36. Психолого-педагогическое сопровождение лиц с интеллектуальной недостаточностью после окончания образовательного учреждения.
Современный этап развития социально-экономической, нормативно-правой и культурной жизни общества требует от выпускников достаточной компетентности в умении решать жизненные проблемы, адаптироваться к постоянно изменяющимся условиям, быть конкурентоспособным на рынке труда, уметь обеспечить достойный уровень жизни. Особенно остро встает вопрос о повышении эффективности социальной адаптации и последующей интеграции в современном обществе выпускников вспомогательных школ.
В настоящее время направленность на формирование общеобразовательных знаний и умений сменяется пониманием того, что цель обучения - это прежде всего повышение качества жизни детей, их социальное развитие, включение в социальное и социально-эмоциональное взаимодействие.
В целях повышения социальной защищенности выпускников специальных учреждений образования Законом Республики Беларусь «Об образовании лиц с особенностями психофизического развития (специальном образовании)», предусмотрено осуществление их патроната на протяжении двух лет после окончания учебного заведения.
Патронат определяется как «оказание индивидуально-ориентированной, социально-педагогической, психолого-педагогической, социально-психологической, социально-правовой помощи выпускникам учреждений образования из числа лиц с особенностями психофизического развития на начальном этапе их самостоятельной жизни» (Инструкция о патронате лиц с особенностями психофизического развития: постановление Министерства образования Республики Беларусь).
Основными задачами патроната являются:
помощь в социальной адаптации к самостоятельной жизни;
оказание квалифицированной социально-педагогической, психологической и иной помощи;
профилактика и коррекция отклоняющегося поведения выпускников;
организация консультативно-разъяснительной работы с законными представителями и нанимателями выпускников;
привлечение государственных организаций и общественных объединений к оказанию помощи выпускникам, оказавшимся в неблагоприятных, кризисных ситуациях;
социальная диагностика и сбор статистических материалов о жизнеустройстве выпускников.
Основными направлениями деятельности учреждения образования по осуществлению патроната являются:
изучение трудностей и проблем выпускников в самостоятельном жизнеустройстве, своевременное оказание им необходимой помощи и поддержки;
разработка индивидуальных программ оказания психокоррекционной, реабилитационной, консультативной помощи;
определение задач, направлений социальной и психолого-педагогической работы по патронату;
анализ факторов негативно влияющих на социализацию выпускников;
профилактическая работа по предупреждению семейного неблагополучия, асоциального поведения, правонарушений выпускников.
Патронатное сопровождение осуществляется группой специалистов: представитель администрации, педагог-психолог, социальный педагог, классный руководитель выпускного класса. Администрации школы необходимо устанавливать контакты с предприятиями, где возможно последующее трудоустройство выпускников, окончивших 10 или 12 классов и получивших квалификационный разряд. Педагог-психолог проводит индивидуальные беседы и консультации с учениками и их родителями. Социальный педагог информирует выпускников по нормативно-правовым вопросам, по трудоустройству, знакомить с социальными центрами и организациями города. Классный руководитель проводит воспитательные мероприятия с классом и индивидуально с учениками в форме бесед, экскурсий на предприятия, занятия по изучению нормативных правовых актов.
Организация психолого-педагогического сопровождения в процессе обучения в школе снижает риск социальной дезадаптации учащихся после окончания школы. Подготовке учащихся к жизни и их профессиональному самоопределению способствуют уроки трудового обучения и социально-бытовой адаптации. Содержание программы и учебных пособий по этим предметам направлено на подготовку учащихся к самостоятельной жизни. Объективная необходимость расширения социального опыта учащихся с интеллектуальной недостаточностью выдвигает ряд практических и теоретических проблем. К ним, в частности, можно отнести: определение направлений, форм и содержания помощи выпускникам, характеристику условий и этапов подготовки их к самостоятельной жизни вне стен специального образовательного учреждения.
Основные формы работы по патронату являются:
собеседования с выпускниками по вопросу изучения их занятости, трудностей и проблем в самостоятельном жизнеустройстве;
участие выпускников в музыкальных, спортивных, развлекательных мероприятиях учреждений образования, переписка (с выпускниками, с администрацией профессионально-технических училищ и трудовых коллективов),
общение по телефону,
правовое и профориентационное консультирование,
содействие в трудоустройстве и обучении,
посещение педагогическими работниками выпускников.
