3. Методология, методы и логика педагогического исследования
В современной литературе под методологией понимают прежде всего методологию научного познания, т.е. учение о принципах построения, формах и способах научно-познавательной деятельности. Методология науки дает характеристику компонентов научного исследования его объекта, предмета анализа, задач исследования, совокупности исследовательских средств, необходимых для их решения, а также формирует представление о последовательности движения исследователя в процессе решения исследовательских задач.
Рассмотрим педагогическое исследование в его движении, в динамике, как процесс перехода от незнания к знанию. Для этого необходимо использовать общие категории, которыми характеризуется любая деятельность: цель, средства, результат.
Методы педагогического исследования в отличие от методологии – это сами способы изучения педагогических явлений, получения научной информации о них с целью установления закономерных связей, отношений и построения научных теорий. Все их многообразие можно разделить на три группы: методы изучения педагогического опыта, методы теоретического исследования и математические и статистические методы.
Методы изучения педагогического опыта – это способы исследования реально складывающегося опыта организации образовательного процесса. Изучается как передовой опыт, т. е. опыт лучших учителей, так и опыт рядовых учителей.
Наблюдение – целенаправленное восприятие какого-либо педагогического явления, в процессе которого исследователь получает конкретный фактический материал. При этом ведутся записи (протоколы) наблюдений. Наблюдение проводится обычно по заранее намеченному плану с выделением конкретных объектов наблюдения.
Методы опроса — беседа, интервью, анкетирование. Беседа – самостоятельный или дополнительный метод исследования, применяемый с целью получения необходимой информации или разъяснения того, что не было достаточно ясным при наблюдении. Беседа проводится по заранее намеченному плану с выделением вопросов, требующих выяснения. Беседа ведется в свободной форме без записывания ответов собеседника. Разновидностью беседы является интервьюирование, привнесенное в педагогику из социологии. При интервьюировании исследователь придерживается заранее намеченных вопросов, задаваемых в определенной последовательности. Во время интервью ответы записываются открыто.
Анкетирование – метод массового сбора материала с помощью анкеты. Те, кому адресованы анкеты, дают письменные ответы на вопросы. Беседу и интервью называют опросом «лицом к лицу», анкетирование – заочным опросом.
Ценный материал может дать изучение продуктов деятельности учащихся: письменных, графических, творческих и контрольных работ, рисунков, чертежей, деталей, тетрадей по отдельным дисциплинам и т.д.
Изучение школьной документации (личных дел учащихся, медицинских карт, классных журналов, ученических дневников, протоколов собраний, заседаний) вооружает исследователя некоторыми объективными данными, характеризующими реально сложившуюся практику организации образовательного процесса.
Особую роль в педагогических исследованиях играет эксперимент – специально организованная проверка того или иного метода, приема работы для выявления его педагогической эффективности. Педагогический эксперимент – исследовательская деятельность с целью изучения причинно-следственных связей в педагогических явлениях, которая предполагает опытное моделирование педагогического явления и условий его протекания; активное воздействие исследователя на педагогическое явление; измерение отклика, результатов педагогического воздействия и взаимодействия; неоднократную вопроизводимость педагогических явлений и процессов.
Перечисленные методы еще называют методами эмпирического познания педагогических явлений. Они служат средством сбора научно-педагогических фактов, которые подвергаются теоретическому анализу. Поэтому и выделяется специальная группа методов теоретического исследования.
Теоретический анализ – это выделение и рассмотрение отдельных сторон, признаков, особенностей, свойств педагогических явлений. Анализируя отдельные факты, группируя, систематизируя их, мы выявляем в них общее и особенное, устанавливаем общий принцип или правило. Анализ сопровождается синтезом, он помогает проникнуть в сущность изучаемых педагогических явлений.
Индуктивные и дедуктивные методы – это логические методы обобщения полученных эмпирическим путем данных. Индуктивный метод предполагает движение мысли от частных суждений к общему выводу, дедуктивный – от общего суждения к частному выводу.
