logo
Ответы на вопросы по гос

18. Стимуляция эмоционально-коммуникативного поведения ребенка первого года жизни.

Первый год жизни имеет важнейшее значение в психическом развитии ребенка.

Мозг развивается в наиболее высоком темпе. Ребенок, вначале беспомощный, к концу первого года жизни овладевает прямостоянием, ходьбой, предметно-манипулятивной деятельностью, начальным пониманием обращенной речи. Именно в этот период начинается становление речи как средства общения. В психомоторном развитии ребенка первого года жизни выделяют несколько периодов, на каждом из которых происходит поступательное усложнение довербальных форм общения, составляющих основу для становления речи и мышления.

Уже в первый период- период новорожденности (0-2 мес.) наряду с набором врожденных приспособительных реакций, играющих основную роль в жизнедеятельности организма, можно с 3-4-й недели жизни выявить начальные предпосылки так называемого коммуникативного поведения: в ответ на обращенный к ребенку ласковый голос или улыбку начинает возникать ротовое внимание - ребенок замирает, его губы слегка вытягиваются вперед, он как бы «слушает» губами. Вслед за этой реакцией появляется улыбка. Уже в период новорожденности можно отметить, что ребенок быстрее реагирует на голос, чем на звучащую игрушку.

Во втором периоде(1-3 мес.) у ребенка наряду с интенсивным развитием реакций на зрительные и слуховые раздражители более отчетливо проявляются эмоциональные реакции на общение со взрослым: стабилизируется улыбка, а к концу периода появляется смех.

К 3 месяцам у ребенка начинает развиваться выраженная эмоциональная реакция на появление взрослого - «комплекс оживления». Попытка вступить в контакт с ребенком 10-12 недель вызывает у него радостное оживление, повизгивание, вскидывание ручек, перебирание ножками, голосовые реакции. На этом возрастном этапе комплекс оживления возникает при виде как знакомого, так и незнакомого лица.

Своевременное появление и хорошая выраженность комплекса оживления свидетельствуют о нормальном психическом развитии ребенка.

У детей, которые в дальнейшем демонстрируют выраженные отклонения в психическом развитии, комплекс оживления и другие эмоционально-мимические и голосовые реакции на все окружающие стимулы отсутствуют. Недоразвитие отдельных компонентов комплекса оживления, например движений рук или ног (двустороннее или одностороннее), может указывать на поражение двигательной сферы; слабость или отсутствие голосовых реакций или носовой оттенок голоса характерны для поражения речедвигательной мускулатуры, что в дальнейшем может привести к речевым расстройствам.

Отсутствие комплекса оживления или его парадоксальность, например появление страха, крика и других отрицательных эмоций, характерны для детей с эмоциональными нарушениями.

Поскольку комплекс оживления формируется в тесной взаимосвязи с развитием зрения и слуха, то при дефектах этих анализаторов он может отсутствовать или проявляться в рудиментарной форме. При врожденной слепоте или глухоте и особенно при сочетании этих дефектов комплекс оживления на данном возрастном этапе отсутствует.

В третьем периоде(3-6 мес.) реакции, входящие в комплекс оживления, все более дифференцируются. Ребенок старше 4 месяцев при приближении к нему взрослого и при попытке вступить с ним в контакт внимательно всматривается в лицо взрослого, широко открывает глаза и рот, притормаживает общие движения.

Таким образом у него проявляется ориентировочная реакция, которая в одних случаях переходит в радостное оживление, а в других сменяется страхом и криком. Следует отметить, что реакция страха на этом возрастном этапе появляется не у всех детей. Это зависит от индивидуальных особенностей ребенка, а также от условий его воспитания и окружения. Чрезмерная же выраженность реакции страха на этом возрастном этапе характерна для детей с повышенной нервной возбудимостью, ранним детским аутизмом. Она может быть первым признаком врожденной детской нервности, легкой мозговой дисфункции, повышения внутричерепного давления при гидроцефалии. Она также характерна для детей с детским церебральным параличом.

Отсутствие дифференциации комплекса оживления на этом возрастном этапе характерно для задержки психомоторного развития, в том числе вследствие недостаточного общения взрослых с ребенком. Дифференциация комплекса оживления раньше происходит у детей, воспитывающихся дома, чем у детей, находящихся в детских учреждениях.

К концу этого возрастного этапа ребенок начинает узнавать мать. Правда, эта реакция еще очень непостоянна и ее появление зависит от многих условий, поэтому ее отсутствие не имеет самостоятельного диагностического значения. Однако если ребенок узнает мать, то это говорит о хорошем психическом развитии ребенка

Для оценки психического развития на этом возрастном этапе важно проследить, как ребенок реагирует на игрушку. Ведущей формой деятельности в этом возрасте становится манипулирование игрушкой. Ребенок не только длительно фиксирует взор на игрушках и прослеживает за их перемещением, но направляет к ним руки, схватывает их, тянет в рот. Это сопровождается выразительными эмоциональными реакциями: он то улыбается, то хмурится.