Представляется, что проводимая работа в большей мере направлена на сбор статистических данных, чем на оказание реальной помощи выпускнику. Очевидна необходимость привлечения в процесс патронатного сопровождения семьи выпускника, а также взаимосвязь с учебными учреждениями и предприятиями, в которые включены выпускники вспомогательной школы. Еще одна проблема, связанная с патронатом выпускников специальных образовательных учреждений- это отсутствие единой системы по отслеживанию жизнеустройства бывших воспитанников в учреждениях различного профиля и различной ведомственной принадлежности, что требует определения критериев для оценки успешности социализации личности. На данный момент получаемая информация о жизнеустройстве не полная и не системная, т.к. источник ее получения – чаще всего сами выпускники. Более подробные сведения в образовательных учреждениях есть лишь о первичном устройстве выпускников. В других случаях их судьба отслеживается только при обращении за помощью.
Выпускники не ориентируются в перечне доступных им профессий и потребностях современного рынка труда. Инвариантность их трудовой подготовки, отсутствие учета современных региональных социально-экономических условий в подготовке к самостоятельному жизнеобеспечению на основе труда, значительно снижает их конкурентоспособность и ограничивает возможности трудоустройства.
Выявленные затруднения в социальной адаптации, консультации с практическими работниками позволяют сделать вывод о том что перспективными направлениями работы с учащимися выпускных классов вспомогательной школы являются следующие.
Социально-бытовая адаптация.Предполагается формирование у современного выпускника опыта социального поведения в быту, а также определенных умений и навыков, необходимых для осуществления бытовой деятельности (навыки ведения домашнего хозяйства, навыки для взаимодействия с представителями ближайшего окружения с целью удовлетворения бытовых потребностей, осуществления действий по поддержанию жизнедеятельности и. т.д.);
Социально-трудовая подготовка. Предусматривается углубление специфических трудовых знаний и умений, необходимых для профессиональной деятельности. Школьники учатся ориентироваться в области трудоустройства: сбора информации о наличии вакансий, умения оформлять деловые бумаги и участвовать в собеседованиях с руководителями предполагаемых мест работы т.д.
Социально-экономическая работа. Внимание сосредотачивается на формировании у выпускника вспомогательной школы умения быть экономически грамотным в той мере, которая позволит ему успешно включаться в социально-экономические отношения (например, владеть умением вести домашнее хозяйство и совершать необходимые покупки, как за наличные деньги, так и с помощью банковских карточек и пр.);
Социально-культурное воспитание. Предусматривается овладение современным молодым человеком основными формами социально одобряемого этикетного поведения и соблюдение культуры семейных отношений.
Социально-правовое просвещение. Способствует ориентировке выпускника как в правах и обязанностях членов современного белорусского общества, так и в свои правах и возможностях как гражданина, члена трудового коллектива, участника экономических отношений, молодого семьянина и пр.
Достижению результативности проводимой работы способствуют интерактивные игры и упражнения, направленные на обогащение опыта взаимодействия в процессе решения жизненных задач. Предполагается определенная специфика реализации содержания учебного материала, заключающаяся в практической отработке у выпускников конкретных умений применительно к жизненно-значимым ситуациям. Подобные занятия предполагают максимально возможное приближение к их нуждам каждого ученика. Учет его потребностей и помощь в отработке опыта поведения в значимой ситуации являются важными условиями формирования жизнеспособной личности.
Модель осуществления патроната выпускников с особенностями психофизического развития. В первом приближении ее можно представить следующим образом:
I этап – подготовительный. Этот процесс охватывает весь период обучения в школе. С целью повышения возможностей социальной и психологической адаптации выпускника работа проводится по многим направлениям и включает самоидентификацию норм поло-ролевого поведения человека; гигиену как условие сохранения здоровья и жизни; формирование умений и навыков труда; усвоение этических норм жизни как регулятора поведения человека; умение общаться с детьми и взрослыми. Осуществляется правовое воспитание; освоение правил ухода за жилым помещением, растениями, животными; знакомство с профессиями и профессиональная ориентация; овладение и соблюдение финансово-денежных нормативов жизни; изучение снов безопасности жизнедеятельности.
