logo
Шпоры по педагогике 3 курс

67. Понятие о средствах воспитания и самовоспитания.

В педагогической науке выделяются понятия средства воспитания и самовоспитания. Если под приемом понимается единичное воздействие, то под средством – совокупность приемов. Средство – уже не прием, но еще не метод. Например, труд – средство воспитания, но показ, оценка труда, указание на ошибку в работе – это приемы. Слово (в широком понимании) – средство воспитания, но реплика, ироническое замечание, сравнение – приемы. В связи с этим иногда метод воспитания определяют как систему приемов и средств, используемых для достижения поставленной цели, так как в структуре метода приемы и средства присутствуют обязательно.

Средства самовоспитания – это типичные методы действия на себя, что опосредуют цели итог. Учитывая индивидуальности своей персоны определенные условия, каждый человек избирает их среднее сочетание. Специальное место в ряду средств самовоспитания занимают средства управления своим состоянием, т.е. средства саморегуляции. К ним относятся приемы отключения, самоотвлечения, релаксации, самоубеждение, самоприказ, самовнушение и др.

К средствам воспитания и самовоспитания относятся также различные виды деятельности (игровая, учебная, трудовая), педагогическая техника (речь, мимика, движения и т.д.), средства, обеспечивающие нормальную жизнедеятельность учителей и учеников. Значение этих факторов незаметно до тех пор, пока они находятся в пределах нормы. Но как только норма нарушается, значение фактора может стать определяющим. Известно, например, какие послабления делаются больным детям. Невыспавшийся, нервничающий воспитанник требует иных методов, чем воспитанник здоровый и бодрый. Отсутствие необходимых наглядных пособий вынуждает воспитателя корректировать методы, обходиться тем, что есть, и т. д.