведенческом, волевом, двигательном и пр.) на основе создания оптимальных психолого-педагогических условий для развития творческого потенциала личности каждого ребенка.
Массовое образовательное учреждение, принимая умственно отсталого ребенка, должно быть готово разделить ответственность за его судьбу, обучение и воспитание с его родителями, учителями-дефектологами.
Умственно отсталые дети сегодня достаточно часто поступают в массовые детские сады и общеобразовательные школы. Родители хотят, чтобы их ребенок, несмотря на характер диагноза, воспитывался с нормально развивающимися детьми. Следует в любом случае уважать выбор родителей. Воспитатель и учитель должны быть профессионально готовы к встрече с таким ребенком и взаимодействию с ним.
Умственно отсталый ребенок в группе или в классе нормально развивающихся детей требует особого к себе отношения. Однако воспитатель или учитель массового учреждения не должен этого подчеркивать перед остальными детьми. Педагогу следует помочь ребенку освоиться в коллективе сверстников, постараться подружить его с детьми. Важно выбрать для него такое место в классе, чтобы в случае затруднений ему легко было оказывать помощь. Ребенок должен посильно участвовать в работе класса (группы), не задерживая темп ведения урока, занятия. Нельзя допускать, чтобы что-либо важное осталось не понято, так как это может привести к недопониманию учебного материала в дальнейшем.
Педагог общеобразовательного учреждения должен учитывать при обучении умственно отсталого ребенка особенности его познавательной деятельности. Новый учебный материал, необходимый для усвоения, нужно делить на маленькие порции и представлять для усвоения в наглядно-практических, деятельностных условиях, закрепление проводить на большом количестве тренировочных упражнений, многократно повторять усвоенное на разнообразном материале.
Обучение умственно отсталого дошкольника и школьника в массовом учреждении требует повседневного участия родителей, так как основную часть коррекционной работы проводят именно они. Ребенку необходима регулярная специализированная помощь олигофренопедагога, а родителям и учителю — его консультации.
МЕТОДЫ коррекционно-развивающей работы:
Организационные методы:сравнительный, лонгитюдинальный (изучение в динамике), комплексный.
Эмпирические методы:наблюдение, эксперименты (лабораторный, естественный, формирующий или психолого-педагогический), психодиагностические (тесты, анкеты, беседы), праксиметрические примеры анализа деятельности, в том числе и речевой деятельности, биографические (сбор и анализ анамнестических данных).
Интерпретационные методы,способы теоретического исследования связей между изучаемыми явлениями (между функциями и личностью, между отдельными параметрами и явлением в целом и др.).
Методы обучения:практические, наглядные, словесные.
Выбор и использование того или иного метода определяется характером нарушения, содержанием, целями и задачами коррекционно-развивающей (педагогической) работы, этапом работы, возрастными, индивидуально-психологическими особенностями ребёнка и др.
_____________________________________________________________________________
Обучение и воспитание умственно отсталых детей дошкольного возраста
В дошкольном возрасте умственно отсталый ребенок без специальной коррекционной работы минует два важных этапа в психическом развитии: развитие предметных действий и общения с другими людьми. Этот ребенок мало контактен как со взрослыми, так и со своими сверстниками, не вступает в ролевую игру и в какую-либо совместную деятельность с другими. Все это отражается на накоплении социального опыта детей и на развитии высших психических функций — мышления, произвольной памяти, речи, воображения, самосознания, воли.
Однако тенденции развития ребенка с нарушениями интеллекта те же, что и нормально развивающегося. Некоторые нарушения — отставание в овладении предметными действиями, отставание и отклонение в развитии речи и познавательной сферы — в значительной мере носят вторичный характер. При своевременной правильной организации воспитания, раннем начале коррекционно-педагогического воздействия многие отклонения развития у детей могут быть скорректированы и даже предупреждены.
Главной целью специального дошкольного обучения и воспитания умственно отсталого ребенка является обеспечение максимально возможного уровня эмоционального, умственного, социального и физического развития, формирование его позитивных личностных качеств, подготовка к обучению в специальной школе. Коррекционно-педагогическая работа проводится с учетом индивидуальных особенностей и возможностей каждого ребенка.