II этап – основной.Его можно назвать этапом продолженной опеки, когда выпускники делают первые шаги в самостоятельной жизни. На этом этапе важное значение имеют сложившиеся взаимодействия и отношения ребенка с взрослыми членами коллектива и сокурсниками.
Так как в основе социальной компетенции лежит умение общаться, понимать другого, то в период постшкольного сопровождения выпускника обеспечивается среда общения, развивающая их коммуникативные навыки, расширяющая круг полноценного общения и формирующая новые социальные связи и отношения.
III этап – заключительный.Он совпадает с получением выпускниками с особенностями психофизического развития профессионального образования, наличием возможности жить самостоятельно, началом трудовой деятельности. Для некоторых – этот этап может быть связан с рождением ребенка и созданием семьи.
На основе обобщения имеющихся литературных данных (исследования Гурьяновой М.П., Брудного Е.М., Змушко А.М., Олешкевич В.И., Петкевича И.Е., Шипициной Л.М. и др.) и интерпретируя готовность выпускников к самостоятельности после окончания школы прежде всего в контексте жизнеспособной личности можно выделить следующие критерии,по которым можно судить об уровне социального развития выпускников вспомогательной школы:
реальный и конкретный характер жизненных планов;
социально-трудовая компетенция (подготовка к будущей профессиональной деятельности, осведомленность о существенных характеристиках своей будущей профессии, связанных с ее востребованностью в том регионе, в котором проживает выпускник, сведениях о заработной плате, возможных льготах, продолжительности отпуска и пр.);
умения независимого функционирования (сформированность общих житейских умений (по самообслуживанию, уходу за жилищем, навыки организации самостоятельной жизни и деятельности, умения организовать досуг, распределять собственные доходы и пр.);
социально-культурная компетенция (наличие индивидуального стиля здорового образа жизни, отсутствие вредных привычек, правовая и экономическая грамотность, готовность к созданию семьи…).
В основе подготовки к самостоятельной жизни выпускника лежит социально-ориентированный подход, который рассматривает каждого выпускника как полноценного члена общества и предусматривает формирование у него адекватной самооценки, а также положительной оценки своего места в обществе, выработку необходимых навыков уверенного поведения, активную жизненную позицию, способности отстаивать свои права и интересы в социуме. Реализация социально-ориентированного подхода строится на основе следующих принципов:
- принцип соответствия условий социокультурной среды потребностям индивида;
- принцип ценности каждого индивида, независимо от степени и формы ограничений;
- принцип обеспечения равных возможностей;
- принцип индивидуального подхода и др.
Такой подход к содержанию и организации патроната выпускников направлен на развитие индивидуальных ресурсов и возможностей личности, ее активизацию, формирование социальной компетентности, новых стратегий социально-профессионального поведения, поведенческих установок и ценностных ориентаций, отражающих новые социальные экономические реалии, обеспечение социальной и профессиональной мобильности.
Основными концептуальными подходами к организации и содержанию патроната являются следующие:
Аксиологический подходопределяет безусловную ценность каждого человека. В специальном образовании данный принцип реализуется посредством включения в образовательный процесс всех лиц с особенностями психофизического развития и обеспечении оптимальных условий для приобщения к социальным ценностям и наиболее полной самореализации.
Принцип нормализацииозначает, что для людей с функциональными или интеллектуальными нарушениями обеспечиваются равные права и возможности в осуществлении всех форм повседневного существования и условий жизни. Другими словами, принцип нормализации предполагает, что потребности всех без исключения индивидуумов имеют одинаково важное значение, что служат основой для обеспечения равных возможностей для их участия в жизни общества. Специальное образование Республики Беларусь развивается в русле основных положений «Стандартных правил обеспечения равных возможностей для инвалидов», принятых Генеральной ассамблеей ООН в 1993 году (резолюция 48/96). В данном международном документе определено право детей, молодежи и взрослых с особенностями психофизического развития, на равные возможности в получении образования в интегрированных структурах, являющихся неотъемлемой частью общего образования.