В этот период интенсивно развиваются голосовые реакции, которые начинают приобретать некоторую самостоятельность. Наряду с певучим гулением к концу периода появляются лепет, а также избирательность и дифференцированность реакций на звук и способность локализовать звук в пространстве.

В развитии движений рук ведущую роль начинает играть зрительный анализатор: к концу периода ребенок быстро и точно направляет руку к игрушке, расположенной в поле его зрения.

На следующем этапе развития (6-9 мес.) при общении ребенка со взрослым у него отчетливо проявляется ориентировочная реакция, которая сменяется реакцией радостного оживления на знакомые лица и реакцией страха на незнакомые. В некоторых случаях можно наблюдать, как ориентировочная реакция переходит в познавательный интерес, минуя реакцию страха.

Отличительной особенностью психического развития ребенка на этом возрастном этапе является его готовность к совместному со взрослым манипулированию игрушкой. Кроме того, к концу этого этапа у ребенка появляются начальные элементы общения со взрослым с помощью жестов. Он протягивает к взрослому руки, показывая, что хочет на руки, либо тянется руками к далекому предмету, если хочет его получить.

Отклонениями от нормального возрастного развития на этом этапе являются: полное безразличие к общению со взрослым (умственная отсталость, выраженная задержка психического развития, аутизм); общий комплекс оживления и подражательная улыбка вместо ориентировочной реакции и игрового манипулирования (задержка психического развития); чрезмерная выраженность и длительность реакции страха, переходящая в реакцию протеста и препятствующая общению (врожденная детская нервность, аутизм, гипервозбудимость).

Для диагностики отклонений развития на данном возрастном этапе важное значение имеет оценка реакции ребенка на обращенную речь. При нормальном развитии к концу этого этапа ребенок должен проявлять начальное ситуационное понимание обращенной речи, отвечая действием на словесную инструкцию. Например: он поднимает голову и глаза к лампе на вопрос: «Где огонек?», прижимается щекой к матери на просьбу «Поцелуй маму» и т. п. К концу периода он также обучается игре в «ладушки», ищет спрятанную у него на глазах игрушку.

Закономерным в этом возрасте является появление лепета. При общении со взрослым после того, как преодолена ориентировочная реакция и страх, ребенок начинает произносить цепочки слогов ба-ба-ба, ма-ма-ма. Если взрослый начнет отвечать ему тем же, голосовая активность ребенка возрастает, появляется радостное оживление и ребенок будет стараться подражать взрослому и самому себе. К 9 месяцам наблюдается расцвет лепета, он обогащается новыми звуками, интонациями и становится постоянным ответом на голосовое обращение взрослого.

При отставании в психическом развитии, при детском церебральном параличе, аутизме, глухоте, выявляемых в дальнейшем тяжелых нарушениях речи лепет отсутствует или проявляется в рудиментарной форме.

Пятый период возрастного развития ребенка первого года жизни (9-12 мес.)характеризуется прежде всего появлением нового типа общения со взрослым, а именно предметно-действенного. Контакт с ребенком устанавливается и поддерживается с помощью ярких предметов и игрушек, которыми ребенок активно манипулирует. При этом он начинает проявлять избирательное отношение к различным предметам, но у него всегда отчетливо выражена реакция на новизну. Характерной особенностью этого этапа развития является то, что активная ориентировочно-исследовательская деятельность ребенка начинает подавлять реакцию страха на новые раздражители.

Комплекс оживления в этом возрасте при нормальном психическом развитии закономерно угасает. Поэтому его выраженность, даже у недоношенного и ослабленного ребенка, является одним из признаков задержки психического развития.

Для диагностики психического развития ребенка на этом возрастном этапе важное значение имеет комплексная оценка эмоциональных реакций. При отставании в психическом развитии у ребенка отсутствует адекватная реакция на незнакомого человека, нет интереса к игрушкам, не выражена реакция на новизну, нет познавательных и дифференцированных эмоций. Мимика таких детей однообразна, улыбка носит подражательный характер и возникает в ответ на любое улыбающееся лицо взрослого, у них может наблюдаться недифференцированный комплекс оживления и автоматическое зрительное прослеживание.

Важное значение для диагноза и прогноза отклонений в развитии имеет также выявление реакции ребенка на речевое общение.

Развитие речевого общения в указанном объеме является показателем хорошего психического развития. При отставании психического развития ребенок на этом возрастном этапе не понимает обращенной речи и не начинает говорить сам. Он также не стремится к предметно-действенному общению со взрослым. Следует отметить, что если у ребенка все позитивные компоненты этого возрастного этапа хорошо выражены, но он не начинает произносить собственные лепетные слова, то это не имеет прямого диагностического значения, так как появление активной речи отличается большими индивидуальными вариациями.

В работе с младенцами первого полугода жизни необходимо учитывать следующие моменты.

1. Поведение взрослого в ситуации взаимодействия с младенцем должно соответствовать материнскому поведению, для которого характерны: использование специфической «детской» речи, преувеличенность мимики, особенности контакта глаз, проксемики общения и др.