В соответствии с характером дефекта и степенью, его выраженности дети воспитываются в специальных учреждениях системы образования, здравоохранения или социального обеспечения.
Система образования………………. (учреждения…………….)
Дошкольные учреждения:
специализированные детские сады с круглосуточным пребыванием;
специализированные детские дома;
специальные группы при массовых детских садах;
дошкольные группы при специальных школах-интернатах;
группы кратковременного пребывания.
Существующая ныне в стране система дошкольного воспитания и обучения детей с нарушениями развития ориентируется на здоровые силы ребенка, его потенциальные возможности. Эта система является комплексной, ее характеризует дифференцированность и интегрированность. Интегрированный характер дошкольного коррекционно-педагогического воздействия реализуется объединением усилий специалистов разного профиля, а также включением семьи в работу с ребенком.
Психокоррекционная работа с дошкольниками с легкой интеллектуальной недостаточностью.
Одной из первых в отечественной дошкольной специальной педагогике, базирующейся на гибком учете психологических и педагогических закономерностей, явилась созданная выдающимся педагогом и психологом А.А.Катаевой (А.А.Венгер) система сенсорного воспитания и сенсорного развития. Она построена с учетом механизмов формирования у дошкольников с сенсорными и интеллектуальными нарушениями перцептивных ориентировочных действий (ориентировки на внешние свойства и качества предметов). Автором было доказано, что в дошкольном возрасте детская деятельность основывается на восприятии, именно оно становится побудительным мотивом всех видов детской деятельности. При отсутствии ориентировки на свойства и отношения объектов или недостаточном ее развитии затруднено вычленение существенных с точки зрения данной деятельности свойств и отношений. Это обусловливает значительный разрыв между пониманием функционального назначения предметов и реальным овладением предметным, или орудийным, действием, замедленный темп усвоения навыков самообслуживания, неверное, искаженное формирование многих навыков.
Идеи А.А. Катаевой о необходимости целенаправленной коррекционно-педагогической работы по формированию высших психических функций получили развитие в исследованиях Е.А. Стребелевой. Ею была разработана дидактическая система формирования у дошкольников с нарушениями умственного развития мышления как целостного процесса, каждый отдельный компонент которого является необходимым звеном общей структуры мыслительной деятельности ребенка. В коррекционно-педагогической работе с умственно отсталыми детьми получило свое реальное воплощение фундаментальное положение отечественной психологии о генетической связи разных форм мышления. В дошкольном возрасте тесно взаимодействуют три основные формы мышления — наглядно-действенная, наглядно-образная и словесно-логическая, — образуя единый процесс познания реального мира, в котором в различные периоды может преобладать либо одна, либо другая форма мышления, в связи с чем познавательный процесс обретает специфический характер.
В ходе занятий используются такие приемы, как сравнение, обобщение, противопоставление, аналогия, установление связей между явлениями и объектами окружающего мира, классификация и систематизация узнаваемых фактов, формулирование выводов в виде суждений и умозаключений. Именно на этой основе у детей складываются образы-представления, которые становятся более гибкими, динамичными, обобщенными, что позволяет им устанавливать причинно-следственные связи и зависимости.
Дидактическая система формирования элементарных математических представлений разработана в исследованиях Л.Б.Баряевой и И. В. Чумаковой. Они рассматривают процесс формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста с нарушениями интеллекта как сложную мыслительную деятельность, в которой умственные процессы основываются на интериоризации внешних предметных действий. При этом возникающие внутренние мыслительные процессы являются производными от внешней предметной деятельности.
Дидактическая система, разработанная Е.А. Екжановой с позиций психолого-педагогического подхода, обеспечивает овладение смыслами продуктивной деятельности через формирование знаково-символической функции сознания. Работа начинается с формирования у детей с нарушенным интеллектом образов восприятия в процессе целенаправленного обследования предмета и последующего моделирования его формы способами, специфичными для лепки, аппликации, рисования. На этой основе постепенно складываются гибкие образы-представления. Под влиянием обучения дети овладевают умением выделять существенные и второстепенные признаки предметов, устанавливать аналогии создаваемых изображений и реальных предметов. Выявленный признак становится свидетельством определенного уровня обобщения.