Культурологический подходопределяет необходимость построения системы образования на основе отечественных, свойственных национальному менталитету, традициях и ценностях. Национальная направленность образования заключается в его органичном единстве с национальной историей, народными обычаями, сохранении и обогащении культуры, признания образования важнейшим инструментом национального развития, уважения к истории и культуре других народов.
Компетентностный подходв образовании лиц с интеллектуальной недостаточностью реализуется в том, что накопление конкретных знаний не является самоцелью образования. Знания выступают средством достижения ведущей цели‑ развития жизнеспособной личности. Для детей интеллектуальной недостаточностью более актуальной задачей систематического обучения (как части образовательного процесса) в образовательном учреждении становится овладение различными компетенциями, необходимыми для максимально успешного включения в жизнь социума, и повышение степени независимости их жизни. Таким образом, содержание образования детей с нарушениями развития выстраивается с учетом задач освоения навыков самообслуживания, бытовых, навыков коммуникации, элементарных трудовых навыков, т.е. того, что необходимо для повседневной жизни в обществе.
Гуманитаризация образованияпредполагает его личностную значимость для каждого конкретного человека. Гуманитаризация специального образования ‑это выявление личностного смысла образования, персональной значимости каждого учебного предмета. Стержнем гуманитаризации образования является гуманитарное мышление и гуманистическая технология педагогической деятельности. Человеческая жизнедеятельность является высшей ценностью в мире, а система образования постепенно адаптируется не только к потребностям государства, но и прежде всего к разнообразным запросам самой личности.
- Вопросы
- «Методика коррекционно-развивающей работы при интеллектуальной недостаточности»
- 2012-2013 Учебный год
- Ответы на вопросы
- 1. Развитие представлений об интеллектуальной недостаточности с древних времен до наших дней
- История становления специальной педагогики в России
- Актуальные проблемы специального образования на современном этапе
- История становления и развития национальных систем специального образования (социокультурный контекст)
- Первый период эволюции: от агрессии и нетерпимости к осознанию необходимости призрения инвалидов
- Третий период эволюции: от осознания возможности обучения детей с сенсорными нарушениями к признанию права аномальных детей на образование. Становление системы специального образования
- Пятый период эволюции: от равных прав к равным возможностям; от «институциализации» к интеграции
- Хронологические сроки прохождения периодов эволюции отношения общества и государства к липам с отклонениями в развитии в Западной Европе и в России
- 2. Выдающиеся ученые-дефектологи их вклад в теорию и практику специального образования
- 3. Понятие «коррекционное образование», структурные компоненты
- 4. Понятие психологической коррекции, предмет и задачи
- 5. Принципы психологической коррекции, особенности их реализации на различных возрастных этапах
- 6. Виды и формы психокоррекции
- 1. По характеру направленности выделяют коррекцию:
- 2. По содержанию различают коррекцию:
- 7. По масштабу решаемых задач различают психокоррекцию:
- 7. Условия эффективности коррекционно-развивающей работы при интеллектуальной недостаточности требования, предъявляемые к специалисту, осуществляющему психокоррекционные мероприятия
- 8. Определение целей, задач, содержания и методов коррекционно-развивающей работы при интеллектуальной недостаточности
- Содержание образования
- 9. Особенности работы учителя-дефектолога с детьми с интеллектуальной недостаточностью в различных типах специальных учреждений и в условиях интегрированного обучения
- 10. Понятие, признаки, структура педагогических технологий
- 11. Цель и основные направления коррекционной работы с детьми с интеллектуальной недостаточностью.
- 12. Научно-методические основы планирования коррекционной работы с детьми с интеллектуальной недостаточностью.
- 13. Проблемы планирования коррекционно-развивающей работы в педагогической практике.
- 14. Коррекционно-развивающие задачи к занятию, их основные характеристики, способы формулирования.
- 15. Разработка технологической карты коррекционного занятия с учащимися с легкой степенью умственной отсталости.
- Технологическая карта коррекционного занятия
- 16. Нормативная документация, регламентирующая организацию коррекционно-развивающей работы при интеллектуальной недостаточности.
- 17. Психологические особенности младенческого возраста.
- 1. Кризис новорожденности
- 2. Психологическая характеристика периода новорожденности
- 3. Эмоциональное общение со взрослым как ведущая деятельность младенца
- 4. Основные линии психического развития ребенка
- 5. Новообразования младенческого возраста
- 18. Стимуляция эмоционально-коммуникативного поведения ребенка первого года жизни.
