7. По масштабу решаемых задач различают психокоррекцию:
- общую;
- частную;
- специальную.
Под общей коррекциейподразумеваются мероприятия общекоррекционного порядка, нормализующие специальную микросреду клиента, регулирующие психофизическую, эмоциональную нагрузки в соответствии с возрастными и индивидуальными возможностями, оптимизирующими процессы созревания психических свойств у личности, что само по себе может способствовать ликвидации психических нарушений и гармонизации личности в ходе дальнейшего развития.
Под частной психокоррекциейпонимают набор психолого-педагогических воздействий, представляющих собой адаптированные для детского и подросткового возраста психокоррекционные приемы и методики, используемые в работе со взрослыми, а также специально разработанные системы психокоррекционных мероприятий, основанных на ведущих для определенного возраста онтогенетических формах деятельности, уровнях общения, способах мышления и саморегуляции.
Каждый прием имеет, как правило, несколько направлений психокоррекционного воздействия. Частная психокоррекция вооружает специалиста арсеналом средств психологического воздействия, которыми он насыщает программу групповой или индивидуальной работы.
Специальная психокоррекция- это комплекс приемов, методик и организационных форм работы с клиентом или группой клиентов одного возраста, являющихся наиболее эффективными для достижения конкретных задач формирования личности, отдельных ее свойств или психических функций, проявляющихся в отклоняющемся поведении и затрудненной адаптации (застенчивость, агрессивность, неуверенность, сверхнормативность или асоциальность, неумение действовать по правилам и удерживать взятую на себя роль, четко излагать свои мысли, боязливость, аутичность, склонность к стереотипии, конфликтность, завышенная самооценка и т.д.).
Специальная психокоррекция, таким образом, призвана исправлять последствия неправильного воспитания, нарушившего гармоническое развитие, социализацию личности. Негативные аспекты могут быть обусловлены как субъективными, так и объективными факторами.
Особый случай представляют условия детских домов, исправительных учреждений для несовершеннолетних, воспитание в которых неотделимо от коррекции. В этих случаях первичным фактором, нарушающим психический онтогенез, является психогения, и психокоррекция направлена на преодоление результатов неправильного воспитания.
Психокоррекционная ситуация.
Несмотря на различие в теориях, целях, процедурах и формах коррекционной работы, психологическое воздействие сводится к тому, что один человек пытается помочь другому.
Коррекционная ситуация включает в себя 5 основных элементов:
1. Человек, который страдает и ищет облегчения своей проблемы. Человек, который имеет целый ряд проблем различного рода и нуждается в психологической помощи, в психокоррекции, - это клиент.
2. Человек, который помогает и благодаря обучению или опыту воспринимается как способный оказывать помощь, - это психолог, психокорректор.
3. Теория которая используется для объяснения проблем клиента. Психологическая теория включает психодинамику, принципы научения и другие психические факторы.
4. Набор процедур (техник, методов), используемых для решения проблем клиента. Эти процедуры непосредственно связаны с теорией.
5. Специальные социальные отношения между клиентом и психологом, которые помогают облегчить проблемы клиента.
Психолог должен стремиться к созданию такой атмосферы, которая позволяет клиенту с оптимизмом смотреть на решение своих проблем. Такое специальное отношение является фактором, характерным для всех форм воздействия.
Методологические основы организации психологической коррекции
Выбор исходной теоретической позиции для оказания профессионального воздействия на внутренний мир другого человека представляет для практического психолога главный момент в решении вопроса о содержании взаимодействия с клиентом и пользователем.
Принятие решения о психологической коррекции и путях ее осуществления определяется представлением психолога о содержании своей коррективной работы. В дальнейшем изложении материала мы будем исходить из того, что психологическая коррекция - это обоснованное воздействие психолога на дискретные характеристики внутреннего мира человека, то есть психолог имеет дело с конкретными проявлениями желаний, переживаний, познавательных процессов и действий человека. Воздействие оказывается на основании теоретического представления о норме осуществления действий, о норме содержания переживаний, о норме протекания познавательных процессов, о норме целеполагания в том или ином конкретном возрастном периоде.