Игра – ведущая деятельность ребенка-дошкольника. Именно в ней происходит формирование основных психологических новообразований. В игре ребенок удовлетворяет свои возрастные психологические потребности: быть как взрослый. Его захватывает сам процесс, который пока еще даже не направлен к конечной цели.
Трудовое воспитание включает в себя формирование практических действий, которое осуществляется в процессе усвоения детьми способов самообслуживания и культурно-гигиенических навыков. Занятия ручным трудом направлены также на развитие умственных и практических действий: дети знакомятся с разнообразными свойствами и качествами предметов, которые их окружают, овладевают приемами обработки различных материалов, узнают возможности их применения в повседневной и в эстетическо-художественной деятельности.
Занятия по ознакомлению с окружающим предусматривают формирование у детей целостного восприятия и адекватных представлений о различных предметах и явлениях окружающей действительности, о человеке и видах его деятельности, о его взаимоотношениях с природой. В ходе таких занятий у детей складываются представления о предметном мире, созданном руками человека, обогащается их чувственный опыт, они учатся быть внимательными ко всему, что их окружает.
Психокоррекционная работа со школьниками с интеллектуальной недостаточностью.
Специальные школы (вспомогательные) для умственно отсталых детей в нашей стране прошли длительную эволюцию и доказали свою высокую эффективность. Несмотря на нецензовый характер образования, во вспомогательных шолах дается достаточный уровень образования для того, чтобы выпускник мог продолжить его для приобретения специальности (в специальных группах ПТУ) и вести самостоятельную жизнь. Специфическими задачами вспомогательной школы являются: коррекционно-развивающая – максимальное преодоление недостатков познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы, поведения у каждого отдельного ребенка с проблемами в интеллектуальном развитии, максимальное использование имеющихся ресурсов психики для дальнейшего его развития, для повышения образовательного уровня; адаптационная, предполагающая облегчение и поддержку существования в окружающем мире, овладение по возможности теми компетенциями, которые необходимы для самостоятельной жизни в обществе; а также обучение доступному профессиональному труду.
Специфика обучения и воспитания детей с тяжелой степенью умственной отсталости
К категории глубоко умственно отсталых детей относятся имбецилы и идиоты. Идиотия — самая выраженная степень умственной отсталости, имбецильность занимает промежуточное место между идиотией и дебильностью. Дети, страдающие указанными нарушениями, помещаются в специальные детские дома системы социального обеспечения. Они являются инвалидами с детства и получают государственную поддержку в виде пенсионного обеспечения.
Дети идиоты не подлежат обучению, и в нашей стране они в основном находятся в учреждениях Министерства социальной защиты, где за ними обеспечивается только уход.
В России и ряде других стран в течение последних десятилетий успешно проводится работа по обучению и воспитанию детей-имбецилов с целью их дальнейшей социальной адаптации. Наиболее сохранная в интеллектуальном развитии часть имбецилов обучается в классах для детей с глубокой степенью умственной отсталости при специальных коррекционных школах 8-го вида.
Целью коррекционно-воспитательной работы с детьми с тяжелой степенью умственной отсталости является трудоустройство и дальнейшее приспособление к жизни в условиях окружающей социальной среды. Достижение обозначенной цели достигается решением следующих основных задач работы с глубоко умственно отсталыми детьми.
1. Развитие всех психических функций и познавательной деятельности детей в процессе их обучения и коррекция их недостатков. Основное внимание в этой работе направлено на умственное развитие учащихся.
2. Формирование у глубоко умственно отсталых детей правильного поведения.
3. Трудовое обучение и подготовка к посильным видам труда. Самообслуживание.