- 19. Коррекционно-развивающая работа по формированию сенсорной сферы у детей первого года жизни.
- 20. Особенности развития двигательной сферы детей первого года жизни.
- 21. Организация ранней комплексной коррекционно-педагогической помощи детям с интеллектуальной недостаточностью.
- 22. Содержание коррекционно-развивающей работы по сенсорному развитию ребенка раннего возраста.
- 23. Содержание работы по формированию моторно-двигательной сферы детей раннего возраста.
- 24. Стимуляция эмоционально-коммуникативного поведения ребенка раннего возраста.
- 25. Взаимодействие олигофренопедагога с родителями. Основные направления в работе специалистов с семьей.
- 26. Направления коррекционно-развивающей работы с детьми дошкольного возраста.
- 27. Содержание коррекционной работы с детьми с интеллектуальной недостаточностью дошкольного возраста.
- 28. Приемы работы по формированию способностей понимать обращенную речь.
- 29. Педагогическая диагностика как основа организации коррекционно-развивающей работы с детьми дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью.
- Методы психолого-педагогической диагностики умственной отсталости
- 30. Задачи коррекционно-педагогической помощи и коррекционно-воспитательной работы с детьми с различной степенью интеллектуальной недостаточности.
- 31. Коррекционно-развивающая работа по формированию познавательной деятельности у детей с интеллектуальной недостаточностью.
- 32. Коррекционно-развивающая работа по формированию пространственной ориентировки у детей с интеллектуальной недостаточностью.
- 33. Коррекционно-развивающая работа по формированию социального поведения у детей с интеллектуальной недостаточностью.
- 34. Направления и содержание коррекционно-развивающей работы с детьми с интеллектуальной недостаточностью школьного возраста.
- 35. Особенности организации и проведения коррекционных занятий с детьми с интеллектуальной недостаточностью школьного возраста.
- 36. Психолого-педагогическое сопровождение лиц с интеллектуальной недостаточностью после окончания образовательного учреждения.
- 37. Виды помощи на коррекционном занятии, последовательность и правила ее оказания.
- 38. Основные направления психологической помощи и особенности ее реализации (психопрофилактика, просвещение, консультирование, психокоррекция).
- Психопрофилактика и психогигиена,
- 39. Организация взаимодействия педагога и ребенка с интеллектуальной недостаточностью в учебном процессе.
- 40. Семья как активный участник коррекционно-педагогического процесса.
- 41. Особенности психолого-педагогического сопровождения семей, воспитывающих детей с интеллектуальной недостаточностью.
- 2. Консультирование родителей (о дальнейшем маршруте обучения, о перспективах).
- 42. Психологическое изучение семей: цели, задачи, принципы и направления диагностической работы.
- 43. Психологическое сопровождение ребенка с интеллектуальной недостаточностью в учебно-воспитательном процессе.
- 44. Особенности проведения консультирования детей с интеллектуальной недостаточностью.
- Гностический блок
- Конструктивный блок
- Организационный блок
- Оценочный блок
- 45. Формы организации коррекционных занятий. Современные требования к проведению коррекционного занятия.
- Организация коррекционно-развивающих занятий.
- Современные требования к проведению коррекционного занятия.
- III.Примерная структура фронтального занятия.
- 46. Содержание коррекционных и развивающих занятий, реализация принципов психокоррекции.
- 47. Организация и содержание образования учащихся с умеренной и тяжелой интеллектуальной недостаточностью
- 48. Основные направления коррекционно-развивающей работы с детьми с интеллектуальной недостаточностью в условиях цкрОиР.
- 1. Методическое направление
- 2. Коррекционно-развивающая работа и социальная реабилитация
- 3. Диагностическое направление
- 4. Консультативное направление
- 5. Социально-психологическое направление.
- 6. Информационно-аналитическое направление
- 49. Основные направления коррекционно-развивающей работы с детьми с интеллектуальной недостаточностью в условиях надомного обучения.
- Общие принципы и правила работы педагогов надомного обучения:
- 50. Специфика организации педагогического общения с детьми, имеющими интеллектуальную недостаточность.
- 2. Повышение психической активности ребенка.