Практический психолог пользуется психодиагностической информацией для сопоставления ее с теоретическими данными о закономерностях возрастного развития и составляет программу коррекционной работы с конкретным человеком или группой людей. Другими словами, психолог, занимающийся коррекцией, работает по следующей схеме:
• что есть?
• что должно быть?
• что надо сделать, чтобы стало должное?
Основной научной категорией, направляющей решение этого вопроса, является категория нормы психического развития, которая позволяет обосновать системный переход к работе практического психолога.
Представляется существенно важным выделить в этой категории следующие уровни ее анализа:
• нейропсихологический;
• общепсихологический;
• возрастно-психологический.
На первом, нейропсихологическом уровнепрактический психолог, анализируя психодиагностическю данные, может сделать заключение о мозговой организации исследуемого явления (А.Р. Лурия, Е.Д. Хомская и др.). Знание о функциональной организации мозга, о локальных поражениях мозга и основных принципах локализации функций позволяет выбрать адекватные средства и способы воздействия в коррекционной работе.
Общепсихологический уровеньанализа содержания нормы психического развития предполагает использование данных об основных закономерностях и механизмах функционирования внутреннего мира человека.
Возрастно-психологический уровеньанализа содержания нормы психологического развития позволяет конкретизировать общепсихологические данные и индивидуализировать их изучение практическим психологом.
- Вопросы
- «Методика коррекционно-развивающей работы при интеллектуальной недостаточности»
- 2012-2013 Учебный год
- Ответы на вопросы
- 1. Развитие представлений об интеллектуальной недостаточности с древних времен до наших дней
- История становления специальной педагогики в России
- Актуальные проблемы специального образования на современном этапе
- История становления и развития национальных систем специального образования (социокультурный контекст)
- Первый период эволюции: от агрессии и нетерпимости к осознанию необходимости призрения инвалидов
- Третий период эволюции: от осознания возможности обучения детей с сенсорными нарушениями к признанию права аномальных детей на образование. Становление системы специального образования
- Пятый период эволюции: от равных прав к равным возможностям; от «институциализации» к интеграции
- Хронологические сроки прохождения периодов эволюции отношения общества и государства к липам с отклонениями в развитии в Западной Европе и в России
- 2. Выдающиеся ученые-дефектологи их вклад в теорию и практику специального образования
- 3. Понятие «коррекционное образование», структурные компоненты
- 4. Понятие психологической коррекции, предмет и задачи
- 5. Принципы психологической коррекции, особенности их реализации на различных возрастных этапах
- 6. Виды и формы психокоррекции
- 1. По характеру направленности выделяют коррекцию:
- 2. По содержанию различают коррекцию:
- 7. По масштабу решаемых задач различают психокоррекцию:
- 7. Условия эффективности коррекционно-развивающей работы при интеллектуальной недостаточности требования, предъявляемые к специалисту, осуществляющему психокоррекционные мероприятия
- 8. Определение целей, задач, содержания и методов коррекционно-развивающей работы при интеллектуальной недостаточности
- Содержание образования
- 9. Особенности работы учителя-дефектолога с детьми с интеллектуальной недостаточностью в различных типах специальных учреждений и в условиях интегрированного обучения
- 10. Понятие, признаки, структура педагогических технологий
- 11. Цель и основные направления коррекционной работы с детьми с интеллектуальной недостаточностью.
- 12. Научно-методические основы планирования коррекционной работы с детьми с интеллектуальной недостаточностью.
- 13. Проблемы планирования коррекционно-развивающей работы в педагогической практике.
- 14. Коррекционно-развивающие задачи к занятию, их основные характеристики, способы формулирования.
- 15. Разработка технологической карты коррекционного занятия с учащимися с легкой степенью умственной отсталости.
- Технологическая карта коррекционного занятия
- 16. Нормативная документация, регламентирующая организацию коррекционно-развивающей работы при интеллектуальной недостаточности.
- 17. Психологические особенности младенческого возраста.
- 1. Кризис новорожденности
- 2. Психологическая характеристика периода новорожденности
- 3. Эмоциональное общение со взрослым как ведущая деятельность младенца
- 4. Основные линии психического развития ребенка
- 5. Новообразования младенческого возраста
- 18. Стимуляция эмоционально-коммуникативного поведения ребенка первого года жизни.