Для «детской» речи характерно: упрощение синтаксиса (использование коротких простых фраз); повышение частоты основного тона; расширение диапазона голоса; замедление темпа речи; повторы фраз; удлинение пауз между высказываниями; использование уменьшительно-ласкательных суффиксов; наличие грамматически неправильных конструкций бессмысленных звуков; интонационное выделение ключевых слов (по форме они представляют собой либо слово – вопрос, либо слово – восклицание); выраженный интонационный контур фраз, предпочтение вопросительных и восклицательных конструкций..

2. Наиболее благоприятным для взаимодействия со взрослым является состояние спокойного бодрствования младенца. В этом состоянии малыш не спит, но остается пассивным. Его глаза открыты, взгляд ясен; ребенок с интересом смотрит по сторонам. Тело относительно расслаблено. Длительность спокойного бодрствования увеличивается с 20 – 30 минут на первом месяце жизни до 3 – 3,5 часов к году. Состояние младенца можно оценить по положению его рук. Так, согнутые в локтевых суставах руки с расслабленными кистями указывают на состояние спокойного бодрствования; сжатые кулаки и напряженные кисти рук – на состояние тревоги и перенапряжения соответственно.

3. Любому взаимодействию с младенцем должен предшествовать этап «настройки», на котором взрослому (матери) целесообразно рефлексировать свое эмоциональное состояние и отношение к ребенку. Рекомендуется инициировать контакт с младенцем, находясь в состоянии внутреннего спокойствия, расслабленности, хорошего настроения. Мы настоятельно не рекомендуем взрослому начинать занятие с ребенком, находясь в выраженном отрицательном психическом состоянии, поскольку маленькие дети чрезвычайно чувствительны к эмоциональному статусу собеседника. Большое значение также имеет конгруэнтность поведения взрослого.

4. Любое занятие с младенцем, независимо от содержания, начинается с установления контакта с ребенком (взгляд в глаза, обращение к младенцу по имени, тактильные воздействия). По поведению ребенка можно определить, вступает он в контакт со взрослым или отказывается от взаимодействия. Целесообразно заниматься с младенцем только в ситуации установления полного контакта с ним независимо от содержания упражнения.

5. В работе с младенцем можно использовать следующие приемы (см. табл. 2). Взрослый может руководить поведением младенца, актуализируя различные репрезентативные системы. Проведенное нами исследование показало, что исключение из взаимодействия внешней речи повышает значимость тактильно-кинестетической модальности и заставляет младенца сосредоточить внимание на тактильных ощущениях. В то же время в ситуации взаимодействия с молчащим взрослым увеличивается вероятность выхода ребенка из диалога (отказ от общения), так как речь привлекает внимание младенца ко взрослому. Исключение из взаимодействия тактильно-кинестетической репрезентативной системы приводит к доминированию визуальной модальности, двигательная активность младенца снижается, дети, как правило, демонстрируют зрительное и слуховое сосредоточение на взрослом или на игрушке. Привлечению внимания младенца к объекту способствует указание на нее взглядом – ребенок пытается проследить направление взгляда взрослого.

Таблица 2. Приемы работы с младенцами первого полугода жизни

Задача

Прием

Сосредоточить внимание

ребенка

на объекте

(например,

игрушке)

  • исключение взрослым из взаимодействия с младенцем внешней речи помогает сосредоточить внимание ребенка на собственных тактильных ощущениях;

  • младенцев больше привлекают движущиеся объекты, чем неподвижные;

  • в невербальном поведении взрослого отражается эмоциональное состояние интереса

Вызвать

зрительное

и слуховое

сосредоточение ребенка

на взрослом

  • устная речь привлекает внимание младенца, а исключение из взаимодействия тактильного контакта приводит к уменьшению двигательной активности ребенка;

  • изменение интонации и мимики взрослого привлекают внимание ребенка

Стимулировать коммуникативную активность

ребенка

  • взрослый общается с младенцем регулярно, выбирая оптимальный уровень стимуляции (и избыток стимуляции, и недостаток снижают активность ребенка);

  • в ходе взаимодействия взрослый хвалит ребенка, указывает его положительные личностные качества;

Стимулировать

исследовательскую активность

ребенка

  • взрослый разговаривает с ребенком от имени того предмета, который необходимо обследовать;

  • взрослый помогает ребенку обследовать объект в ситуации зрительного сосредоточения ребенка на объекте;

6. Необходимо помнить, что младенец – это субъект общения, а не объект воздействия взрослого, и признавать за ребенком право на желания, мысли и внутренний мир. Из этого тезиса следует, что в ходе взаимодействия взрослый должен всегда «следовать» за поведением ребенка, выстраивать своё ответное поведение в соответствии с коммуникативным проявлением младенца.

Большое значение для коммуникативного развития ребенка имеет поддержка и стимулирование его инициативы. Этому способствует чувствительность взрослого к коммуникативным реакциям малыша и готовность изменять свое поведение в зависимости от поведения младенца. Взрослому рекомендуется персонально подходить к выбору оптимального уровня стимуляции, поскольку недостаток стимуляции так же, как и ее избыток, тормозит развитие инициативы ребенка.