Математические методы в педагогике применяются для обработки полученных методами опроса и эксперимента данных, а также для установления количественных зависимостей между изучаемыми явлениями. Они помогают оценить результаты эксперимента, повышают надежность выводов, дают основания для теоретических обобщений. Наиболее распространенными из математических методов, применяемых в педагогике, являются регистрация, ранжирование, шкалирование.
Регистрация – метод выявления наличия определенного качества у каждого члена группы и общего подсчета количества тех, кого данное качество имеется или отсутствует (например, количество активно работающих на занятии и пассивных).
Ранжирование (или метод ранговой оценки) требует расположения собранных данных в определенной последовательности (обычно в порядке убывания или нарастания каких-либо показателей) и, соответственно, определения места в этом ряду каждого из исследуемых (например, составление перечня наиболее предпочитаемых одноклассников).
Шкалирование – введение цифровых показателей в оценку отдельных сторон педагогических явлений. Для этой цели испытуемым задают вопросы, отвечая на которые они должны выбрать одну из указанных оценок. Например, в вопросе о занятиях какой-либо деятельностью в свободное время нужно выбрать один из оценочных ответов: увлекаюсь, занимаюсь регулярно, занимаюсь нерегулярно, ничем не занимаюсь.
Статистические методы применяются при обработке массового материала — определении средних величин полученных показателей: среднего арифметического (например, определение количества ошибок в проверочных работах контрольной и экспериментальной групп); медианы — показателя середины ряда (например, при наличии двенадцати учащихся в группе медианой будет оценка шестого ученика в списке, в котором все учащиеся распределены по рангу их оценок); подсчет степени рассеивания около этих величин — дисперсии, т.е. среднего квадратического отклонения, коэффициента вариации и др.
К организационным методам педагогического исследования относят исследования: лонгитюдные (растянутые и продолжаемые во времени), сравнительные (предполагают операцию сравнения качественных и количественных показателей различных экспериментальных групп, коллективов), а также комплексный подход.
- 1. Педагогика как наука. Объект, предмет и задачи педагогики на современном этапе.
- 2. Система педагогических наук. Связь педагогики с другими науками.
- 3. Методология, методы и логика педагогического исследования
- 4. Основные педагогические понятия
- 5. Зарождение воспитания в первобытном обществе. Возникновение организованных форм воспитания.
- 7. Школа и педагогическая мысль в средние века. Вклад средневековых философов в педагогическую науку (п. Абеляр, ф. Аквинский).
- 8. Педагогическая мысль в эпоху Возрождения и Реформации. Вклад философов-гуманистов (ф. Рабле, э. Роттердамский, т. Мор,
- 9. Педагогическая мысль в странах Западной Европы в XVII–XVIII вв.
- 10. Развитие школьного образования и педагогической мысли в истории Беларуси.
- 11. Педагогические взгляды белорусских эпохи Возрождения (ф. Скорина)
- 14. Я.А. Коменский как основоположник педагогической науки.
- 15. Педагогическая теория «воспитания джентльмена» Дж. Лока. Теория «естественного и свободного воспитания» ж.Ж. Руссо.
- 16. Педагогическая деятельность и идеи и.Г. Песталоцци и Гербарта.
- 17. Принципы природосообразности и культуросообразности воспитания а. Дистервега и Оуэна.
- 18. Педагогические взгляды а.И. Герцена, н.А. Добролюбова,
- 19. Педагогические взгляды и педагогическая деятельность
- 20. Педагогические взгляды и педагогическая деятельность
- 21. Педагогические взгляды и педагогическая деятельность
- 22. Педагогические взгляды и педагогическая деятельность
- 23. Педагогические взгляды и педагогическая деятельность
- 24. Развитие педагогической мысли в Республике Беларусь в 90-е годы хх века.
- 26. Понятие личности, ее развитие и формирование. Соотношение понятий «человек», «индивид», «личность», «индивидуальность».