- 19. Коррекционно-развивающая работа по формированию сенсорной сферы у детей первого года жизни.
- 20. Особенности развития двигательной сферы детей первого года жизни.
- 21. Организация ранней комплексной коррекционно-педагогической помощи детям с интеллектуальной недостаточностью.
- 22. Содержание коррекционно-развивающей работы по сенсорному развитию ребенка раннего возраста.
- 23. Содержание работы по формированию моторно-двигательной сферы детей раннего возраста.
- 24. Стимуляция эмоционально-коммуникативного поведения ребенка раннего возраста.
- 25. Взаимодействие олигофренопедагога с родителями. Основные направления в работе специалистов с семьей.
- 26. Направления коррекционно-развивающей работы с детьми дошкольного возраста.
- 27. Содержание коррекционной работы с детьми с интеллектуальной недостаточностью дошкольного возраста.
- 28. Приемы работы по формированию способностей понимать обращенную речь.
- 29. Педагогическая диагностика как основа организации коррекционно-развивающей работы с детьми дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью.
- Методы психолого-педагогической диагностики умственной отсталости
- 30. Задачи коррекционно-педагогической помощи и коррекционно-воспитательной работы с детьми с различной степенью интеллектуальной недостаточности.
- 31. Коррекционно-развивающая работа по формированию познавательной деятельности у детей с интеллектуальной недостаточностью.
- 32. Коррекционно-развивающая работа по формированию пространственной ориентировки у детей с интеллектуальной недостаточностью.
- 33. Коррекционно-развивающая работа по формированию социального поведения у детей с интеллектуальной недостаточностью.
- 34. Направления и содержание коррекционно-развивающей работы с детьми с интеллектуальной недостаточностью школьного возраста.
- 35. Особенности организации и проведения коррекционных занятий с детьми с интеллектуальной недостаточностью школьного возраста.
- 36. Психолого-педагогическое сопровождение лиц с интеллектуальной недостаточностью после окончания образовательного учреждения.
- 37. Виды помощи на коррекционном занятии, последовательность и правила ее оказания.
- 38. Основные направления психологической помощи и особенности ее реализации (психопрофилактика, просвещение, консультирование, психокоррекция).
- Психопрофилактика и психогигиена,
- 39. Организация взаимодействия педагога и ребенка с интеллектуальной недостаточностью в учебном процессе.
- 40. Семья как активный участник коррекционно-педагогического процесса.
- 41. Особенности психолого-педагогического сопровождения семей, воспитывающих детей с интеллектуальной недостаточностью.
- 2. Консультирование родителей (о дальнейшем маршруте обучения, о перспективах).
- 42. Психологическое изучение семей: цели, задачи, принципы и направления диагностической работы.
- 43. Психологическое сопровождение ребенка с интеллектуальной недостаточностью в учебно-воспитательном процессе.
- 44. Особенности проведения консультирования детей с интеллектуальной недостаточностью.
- Гностический блок
- Конструктивный блок
- Организационный блок
- Оценочный блок
- 45. Формы организации коррекционных занятий. Современные требования к проведению коррекционного занятия.
- Организация коррекционно-развивающих занятий.
- Современные требования к проведению коррекционного занятия.
- III.Примерная структура фронтального занятия.
- 46. Содержание коррекционных и развивающих занятий, реализация принципов психокоррекции.
- 47. Организация и содержание образования учащихся с умеренной и тяжелой интеллектуальной недостаточностью
- 48. Основные направления коррекционно-развивающей работы с детьми с интеллектуальной недостаточностью в условиях цкрОиР.
- 1. Методическое направление
- 2. Коррекционно-развивающая работа и социальная реабилитация
- 3. Диагностическое направление
- 4. Консультативное направление
- 5. Социально-психологическое направление.
- 6. Информационно-аналитическое направление
- 49. Основные направления коррекционно-развивающей работы с детьми с интеллектуальной недостаточностью в условиях надомного обучения.
- Общие принципы и правила работы педагогов надомного обучения:
- 50. Специфика организации педагогического общения с детьми, имеющими интеллектуальную недостаточность.
- 2. Повышение психической активности ребенка.