4. Бытовая ориентировка и социальная адаптация. Коррекционно-воспитательная работа включает в себя три этапа:
1) от 4 до 8 лет. Проводится работа по формированию санитарно-гигиенических навыков. Дети обучаются адекватному поведению в условиях детского дома. Большое внимание уделяется развитию речи, моторики, познавательной деятельности. Осуществляется подготовка к школьному обучению;
2) от 8 до 16 лет. Продолжается закрепление навыков самообслуживания и личной гигиены. Проводится работа по обучению хозяйственно-бытовому труду. По-прежнему уделяется большое внимание развитию речи. Дети обучаются элементарной грамоте, овладевают навыками счета;
3) от 16 до 18 лет. В этот период основной задачей коррекционно-воспитательной работы является социальная адаптация умственно отсталых детей.
Обучение детей с тяжелой степенью умственной отсталости должно быть максимально индивидуализировано. Наполняемость классов не должна превышать 6 человек. Дети с имбецильностью нуждаются также в дифференцированном подходе. Основной задачей обучения и воспитания глубоко умственно отсталых детей является подготовка их к самостоятельной жизни, что предполагает развитие умения ориентироваться в окружающей обстановке, конструктивно общаться с людьми, о владение простейшими трудовыми навыками.
- Вопросы
- «Методика коррекционно-развивающей работы при интеллектуальной недостаточности»
- 2012-2013 Учебный год
- Ответы на вопросы
- 1. Развитие представлений об интеллектуальной недостаточности с древних времен до наших дней
- История становления специальной педагогики в России
- Актуальные проблемы специального образования на современном этапе
- История становления и развития национальных систем специального образования (социокультурный контекст)
- Первый период эволюции: от агрессии и нетерпимости к осознанию необходимости призрения инвалидов
- Третий период эволюции: от осознания возможности обучения детей с сенсорными нарушениями к признанию права аномальных детей на образование. Становление системы специального образования
- Пятый период эволюции: от равных прав к равным возможностям; от «институциализации» к интеграции
- Хронологические сроки прохождения периодов эволюции отношения общества и государства к липам с отклонениями в развитии в Западной Европе и в России
- 2. Выдающиеся ученые-дефектологи их вклад в теорию и практику специального образования
- 3. Понятие «коррекционное образование», структурные компоненты
- 4. Понятие психологической коррекции, предмет и задачи
- 5. Принципы психологической коррекции, особенности их реализации на различных возрастных этапах
- 6. Виды и формы психокоррекции
- 1. По характеру направленности выделяют коррекцию:
- 2. По содержанию различают коррекцию:
- 7. По масштабу решаемых задач различают психокоррекцию:
- 7. Условия эффективности коррекционно-развивающей работы при интеллектуальной недостаточности требования, предъявляемые к специалисту, осуществляющему психокоррекционные мероприятия
- 8. Определение целей, задач, содержания и методов коррекционно-развивающей работы при интеллектуальной недостаточности
- Содержание образования
- 9. Особенности работы учителя-дефектолога с детьми с интеллектуальной недостаточностью в различных типах специальных учреждений и в условиях интегрированного обучения
- 10. Понятие, признаки, структура педагогических технологий
- 11. Цель и основные направления коррекционной работы с детьми с интеллектуальной недостаточностью.
- 12. Научно-методические основы планирования коррекционной работы с детьми с интеллектуальной недостаточностью.
- 13. Проблемы планирования коррекционно-развивающей работы в педагогической практике.
- 14. Коррекционно-развивающие задачи к занятию, их основные характеристики, способы формулирования.
- 15. Разработка технологической карты коррекционного занятия с учащимися с легкой степенью умственной отсталости.
- Технологическая карта коррекционного занятия
- 16. Нормативная документация, регламентирующая организацию коррекционно-развивающей работы при интеллектуальной недостаточности.
- 17. Психологические особенности младенческого возраста.
- 1. Кризис новорожденности
- 2. Психологическая характеристика периода новорожденности
- 3. Эмоциональное общение со взрослым как ведущая деятельность младенца
- 4. Основные линии психического развития ребенка
- 5. Новообразования младенческого возраста
- 18. Стимуляция эмоционально-коммуникативного поведения ребенка первого года жизни.
- 19. Коррекционно-развивающая работа по формированию сенсорной сферы у детей первого года жизни.