- 27. Теория возрастного развития личности. Основные понятия и сущность теории возрастного развития личности.
- 28. Психолого-педагогические особенности воспитания и развития младших школьников (6-10 лет), подростков (11-14 лет). Индивидуальные и возрастные особенности воспитанников в ранней юности (14-18 лет).
- 29. Детская одаренность.
- 30. Идея гармонического и всестороннего развития личности в истории педагогики.
- 31. Понятие целостного педагогического процесса. Исторические предпосылки научного представления о педагогическом процессе как целостном явлении.
- 32. Закономерности и принципы педагогического процесса, их характеристика.
- 33. Дидактика как теория обучения и образования. Предмет и задачи дидактики.
- 34. Функции обучения.
- 35. Процесс обучения: его составные компоненты и их характеристика.
- 36. Деятельность педагога и учащегося как субъектов педагогического процесса.
- 38. Основные направления формирования содержания образования в Республике Беларусь.
- 39. Виды образования и их взаимосвязь.
- 40. Концепция физкультурного образования.
- 41. Нормативные документы, реализующие содержание образования.
- 1. Принципы обучения как система требований к эффективному построению учебного процесса.
- 42. Система принципов обучения и их характеристика.
- 43. Понятие «метод», «прием» обучения. Основные подходы к классификации методов обучения.
- 44. Сущность и содержание методов обучения.
- 45. Проблема активизации учебно-познавательной деятельности учащихся и активные методы обучения.
- 46. Выбор оптимального сочетания методов обучения. Специфика реализации методов обучения на занятиях физической культурой.
- 47. Понятие о средствах обучения. Классификация средств обучения.
- 2. Составляющие технологии обучения и их характеристика.
- 3. Основные подходы к классификации технологий обучения.
- 49. Педагогический опыт педагогов-новаторов (в.Ф. Шаталов, е.Н. Ильин, и.П. Иванов, и.П Волков, с.Н. Лысенкова, ш.А. Амонашвили).
- 50. Понятие о видах обучения. Характеристика основных видов обучения в современной школе, их преимущества и недостатки.
- 51. Общее понятие о формах организации учебного процесса.
- 52. Групповые формы обучения.
- 53. Классно-урочная система и ее характеристика.
- 54. Педагогические требования к уроку.
- 55. Типология и структура уроков.
- 56. Особенности урока физической культуры.
- 57. Внеклассная работа как форма организации учебной работы.
- 58.Понятие о сущности педагогического контроля и оценки. Характеристика понятий «оценка», «отметка».
- 59. Функции и формы педагогического контроля и оценки.
- 60. Самоконтроль и самооценка учебно-познавательной деятельности учащихся.
- 61. Особенности педагогического контроля и оценки на занятиях физической культурой
- 62. Воспитание - составляющая целостного педагогического процесса. Сущность, особенности, этапы процесса воспитания.
- 64. Самовоспитание как высший этап процесса педагогического процесса.
- 63. Характеристика основных принципов воспитания в их специфике и взаимосвязи.
- 65. Понятия о методах и приемах воспитания. Общая характеристика методов воспитания в системе целостного педагогического процесса.
- 66. Система общих методов воспитания, их классификация.
- 67. Понятие о средствах воспитания и самовоспитания.
- 68. Сущность понятия «форма воспитания». Общая характеристика форм воспитательной работы.
- 69. Семья, ее типы и задачи. Правовые основы семейного воспитания.
- 75. Понятие «умственное воспитание», его содержание и сущность, место и роль в решении задач всестороннего развития личности.
- 3. Возможности двигательной деятельности в решении задач умственного воспитания.
- 77. Понятие о мировоззрении. Сущность мировоззрения и его внутренняя структура.
- 78. Назначение и функции мировоззрения. Основные виды мировоззрения.
- 79. Основные пути и средства формирования мировоззрения личности.
- 80. Нравственное воспитание – одна из важнейших составляющих всестороннего развития личности. Цель, задачи нравственного воспитания.