- 20. Особенности развития двигательной сферы детей первого года жизни.
- 21. Организация ранней комплексной коррекционно-педагогической помощи детям с интеллектуальной недостаточностью.
- 22. Содержание коррекционно-развивающей работы по сенсорному развитию ребенка раннего возраста.
- 23. Содержание работы по формированию моторно-двигательной сферы детей раннего возраста.
- 24. Стимуляция эмоционально-коммуникативного поведения ребенка раннего возраста.
- 25. Взаимодействие олигофренопедагога с родителями. Основные направления в работе специалистов с семьей.
- 26. Направления коррекционно-развивающей работы с детьми дошкольного возраста.
- 27. Содержание коррекционной работы с детьми с интеллектуальной недостаточностью дошкольного возраста.
- 28. Приемы работы по формированию способностей понимать обращенную речь.
- 29. Педагогическая диагностика как основа организации коррекционно-развивающей работы с детьми дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью.
- Методы психолого-педагогической диагностики умственной отсталости
- 30. Задачи коррекционно-педагогической помощи и коррекционно-воспитательной работы с детьми с различной степенью интеллектуальной недостаточности.
- 31. Коррекционно-развивающая работа по формированию познавательной деятельности у детей с интеллектуальной недостаточностью.
- 32. Коррекционно-развивающая работа по формированию пространственной ориентировки у детей с интеллектуальной недостаточностью.
- 33. Коррекционно-развивающая работа по формированию социального поведения у детей с интеллектуальной недостаточностью.
- 34. Направления и содержание коррекционно-развивающей работы с детьми с интеллектуальной недостаточностью школьного возраста.
- 35. Особенности организации и проведения коррекционных занятий с детьми с интеллектуальной недостаточностью школьного возраста.
- 36. Психолого-педагогическое сопровождение лиц с интеллектуальной недостаточностью после окончания образовательного учреждения.
- 37. Виды помощи на коррекционном занятии, последовательность и правила ее оказания.
- 38. Основные направления психологической помощи и особенности ее реализации (психопрофилактика, просвещение, консультирование, психокоррекция).
- Психопрофилактика и психогигиена,
- 39. Организация взаимодействия педагога и ребенка с интеллектуальной недостаточностью в учебном процессе.
- 40. Семья как активный участник коррекционно-педагогического процесса.
- 41. Особенности психолого-педагогического сопровождения семей, воспитывающих детей с интеллектуальной недостаточностью.
- 2. Консультирование родителей (о дальнейшем маршруте обучения, о перспективах).
- 42. Психологическое изучение семей: цели, задачи, принципы и направления диагностической работы.
- 43. Психологическое сопровождение ребенка с интеллектуальной недостаточностью в учебно-воспитательном процессе.
- 44. Особенности проведения консультирования детей с интеллектуальной недостаточностью.
- Гностический блок
- Конструктивный блок
- Организационный блок
- Оценочный блок
- 45. Формы организации коррекционных занятий. Современные требования к проведению коррекционного занятия.
- Организация коррекционно-развивающих занятий.
- Современные требования к проведению коррекционного занятия.
- III.Примерная структура фронтального занятия.
- 46. Содержание коррекционных и развивающих занятий, реализация принципов психокоррекции.
- 47. Организация и содержание образования учащихся с умеренной и тяжелой интеллектуальной недостаточностью
- 48. Основные направления коррекционно-развивающей работы с детьми с интеллектуальной недостаточностью в условиях цкрОиР.
- 1. Методическое направление
- 2. Коррекционно-развивающая работа и социальная реабилитация
- 3. Диагностическое направление
- 4. Консультативное направление
- 5. Социально-психологическое направление.
- 6. Информационно-аналитическое направление
- 49. Основные направления коррекционно-развивающей работы с детьми с интеллектуальной недостаточностью в условиях надомного обучения.
- Общие принципы и правила работы педагогов надомного обучения:
- 50. Специфика организации педагогического общения с детьми, имеющими интеллектуальную недостаточность.
- 2. Повышение психической активности ребенка.